СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок-конспект на печатной основе (лекционный материал) по теме 3.3.Методика обучения основным движениям

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен  для учащихся специальности 2 01 01 01 Дошкольное образование, 2 курса.Содержит лекционный материал по учебной дисциплине "Методика физического воспитания и развития детей" по разделу "Содержание и методика физического воспитания детей", тема 3.3. "Методика обучения основным движениям"

Просмотр содержимого документа
«Блок-конспект на печатной основе (лекционный материал) по теме 3.3.Методика обучения основным движениям»

Методика обучению ходьбе детей дошкольного возраста

Обучение ходьбе осуществляется в определённой последовательности. Начинается оно с обычной ходьбы. Детей надо учить обычной ходьбе. Если этого не делать, то неправильные навыки могут прочно закрепиться и превратиться в походку, изменить которую у взрослых представляет большие трудности. Ребенок на первом году жизни овладевает ходьбой. Этому помогают подготовительные упражнения, которые укрепляют все основные группы мышц: ползание, переворачивание с живота на бок, спину, со спины на бок, живот, поднимание головы, приподнимание, ритмические подпрыгивания, переступание, держась за предметы. Первые попытки переступать вдоль барьера, ходить при поддержке взрослого проявляются у ребенка в возрасте 7—9 месяцев. С этого времени ребенок учится ходить. Навык ходьбы формируется постепенно.

Последовательность упражнений следующая:

1. Вставание на ноги держась руками за неподвижную опору, и умение садиться из этого положения. Педагогу необходимо контролировать выполнение ребенком этих движений, ограничивая время стояния на неокрепших ногах.

2. Переступание при поддержке подмышки. Воспитатель сзади поддерживает ребенка и побуждает его сделать не менее 5 шагов подряд.

3. Переступание при поддержке за руки. Придерживая за обе кисти, воспитатель стимулирует ходьбу ребенка (5—8 шагов).

4. Переступание держась руками за неподвижную опору (барьер). Ребенок, стоя лицом к барьеру, держится за него двумя руками и, перехватывая их, переступает приставным шагом (вправо или влево) 1—1,5 м.

5. Переступание держась руками за подвижную опору. Ребенок держится за каталку и идет за ней, передвигаясь вперед. Навык считается сформированным, если ребенок пройдет так не менее 2—3 м.

6. Переступание при поддержке за руку. Воспитатель держит ребенка за одну руку, направляя переступание вначале на 2—3 шага, а при хорошем умении — не менее чем на 10 шагов.

7. Самостоятельная ходьба. Воспитатель поощряет попытки ребенка ходить без поддержки. Одобряет, если тот идет смело, активно; ласково подбадривает нерешительных; показывает, что в любой момент готов прийти малышу на помощь. Умеющим ходить на этом этапе считается ребенок, прошедший, не присаживаясь, 7—8 шагов.

Дети начинают самостоятельно ходить на 9—12-м месяце. С появлением навыка уверенной и достаточно продолжительной ходьбы возрастает возможность целенаправленных воздействий на дальнейшее формирование и совершенствование этого двигательного умения. Правильное обучение ходьбе основывается на знании возрастных особенностей детей, уровня развития движений и двигательных качеств — быстроты, ловкости, выносливости. При обучении малышей наиболее эффективен показ движений. Неточные и порой непонятные указания воспитателя отвлекают, путают ребенка, заставляют его обращать излишнее внимание на какое-либо одно движение, разлаживают уже имеющуюся у них координацию. Например, указание воспитателя «Сильнее двигайте руками» приводит к тому, что энергичные размахивания руками вызывают резкую постановку ноги на опору, дети начинают топать, идут тяжело. Показывая ходьбу, воспитатель должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов, не утрируя хорошую осанку. Положительный эффект в обучении ходьбе может быть достигнут и в том случае, если детям младшего возраста демонстрирует ходьбу правильно идущий старший ребенок.

В обучении ходьбе старших дошкольников уже большее место занимает объяснение правильных навыков, сознательное стремление детей двигаться красиво, легко, ритмично, с хорошей осанкой. Однако для всех детей дошкольного возраста при обучении ходьбе не следует злоупотреблять объяснениями. Целесообразно давать больше упражнений в ходьбе, разнообразить задания и игры. Не следует начинать обучение с ходьбы в колонне друг за другом, так как детям с еще неустойчивым навыком трудно приспосабливаться к темпу и длине шага идущего впереди. Малыши часто наталкиваются на впереди идущего или, наоборот, отстают. Упражняя детей в ходьбе, их надо расположить так, чтобы они не мешали друг другу, например свободной группой или в шеренгу. Нужно указать детям направление, по которому надо двигаться, дать интересное задание — дойти до дерева, большого камня, до флажка, игрушки и т. п.

