4
https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/kalini01.pdf
Опыт построения равноправных отношений «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК».
Условием развития детей с РДА является обучение, задача которого – осмысление самого себя и своих взаимодействий с окружающим миром.
Специфика детей представляет особую трудность для учителя в том, что дети проявляют:
слабый зрительный контакт
отсутствие эмоциональной взаимности
неадекватная реакция на изменение ситуации
нарушения в ощущении времени.
В качестве основных поведенческих проблем аутичных детей выступают страхи и агрессия. Страх мешает адаптации ребёнка к окружению, порождает неадекватное поведение, является помехой для любых изменений в жизни.
Невозможность самостоятельно адаптироваться к изменениям в жизни часто ставит аутичного ребёнка под угрозу эмоционального срыва.
Школа нужна аутичному ребёнку, может быть , больше, чем любому другому, но она и более трудна для него, чем для других детей.
Всё это говорит о том, что при обучении аутичных детей действительно требуется нестандартный подход.
Организация образовательного пространства и среды, направленная на формирование социальной устойчивости предполагает ПОСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК».
I уровень - Право на существование.
На этом этапе нужно принять ребёнка таким, каким он есть. Увидеть в нём Человека с его прошлым и будущим.
Главная линия поведения учителя: терпение и снисходительность. Нужно быть терпимым ко всему: к крику, агрессии, непослушанию, невнимательности, к двигательной расторможенности.
Необходимо пресекать только самоагрессию.
Аутичный ребёнок на все свои проявления имеет полное право, это его реакция, способ остаться в своём мире, где ему так привычно.
Терпимость и снисходительность учителя должны стать той базой, тем фундаментом, на котором будут строиться остальные уровни отношений.
Павел Ф. – не садится за парту, за месяц обучения в «0» классе не обращает никакого внимания на учителя, не слушает никого. По классу и школе бегает, скидывая на пол все предметы. Кричит, смеётся. Предложенные книги очень быстро пролистывает и сбрасывает на пол.
Через месяц, когда учитель пришёл к нему домой, Павлик впервые обратил на него внимание. Этот визит стал поворотным моментом в их отношениях.
II уровень – Право на уют.
На этом уровне выстраивается внешняя сторона отношений, определяется место встречи (школа, класс), где ученика обязательно встретить радостно. конкретно каждого. Напомнить о каком-то радостном событии, сказать, как вы рады его видеть!
Определяется, где будет сидеть ребёнок, кто его сосед по классу, парте.
На этом уровне важно «отпускать» ребёнка заняться чем-то своим, знакомым (бегать, прыгать). Постепенно, на более длительное время усаживать за парту, брать его руки в свои, начинать понемногу выполнять какое-то задание. Любое выполнение задания, даже небольшого по объёму, должно поощряться похвалой учителя. Ученик должен почувствовать, что вы дадите ему возможность заняться чем-то своим, но после выполнения задания.
На этом уровне возможно влияние учителя на настроение ученика: его можно улучшить, если дать возможность заняться чем-то знакомым, понятным, прстым.
Главное на этом этапе – научиться считаться с настроением ученика, т.к. его настроение - это проявление внутреннего мира, его страхов и неуверенности.
Со временем, занятия увеличиваются по времени, наполняются большим объёмом знаний и навыков, но игра ещё остаётся.
Павел Ф. – долго играет в железную дорогу, уговариваю нарисовать её в альбоме. Мягко разворачивая за плечи, усаживаю за парту и, взяв его руки в свои, начинаю вместе с ним рисовать. Считаем вагоны, выясняем, в каком едет Павлик, где машинист и т.д. чувствую, что Павлик напрягается – устал; предлагаю обозначить вагоны цифрами и отпускаю его снова поиграть.
III уровень – Желанные отношения.
Напоминайте ученику, как Вы ему рады, что Вы его ждёте. Говорите, что Вы чувствуете, когда у него что - то получается (гордитесь им, радуетесь за него, надеетесь на будущий успех). Вспоминайте ярко, эмоционально, подробно о прошлом занятии, о том, как он выполнял задание, о том, как сидел за партой и т.д.
Что может разрушить эти уже сложившиеся отношения?
1). Равнодушие к успехам ученика.
2). Пренебрежительное отношение к его увлечению.
Задача этого уровня:
Сделать так, чтобы к Вам захотелось подойти, Вам улыбнуться, что – то рассказать, обратиться за помощью.
Как проверить, что отношения сложились на этом уровне?
Вам самим хочется увидеть этого ребёнка, становится радостно от того, что чего – то Вы с ним уже достигли, хотя бы самую малость.
IV уровень – Взаимопонимание.
Задача на этом уровне – научиться понимать причины поведения аутичного ребёнка, причину отказа от работы или неправильного её выполнения.
На этом уровне надо дать почувствовать, что Вы уверены в ребёнке, в его способностях, в его хороших человеческих качествах. Опираться нужно только на те навыки, которые у ребёнка уже сформированы и закреплены.
Что может помешать развитию отношений на этом уровне?
Слишком быстрый темп обучения. Конкретность мышления аутичного ребёнка требует подробного, тщательного отрабатывания элементов. Этапов учебного материала.
Разный уровень усвоения учебного материала учащимися класса.
Необходимо дать ребёнку почувствовать, что он сможет выполнить задание, а вы ему обязательно поможете там, где у него пока не получается.
Взаимопонимание с каждым учеником, в классе в целом, зависит от позиции учителя. Его установка на помощь детей друг другу, на терпимое отношение к тем, кто работает медленно, на стремление помочь, выразить просьбу, и принять её – всё это учит детей жить в коллективе. У детей возникают предпосылки уверенности в себе и друг друге.
V уровень – Интерес.
Аутичный ребёнок к этому уровню готов видеть только школьную жизнь одноклассников. Расспрашивая о том, что дети делали на каникулах, в выходные дни, рассматривая домашние фотографии, комментируя их, можно расширять картину мира и представлений друг о друге. Наши совместные с родителями походы в лес, на экскурсии создают «наши» впечатления.
В походах открывается много нового о детях: Алёша умеет фотографировать, Серёжа – запускать воздушного змея, Павел – разводить костёр.
К празднику 8 Марта мы приготовили стенд «Женские истории» где были выставлены фотографии мам, начиная с детства. Столько нового и интересного узнали дети о своих мамах и мамах одноклассников: знакомая тётя Лена, оказывается, балерина, тётя Наташа любила собак, когда была маленькой. Дети задавали много вопросов, гордились своими родными. Затем все вместе стали предполагать, какими будут они сами, когда вырастут.
Главная задача учителя на этом уровне: привлечь внимание детей к интересам других, научить уважать эти интересы, дать понятие «Интересный человек».
VI уровень – Доверие.
Как можно проверить, что отношения перешли на этот уровень?
Поведение в классе ровное и спокойное, постепенно уходит в прошлое аутостимуляция, двигательная расторможенность. Дети на уроках внимательны, готовы к тактильному и визуальному контакту, не тратят силы на отгороженность от учителя. Они ему доверяют, соглашаются с изменениями в расписании, перестановкой мебели. Дети приносят в класс свои игрушки, дают их другим детям. Ребёнок не боится быть самим собой.
Главная задача на этом уровне – быть честным, не нарушить сложившиеся отношения с учениками, спрашивать мнение детей и считаться с ним. Принимать коллективное решение, постоянно подчёркивая своё доверие к детям.