БЛОК “ФУНКЦИЯ”
Основная цель:
Дать понятие функции, сформировать понятие о числовой функции на примере линейных функций.
Учащиеся должны:
-
Знать способы задания функции;
-
Уметь находить значение функции по известному значению аргумента;
-
Определять значение аргумента по значению функции. Уметь строить и читать графики функций y= kx; y=kx+b; y=x2;y= x3.
Вопросы блока:
-
Понятие функции, зависимой и независимой переменной;
-
Вычисление значений функции по значению аргумента и вычисление значений аргумента по значению функции;
-
График функции, нахождение значений аргумента и значений функции по графику.
-
Построение и свойства графиков линейной функции, прямой пропорциональности, y=x2; y=x3
-
Взаимное расположение графиков функции.
План прохождения блока:
-
Вводная лекция с опорным конспектом
-
ВТ
-
ВОЗ
-
ВОЗ
-
ИЗ 1
-
КВ
-
КР
ПЛАН работы
1.Определение функции, зависимой и независимых переменных на примерах.
2. Понятие области определения, множества значений функции.
3. Вычисление значений функции по значению аргумента и вычисление значений аргумента по значению функции.
4. Определение графика функции.
5. Построение графика линейной функции, прямой пропорциональности, y=x2; y=x3 и их свойства.
6. Расположение графика функции y= kx при k 0 и k 0
7. Взаимное расположение двух графиков линейной функции.
- от чего зависит ваше сегодняшнее настроение?
- от чего зависят ваши оценки?
- от чего зависит ваш вес?
- Определите, какое ключевое слово нашей темы?
- Существует ли между объектами связь?
Это понятие мы сегодня введем на сегодняшнем уроке
Связь между величинами. Функция
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формируемые результаты:
Предметные: ввести понятия функции и функциональной зависимости.
Личностные: формировать представление о математической науке как сфере математической деятельности, о её значимости для развития цивилизации.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Планируемые результаты:
Учащийся научится определять, является ли данная зависимость функциональной.
Основные понятия: зависимость, функция, аргумент, значение функции, область определения и область значения.
Межпредметные связи: русский язык, физика, география
Вид деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
УМК: «Алгебра. 7 класс», А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, «Вентана-Граф», 2017
Составляем опорный конспект:
Р = 4а
Найдите периметр если а = 1,2,5
Проговорить значения а мы берем любые, а периметр зависит от выбранных нами величин
Ответьте на вопрос : Какие из переменных величин являются зависимыми, какие независимыми? Почему?
.
Величина а не зависимая или зависимая? (не зависима)
Величина Р зависимая или независимая? (зависимая)
Приведите свои примеры.
№ 746
Какие из переменных величин являются зависимыми, какие независимыми? Почему?
Ответ. Проговаривают, что
х – независимая переменная, т.к. выбрана случайно
y – зависимая, т.к. зависит от выбранного значения х
работа в тетрадях.
Запишите формулу нахождения площади квадрата, прямоугольника, формулу объема куба и пройденного пути (расстояния).
Назовите не зависимые переменные, назовите зависимые переменные.
Работа в парах.
Найдите координаты точек A, B, C, D, E, изображённых на рисунке.
По очереди назовите координаты точек.
В таблице представлено изменения температуры воздуха за су тки. Заполните
пропуски.
Заполните пропуски
Температура воздуха была равна –2 °С в ___ ч.
Т емпература воздуха была равна _____ °С в 4 ч.
Самая низкая температура была ____ °С в ______ ч.
Самая высокая температура составляла_____ С в ____ ч
Задание 1
1.Функция задана формулой у=5х-3. Найдите значение функции, соответствующее значению аргумента, равному 1; -2; 4 . Назовите независимую перемену, назовите зависимую переменную.
2. Функция задана формулой у=4х+1. Найдите значение функции, соответствующее значению аргумента, равному 0; 1/4; -1 . Назовите независимую перемену, назовите зависимую переменную.
Задание 2.
1. Найдите значение аргумента, при котором значение функции равно -3; -6; 0, если функция задана формулой у= 0, 1х+ 4. Назовите независимую перемену, назовите зависимую переменную.
2. Найдите значение аргумента, при котором значение функции равно 8; -6; 100, если функция задана формулой у= -5х+ 6. Назовите независимую перемену, назовите зависимую переменную.
ОК1
Связь между величинами. Функция.
Р = 4а
а независимая переменная, р зависимая переменная
(чем больше а, тем больше р)
правило,
Страница 138 ответить на вопросы. И проговорить в парах.
Как называется не зависимая переменная ?
Как называется зависимая переменная ?
Что называют значением функции?
Что называют областью значения функции?
Что называют областью значений функции?
№ 753,754, 755 - комментирование с места
№ 756, 757, 758 – самостоятельная работа с самопроверкой
ДЗ № 766
Рефлексия.
- За что бы ты себя похвалил на уроке?
– Что изменил бы в своих действиях на уроке?
– Что бы ты изменил на уроке в последующем?
– Что тебе понравилось на уроке больше всего?
2.
Способы задания функции.
Предметные умения: Познакомиться с понятиями: независимая переменная, зависимая переменная, функциональная зависимость, функция, область определения, множество значений. Научиться использовать формулу для нахождения площади квадрата и применять ее функциональную зависимость; вычислять функциональные зависимости графиков реальных ситуаций; определять по графикам функций область определения и множество значений
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.
Познавательные: выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных
Проверка дз
Ответить на вопросы:
ВТ
1.Как называется не зависимая переменная ? ответ: аргумент 2. Что называют областью определения функции? Ответ: все значения которые может принимать аргумент | 1.Как называется зависимая переменная ? Ответ: функция 2.Что называют областью значений функции? Ответ все значения которые принимает функция |
Что называют значением функции?
Способы задания функции. Стр.147
Выполнить номера № 790, 792
ВОЗ 1.
-
Функция задана формулой у=0.8х-3. Найдите:
значение у при х = -2; 3, 4
-
Функция задана формулой у=2х + 7. Найдите:
значение у при х = -2; 0, 5
ВОЗ 2.
1.Функция задана формулой
. Найдите:
значение у при х = -2; 3, 4
2. Функция задана формулой у=3х - 1. Найдите:
значение у при х = -2; 0, 5
ВОЗ 3.
1.Функция задана формулой у=4х-1.5 . Найдите:
значение у при х = 3, -2, -1,5
2. Функция задана формулой у=0,3х+ 4 Найдите:
значение у при х = -2; 0,5; 7
ВОЗ с 4 по ВОЗ 10
ДЗ 791, 793
3.Графики функции
ок3
Дать определение графика функции
Дать алгоритм построения графика.
Разобрать подробно задания
Подробно разобрать построение графика
у= 2х + 1
поэтапно.
ИЗ
№ из учебника 824,
Дз 826
-
Линейная функция. Ее график и свойства.
ОК 4
№ 849 устно фронтальная работа
851 выполнить в тетрадях, 852
Дз параграф 23 №853