Для поддержания хорошего эмоционального настроения детей следует варьировать задания в ходьбе: вносить игровые элементы, менять направление или темп ходьбы, чередовать виды ходьбы, сочетать ее с другими движениями — перешагиванием, подлезанием, подскоками и др.

Темп ходьбы чаще всего регулируется хлопками, ударами в бубен, барабан, подсчетом. По возможности можно использовать музыкальное сопровождение. Музыка способствует равномерному, легкому и красивому передвижению детей. Ускоряя или замедляя темп, увеличивая или уменьшая громкость звучания, педагог обучает детей быстрой и медленной ходьбе, различным ее видам (на носках, на пятках, в приседе и т. п.).

Правильное выполнение ходьбы в значительной степени обусловлено четким руководством воспитателя, его умением задать правильный темп, предвидеть возможности появления ошибок и вовремя устранить их. Не следует стремиться, чтобы дети во время ходьбы увеличивали длину шага или темп передвижения. Этим нарушается ритм, равномерность, естественность движений, расстраивается координация. Длина шагов при ходьбе возрастает постепенно и зависит от роста детей. Шаг ребенка 2 лет равен 32 см, 4 лет — 40 см, 5 лет — 47 см, 6 лет — 49 см, 7 лет — 53 см (данные А. Саркисяна). Ребенок небольшого роста, как правило, идет более мелкими и частыми шагами, чем его высокий сверстник.

Для детей, начинающих ходить, необходима ровная и достаточно твердая поверхность — пол, утрамбованная дорожка — без подъемов и спусков, так как малыши еще не могут притормозить на спусках. Двух-трехлетние дети уже свободно ходят по песчаным и травяным дорожкам, сходят с небольшой пологой горки. Старшим детям можно предложить пройти по каменистым дорожкам или тропинкам, имеющим выступающие корни деревьев, или подняться на крутую горку и спуститься с нее. В целях профилактики плоскостопия, для правильного формирования свода стопы применяется ходьба по гальке, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы. По возможности нужно чаще предлагать детям ходить летом босиком. Используя ходьбу на местности, дети усваивают, что в зависимости от условий меняется длина шага — небольшими шагами ходят по песку, в горку; широким шагом — по ровному месту, пологому склону.

Необходимо учить детей технике ходьбы:

  1. Голову и корпус держать прямо, но не напряженно, плечи слегка отвести назад, живот подобрать, рот закрыть, дышать через нос.

  2. Идти ровным шагом, поднимая ноги от земли не слишком высоко, но и не шаркая ими, с перекатом с пятки на носок.

  3. Согласовывать движения ног и рук: правая нога выносится вперед одновременно с левой рукой, а левая нога — одновременно с правой рукой.

  4. Ходить по прямой, не отклоняясь в стороны, сохраняя направление.

При ходьбе взгляд ребенка направляется вперед на пол, землю (на расстоянии 2—3 м), и он сам выбирает себе дорогу. В процессе жизненного опыта человек приобрел способность одновременно распределять свое внимание еще и на другие объекты, смотреть налево, направо и разговаривать с рядом идущим. У ребенка еще не развита способность распределять внимание: дети смотрят себе под ноги, контролируя их положение зрением, так как у них еще не сформировались мышечные ощущения.

Дети раннего возраста в исходном положении держат ноги согнутыми, туловище у них недостаточно выпрямляется. Опорная нога, согнутая в колене, создает невыгодное условие для размаха переносной ноги и поэтому недостаточно выносится вперед, что укорачивает шаг. Недостаточная гибкость стопы препятствует полному ее «перекату» с пятки на носок и отталкиванию носком от почвы.

Ребенок, начинающий ходить, вначале не поднимает носок перед опусканием столы на землю, не умеет перекатывать стопу с пятки на носок — он опускает всю стопу сразу, как бы «шлепая» ею о почву. Носки ног его часто обращены внутрь. Ноги он не поднимает высоко, поэтому шаркает ими.

Чтобы научить детей повыше поднимать ноги, используются зрительные ориентиры — перешагивание через предметы. Выполняя это задание ребенок старается повыше поднимать ноги, ставить ноги перекатом с пятки на носок и идти в определенном направлении. В связи с выпрямлением ног в коленях при переносе их через предмет увеличивается амплитуда взмаха переносной ноги и длина шага.

При зрительном контроле за постановкой стопы на почву у детей воспитывается глазомер и мышечное ощущение. В дальнейшем дети ставят ногу на почву, не проверяя ее положения зрением.

При обучении детей правильной постановке ног наряду с показом, объяснением, зрительными ориентирами в дальнейшем используются имитации: дети, подражая, например, лошадкам, стараются ходить, поднимая ноги повыше.

Характерная особенность ходьбы детей — параллельная постановка стопы; носки ног при этом обращены внутрь. У взрослых же, при правильной ходьбе, стопы развернуты к наружи под углом в 12—35°. Чтобы научить детей развертывать стопы несколько кнаружи, используются зрительные ориентиры. Для этого рисуют на дорожке стопы, слегка развернутые кнаружи, и дети ставят ноги точно по рисункам.

Высота предметов для перешагивания, ширина шага и угол развернутости стопы от группы к группе увеличиваются, и дети постепенно приучаются к правильной ходьбе.

Чтобы помочь детям при ходьбе соблюдать равномерную длину шага, им дают задание ходить через линии, нарисованные на одинаковом расстоянии, перешагивать через предметы, разложенные на полу (обручи, кубики, шнуры). При этом учитывается средняя длина шага у детей разных возрастных групп и предметы кладутся на соответствующую ширину.

У детей наблюдается неравномерный темп ходьбы (неустойчивость темпа). Они идут то быстро, почти бегом, то замедляют шаг. Для регулирования темпа используются звуковые раздражители: удары в бубен, хлопки, музыкальное сопровождение. Темп ходьбы в процессе обучения с возрастом становится медленнее. У взрослых темп ходьбы равен 110-120 шагов в минуту. При скорости 160-170 шагов в минуту шаг делается короче и ходьба переходит в бег. При темпе 200 шагов в минуту ходьба становится невозможной. Средняя скорость ходьбы у взрослого 4,5—5 км в час.

В дальнейшем при обучении ходьбе обращается внимание детей на положение корпуса и головы. Для этого необходимо наряду с показом и объяснением использовать зрительные ориентиры. Детям дают задание идти и смотреть на воспитателя (в младшей группе) или на предметы, подвешенные на стене выше головы ребенка. Кроме того, используются и кожно-мышечные ориентиры (ходьба с предметом на голове и др.).

Согласование движений ног и рук не требует особого обучения: детям можно дать задание - размахивать руками, как маятник часов, как деревья во время сильного ветра. Дети научатся размахивать руками с большой амплитудой. А затем ее можно регулировать увеличением темпа ходьбы, шириной шага и заданием повыше поднимать колени. Если ребенок идет обычным шагом (не широким), не поднимает высоко ноги, идет в среднем темпе, то амплитуда взмаха рук будет небольшая. Амплитуду взмаха рук можно увеличить, если детям дать задание повыше поднимать ноги или шире делать шаг, идти в быстром темпе.

Главное требование к обучению правильной ходьбы детей дошкольного возраста - научить выполнять движения легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.

На втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку — малышам она не под силу. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, например «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д..

Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия.

Детям рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления, с переступанием через предметы, которые стоят на полу.

Дошкольникам всех возрастных групп рекомендуется ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове, а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Детям также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках и пятках, внутренней и внешней сторонах стоп, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.


Методика обучения бегу детей дошкольного возраста

Бег — быстрый способ передвижения. В отличие от ходьбы бег более эффективно влияет на развитие всех групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, а также нервной систем. Кроме того, бег укрепляет мышцы, связки внутренних органов. Бег способствует развитию быстроты, ловкости, глазомера, равновесия и других физических качеств.

Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря отталкиванию от земли. Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге несколько отличается, чем при ходьбе: они согнуты в локтях и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат и особенно на дыхательную и сердечнососудистую системы значительно больше. Правильному бегу детей надо учить.

Следует обращать внимание детей на технику движения:

1. Корпус и голову слегка наклонять, смотреть вперед.

2. Согласовывать движения рук и ног — правую руку выносить вперед одновременно с левой ногой, а левую — одновременно с правой.

3. Бежать легко, с отрывом от почвы.

4. Сохранять направление бега.

5. Стараться ставить ногу перекатом с пятки на носок.

Начиная с пяти лет, основная цель в обучении бегу состоит в том, чтобы приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносить вперед — вверх, руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения: бег с высоким подниманием бедра, как лошадка, бег с переступанием через предметы (кубики, мячи, шишки и т. д.), бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 70—80 см друг от друга).

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил на землю ногу с носка.

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности .

Детей дошкольного возраста обучают различным видам бега: в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.), бегу в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную), в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.), с изменением темпа, (с ускорением, на скорость), с дополнительными заданиями и т. д.

Обычный бег выполняется перекатом c пятки на носок. Бежать таким способом по твердому грунту, доскам пола труднее, так как приземление на твердую не эластичную почву вызывает более сильное давление на суставные поверхности и более резкое сокращение мышц. В связи с этим обычный бег проводится на участке, в лесу.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки.

При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком, предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками».

Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания — добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.

В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги — не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости .

Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30—60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2—3 мин. Этот вид-бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

Необходимо помнить, что начальной дистанцией для бега, на которую следует ориентироваться будет:

для 2-3 лет – 30-60 м

для 3-4 лет – 60-90м

для 4-5 лет – 90-120 м

для 5-7 лет – 120-180 м.

В последнее время для возраста 5-7 лет определена дистанция (как тренировочная, так и контрольная) - 300 м.

Самое сложное – добиться, чтобы ребенок бегал с удовольствием. Регулярное преодоление дистанции для детей 5 лет позволяет увеличить ее за год-два до 1000 м.



Методику обучения прыжкам детей младшего и среднего дошкольного возраста

Прыжок- это ациклическое движение. В каждом прыжке различают четыре фазы - поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.

Первая фаза – подготовительная - сгибание ног (в прыжке в глубину). Вторая - толчок, третья - полет и четвертая - приземление.

Детям младшего дошкольного возраста доступны следующие виды прыжков: подпрыгивание, прыжки в высоту с места, прыжки в длину с места, спрыгивание.

Прыжки выполняются слитно, единым движением. Однако знание структуры прыжка – важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыжкового упражнения и двигательной подготовленности детей.

В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыжков. Главное внимание педагог должен обратить на обучение отталкиванию. На первом этапе дети еще не умеют отталкиваться двумя ногами. У них не сформирована ступня, недостаточно координированы движения. С помощью образного сюжетного мини-рассказа воспитатель заинтересовывает и предлагает детям попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки и т.д.). Многие малыши выполняют только «пружинку», сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Воспитатель способствует тому, чтобы эти действия повторялись, ведь они начало прыжков, потому использует приемы практического метода-повторение упражнений без изменений и с изменениями.

Широко использует в обучении детей подпрыгивать игровые задания, например «Позвони в колокольчик», «Достань, какой хочешь шар» и другие двигательные задания. Приемы наглядного метода (зрительные ориентиры, игрушки), которые размещаются в игровой комнате, на игровой площадке на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка провоцируют, в хорошем смысле слова, выполнение движений без специальных приглашений со стороны воспитателя. Воспитатель учит детей подпрыгивать в ровном темпе или с замедлением, ускорением.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы дети подпрыгивали, сильнее отталкивались от земли и мягко приземлялись, эластично сгибая ноги, а также не задерживали дыхание, дышали ровно, ритмично.Таким образом, воспитатель при обучении детей младшего дошкольного возраста подпрыгиванию использует приемы наглядного, словесного и практического метода.

Возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют количественно и качественно усложнить все прыжковые упражнения в среднем дошкольном возрасте.

Подпрыгивание на месте проводится с разным положением рук. Упражнения выполняются и прямо и с поворотом вокруг. Во второй половине года можно чередовать на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных занятий и на утренней гимнастике. Для совершенствования прыжковых движений используют природное окружение, подвижные игры.

Новым в сравнении с младшей группой является называние необходимых действий в каждой фазе движения. Например, разучивая спрыгивание с гимнастической скамейки, педагог сопровождает свои действия примерно таким объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться: сгибая ноги слегка наклониться, руки отвести назад, смотреть перед собой; прыгнуть: ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув колени. Посмотрите, как это нужно делать без остановки…» В результате дети учатся соответсвующим образом реагировать на распоряжения «приготовиться!.. замахнуться!.. прыгнуть!..», необходимые на занятиях.

В среднем дошкольном возрасте дети продолжают прыгать в длину с места, но расстояние увеличивается до 70 см. Увеличение дальности прыжка в сравнении с младшей группой требует энергичных действий. Дети учатся сочетать отталкивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при прицеливании, вынося руки вперед. Поэтому логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с «позы пловца», а с замаха руками спереди, а позднее и сверху назад с одновременным сгибанием ног.


Методика обучения прыжкам детей старшего дошкольного возраста

Новыми видами прыжков в старшем дошкольном возрасте: прыжки в высоту и в длину с разбега, прыжки через вращающуюся скакалку.

В высоту с разбега дети прыгают, согнув ноги в коленях. Техника прыжка: первая фазаразбег. Требования к разбегу:

  1. Производится с нечетного количества шагов (5-7-9).

  2. Разбег начинается с маховой ноги.

  3. Сначала ребенок бежит медленно, потом быстрее (особенно 3 последних шага).

  4. Разбег рассчитывать так, чтобы толчок пришелся на толчковую ногу.

Вторая фаза - толчок. Выполняется толчковой ногой. Маховая нога, согнутая в колене, выносится вперед, толчковая нога выпрямляется, руки взмах вперед-вверх помогают подъему телу. Толчок должен быть быстрым без замедления.

Третья фаза- полет. Ноги подтягиваются к груди, руки вперед-вверх. В конце полета ноги опускаются вниз.

Четвертая фазаприземление. Требования:

  1. Совершается на носки обеих ног с перекатом на всю ступню (мягко, эластично).

  2. Приземление не должно быть глубоким, чтобы легче удержать равновесие.

  3. После приземления руки выносятся вперед. Опасно приземляться на прямые напряженные ноги: можно повредить связки, суставы.

Прыжок в целом и отдельные его элементы надо разучивать при небольшой высоте веревки, чтобы дети главное внимание сосредоточили не на преодолении препятствия, а на правильном выполнении техники движения. Когда освоена техника, следует думать о количественных результатах. Высота постепенно увеличивается от 30 до 60 см.

Допускают ошибки:

  1. Отталкиваются далеко от планки.

  2. Приземляются неодновременно на обе ноги

Для устранения этих ошибок вводится зрительный ориентир (линия, цветной шнур), который располагают на расстоянии 50-70 см, т.е. равном длине прямой маховой ноги. Если не получается сочетание разбега с отталкиванием, рекомендуется прыжок с разбега в три шага. В этом случае планка поднимается на небольшую высоту (30-40см).


Для преодоления боязни нерешительности используется помощь педагога(он прыгает вместе с ребенком, держа его за руку), поощрение, пример других детей. Страхуя, педагог стоит справа от места приземления. Основной прием страховки - захват ребенка за руку: одной рукой за запястье, другой - за плечо. Закрепляют движение в естественных условиях: прыжки через невысокие кочки, лужи, канавки.

Прыжок в длину с разбега

Техника прыжка: первая фаза – разбег. Требования к разбегу:

  1. Длина разбега 10-15 м.

  2. Производится с нечетного количества шагов (5-7-9).

  3. Выполняется на носках, последние движения делаются на всей стопе. Туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях.

  4. Должен быть уверенным. Важно не замедлять разбега, нельзя растягивать шаг перед толчком (от этого уменьшается длина прыжка). К концу разбега скорость возрастает.

Вторая фаза –отталкивание. Бедро маховой ноги поднимается вперед, голень также выносится вперед, руки вперед-вверх.

Третья фаза - полет. Ноги подтягиваются к груди, руки вперед-вверх. В конце полета ноги овыбрасываются вперед, туловище наклоняется в том же направлении, руки отводятся назад или остаются вытянутыми вперед.

Четвертая фаза – приземление. Требования:

  1. Совершается на всю ступню, на обе ноги.

  2. Туловище наклонить вперед, когда ноги коснуться песка.

  3. После приземления пятки соединяют, колени разводят в стороны, руки вперед в стороны.

Допускают ошибки:

    • Отталкивание не в точно отведенном месте

    • Не могут подобрать толчковую ногу

Для этого место отталкивания увеличивают. Используется не доска, а зона отталкивания шириной 40-50 см. Она может быть обозначена 2-мя линиями.

Важным моментом в методике обучения является определение толчковой ноги. Можно предложить ребенку с разбега ударить ногой по мячу. Упражнение выполняется несколько раз. Большинство детей удар выполняют одной и той же ногой, которая и является толчковой.

Прыжки через скакалку

В детском саду используются разнообразные прыжки через короткую и длинную скакалки. Для овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеими ногами ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна быть слишком легкой. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение.

Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.

Вторая фаза - выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5— 10 см.

Третья фаза-полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка.

Четвертая фаза. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.


Рис. 1. Фазы прыжка на скакалке

Подобно прыжкам через короткую скакалку происходят прыжки через длинную скакалку. Разница состоит в том, что в последнем случае вращение скакалки производит не сам прыгающий ребенок, а двое других. Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее представляют движение смешанного типа, в котором различают, вбегание и прыжки — неоднократно повторяющиеся циклы. Вбегание производится с небольшого расстояния — 3—4 м, бег равномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка. Вбегание осуществляется вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас после того, как скакалка пройдет вверху мимо лица ребенка. Как только скакалка опускается вниз, касаясь земли, ребенок совершает прыжок. Техника прыжков через длинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку.

Прыжки через вращающуюся длинную и короткую скакалки совершаются на двух и одной ноге с промежуточными мягкими с небольшой высотой подскоками или без них. Различают прыжки через вращающуюся вперед и вращающуюся назад.

Различаются три основные группы упражнений со скакалкой:

—прыжки толчком двумя ногами;

—прыжки толчком одной ногой;

—прыжки толчком двумя ногами, чередуемые с прыжками толчком одной

Методика обучения лазанию детей


Лазание - это циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них.

Виды лазания:

Подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

Значение:

Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.

Первые попытки самостоятельного передвижения в виде ползания на животе отмечаются у детей первого года жизни. Научившись вставать на колени, малыши пытаются ползать на четвереньках, опираясь на ладони и колени или стопы, и довольно скоро уверенно выполняют это движение. При наличии соответствующих условий и систематического стимулирования дети к концу первого года жизни влезают на лесенку горки на четвереньках и слезают с нее.

Детям второго года жизни становятся доступными влезание в ящик высотой 10—15 см и вылезание из него; влезание на диван или скамейку высотой 40 см и слезание; переползание через бревно с перекидыванием ног из положения сидя на бревне или опираясь руками о бревно; перелезание через бревно из положения стоя, опираясь руками и перекидывая ноги, подползание на четвереньках под палку или веревку, приподнятую на высоту 30—40 см от пола.

Ползание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших. Ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (ходьбе, беге, прыжках) большое напряжение. При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки. За дошкольный период навыки ползания постепенно совершенствуются. Сначала малыши свободно ползают по полу, трасе, в любом направлении, затем по ограниченному пространству, например между шнуров, палок, по узкой дорожке, учатся ползать в направлении, указанном взрослым, к игрушке — мишке, мячу. Дальнейшим усложнением является проползание на четвереньках по хорошо отполированной доске, положенной горизонтально или наклонно, по скамейке, бревну. В последнем упражнении оно сочетается с умением сохранять равновесие и является хорошей тренировкой этого качества.

В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони. У многих детей получается ползание на животе. Несколько позже дети овладевают ползанием на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. Сложность препятствия постепенно увеличивается — нужно подлезть под низко подвешенный шнур, переползти через несколько скамеек.

В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями — ходьбой, прыжками, бегом. Ползание на четвереньках часто сочетается с подползанием под шнур, ветку. Вначале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Ребенок, не умея рассчитать высоту препятствия, подползает так же, как ползает, т. е. не прогибает спину, и поэтому часто задевает шнур, разгибается слишком рано. Воспитатель, учитывая полученные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь приставными шагами: передвинуть под шнуром правую ногу и руку, прогнуться, перенести голову и после этого приставить левую ногу и левую руку, оказавшись таким образом, по другую сторону шнура.

Через более высокие препятствия (бревно, дерево, скамейку) ребенку приходится перелезать. Это движение также выполняется разными способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и правую ногу, и затем присоединить к ним левую руку и левую ногу. При перелезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.

Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх.

Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. Расположение пособия требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины.

Лазанье по канату в детском саду встречается редко, хотя наблюдения показывают, что непродолжительное подтягивание и висы положительно влияют на мышцы спины, живота, ног, помогают формированию правильной осанки у дошкольников. Малышам удобнее лазать по лесенке-стремянке, находясь в наклонном положении, при котором меньше мышечные усилия, легче удается сохранять равновесие при переносе рук, возможен зрительный контроль за движением. На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуются большая смелость, решительность, определенные пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен почувствовать, нащупать опору.

На начальных этапах освоения дети лазают приставным шагом. Они берутся последовательно обеими руками за одну перекладину, встают на перекладину одной ногой и подтягивают к ней другую. Таким образом, на одной перекладине одновременно оказываются обе руки, на другой — обе ноги. Также приставным шагом они и спускаются, только темп движений становится более медленным. В процессе многократных упражнений постепенно в лазанье (вначале при влезании) появляется чередующийся шаг, т. е. на каждой перекладине находится одна нога или рука. Такое движение выполняется одноименным и разноименным способами. При первом способе движение начинают, например, левая нога и левая рука, затем активно действуют правая нога и правая рука. Если ребенок использует разноименный способ, то вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ногой и правой рукой. Правила лазания:

1. Ставить ногу на рейку на середину стопы

2.Обхватывать рейку способом «4 пальца вперед, большой назад».

3. При движении вверх первое действие делают руки , а при спуске –ноги.

В период овладения лазаньем дети выполняют двигательные действия с напряжением, прикладывая чрезмерные усилия там, где это совсем не требуется. При влезании делают сильный толчок ногой, резкие и широкие движения рук при перехвате перекладин, лишние сгибания и разгибания рук, отклоняют и приближают туловище к лестнице. При слезании не согласуют по времени движения рук и ног, часто они сближаются, ребенок сгибается, что отрицательно влияет на воспитание правильной осанки.

Как показали исследования А. Д. Удалой, согласованные действия рук и ног в определенной последовательности — сложная задача, требующая от дошкольников умения управлять движениями, произвольно регулировать степень напряжения и расслабления разных групп мышц. Для этого необходимы многократные упражнения. Следует чаще предлагать детям лазать во время прогулок и в свободное от занятий время, так как на физкультурных занятиях это движение выполняется одновременно небольшой подгруппой детей и занимает неоправданно много времени. Собственный двигательный опыт ребенка в лазанье поможет ему быстрее освоиться на пособии, овладеть координацией движений рук и ног, ритмом шагов.

Перелезание используется при переходе с одного пособия на другое, например перелезание с пролета на пролет гимнастической стенки, с наклонной доски или лестницы на вертикальную стенку; перелезть можно через верх стремянки, башни, заборчика. При перелезании с пролета на пролет удобнее пользоваться приставными шагами, через верх заборчика — перешагиванием.

Пролезание выполняется между перекладинами гимнастической башни, поставленной на бок лесенки, в обруч. В естественных условиях пролезают между близко расположенными деревьями. Расстояние между перекладинами лестницы для этого упражнения должно быть не менее 40 см. В обруч пролезают разными способами: сверху, снизу, держа одной или двумя руками; в поставленный на пол обруч пролезают боком и прямо.

Упражнения в лазанье должны обеспечиваться внимательным руководством, высокой дисциплиной детей. Нельзя допускать скученности детей на пособиях, при этом возможны случайности, ведущие к травмам,— наступил на руку сверстника, и тот непроизвольно ее отпустил. В то же время необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например, спокойно и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога.

Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При хорошем навыке лазанье включается в игры «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении» и т.д.

















Развитие равновесия у детей


Равновесие – способность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.

Равновесие зависит от:

  • вестибулярного аппарата

  • фнкциональной активности организма в целом

  • двигательного опыта.

К статическим упражнениям в равновесии относят стойки на носках; на одной ноге; на носке одной ноги и др., используя, как игровые задания, так и ОРУ. Например, игровое задание «Кто дольше простоит на одной ноге» (цапля, аист, ласточка и др.),а также в ОРУ: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.

К числу динамических упражнений в равновесии относят целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат: скажем, пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы, высоко поднимая бедро, с предметом в руке, с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком и другие.

Степень сложности упражнений в равновесии зависит от:

  • высоты и ширины площади опоры

  • способа передвижения по ней и угла наклона плоскости опоры, по которой движется ребенок (по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки и т.д.).

Упражнения для развития равновесия усложняются от одной возрастной группы к другой. Вначале даются упражнения на полу, а в дальнейшем ― на пособиях. Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота их увеличивается от 10 до 40 см.

На втором году жизни дети ходят обычным шагом по дорожке, между параллельными шнурами, по доске (горизонтальной, наклонной), гимнастической скамейке с помощью воспитателя. Детей учат во время ходьбы туловище держать прямо, голову не опускать и смотреть на игрушку, которая лежит на стульчике, для развития равновесия поставленном на расстоянии 1 ―1,5 м от пособия, по которому идет ребенок, свободно балансируя руками (если дети смотрят себе под ноги, они теряют равновесие). На гимнастическую скамейку дети входят как на ступеньку лестницы, а сходят с нее, поочередно опуская ноги. Детей обучают ходьбе по скамейке, бревну (со стесанной поверхностью) на четвереньках; даются также задания взойти на скамейку и постоять на ней, держа руки в стороны.

В младших группах дети ходят по тем же пособиям приставным, обычным шагом, а также приставляя пятку одной ноги к носку другой. Детей учат стоять на скамейке, поднимать руки вверх и смотреть на них, сохраняя равновесие. В этом возрасте для создания интереса к упражнениям используются имитация (пройти по мостику) и сюжетная форма («Пойдем в гости»). Упражнения носят игровой характер. Комментарии воспитателя по ходу выполнения должны быть оптимистичными: «Посмотрите, какая ровная спина у Сережи.. Молодец, Саша, идет маленькими шагами… Все держите голову так, как Света»

В средней группе упражнения усложняются: дается ходьба по шнуру с мешочком на голове, на ладони вытянутой руки, с куклой в руках; по скамейке (ставя ногу с носка, руки в стороны); предлагается перешагивать через предметы; удерживать равновесие стоя на носках, руки вверх, а также стоя на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой, в сторону, руки на пояс, разойтись при встрече, не сходя на пол; дается ходьба с поворотом кругом и др. Упражнения усложняются количественно и качественно.

В старшей группе задания еще более усложняются: дети ходят спиной вперед; приставным шагом в сторону, изменяя положение рук (вверх, вперед, в стороны), прокатывают перед собой двумя руками мяч, делают «ласточку». Кроме того, детей учат ходить по узкой рейке гимнастической скамейки. В этой группе используется бег на носках для вбегания на наклонную доску и сбегания с нес.

При ходьбе по гимнастической скамейке дети выполняют следующие задания: нести набивной мешочек на спине; приседая на одной ноге, другую проносить прямой вперед сбоку скамейки; поднимая ногу вперед, делать под ней хлопок; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх, и др. По узкой рейке гимнастической скамейки дети ходят приставным шагом в сторону; при остановках поднимаются на носки на одной ноге, закрыв глаза. В этой группе для развития равновесия используются бег и прыжки. Дети, стоя на скамейке, подпрыгивают и мягко приземляются на нее; прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед; перепрыгивают предмет, лежащий на скамейке.

В зимнее время на участке на снежных валах дети делают различные упражнения.

Когда выполняются сложные упражнения на пособиях, воспитатель обеспечивает страховку и помощь ребенку.

Интересом у детей пользуются упражнения, где в одном задании есть сочетание динамического и статического равновесия.

Пример. Детям предлагается дойти до середины гимнастической скамейки на носках (приставных шагом — пятка к носку, боковым приставным и т.д.), остановиться, присесть с опорой руками о скамейку, повернуться влево (или вправо) на 90е поднять руки в стороны, встать, отвести одну ногу назад (ласточка), вернуться в исходное положение, повернуться влево (или вправо) на 90°, продолжить движение до конца скамейки на носках, высоко поднимая бедро, дойдя до конца скамейки, спрыгнуть вперед (с поворотом в полете на 360°).

Усложнять задание можно, варьируя различные положения рук: на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх и т.д.

Кроме того, любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны педагога способствует формированию правильной осанки, потому что заставляет ребенка следить за положением тела. Формированию правильной осанки способствуют и упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается, — мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела ребенка. Необходимость использования в образовательном процессе упражнений в равновесии должна учитывать физическую подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.

Равновесие совершенствуется не только средствами гимнастики. Огромные возможности для развития этого качества заложены в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.)

Важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия. Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Выполнение на большой площади выполняется одновременно.

Организационно-методические основы обучения бегу детей дошкольного возраста





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!