СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейный урок, посвященный 75-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Музейный урок

Тема: Блокада Ленинграда

Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

- образовательные: объяснить понятие «блокада», познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда.

коррекционно - развивающие: развитие умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.

воспитательные: воспитывать гордость за свое Отечество, любовь к урокам истории.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поздороваемся с ними.

Молодцы. Садитесь! Начнем наш урок.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение. Слайд 2.

«Всё это называется – блокада.

И детский плач в разорванном гнезде

Детей не надо в городе, не надо

Ведь родина согреет их везде»

- Это отрывок из стихотворения Елены Вечтомовой «Дети». Оно было написано в 1942 году.

- Ребята, о чем стихотворение? (о войне, блокаде).

27 января исполняется 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда — одна из самых страшных и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.  Ужасное испытание для жителей города на Неве длилось почти 900 дней (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков и у жителей не было никакой возможности вырваться из этого ада. Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице до начала войны, за время блокады только от голода и холода умерло более 600 000 человек, а ещё полторы сотни тысяч горожан погибло от нескончаемых бомбёжек и обстрелов. Всего погибших насчитывалось 850 тысяч человек. Несмотря на голод, сильные морозы, отсутствие отопления и электричества, ленинградцы мужественно выстояли и не отдали врагу родной город.

Тема сегодняшнего урока «Блокада Ленинграда». Слайд 3.

Ребята, что такое блокада? Слайд 4.

Блокада - это кольцо окружения города группировкой противника.

В Ленинграде находились крупнейшие советские военные предприятия. Ленинград являлся крупным морским портом. Слайд 5.

Там находится огромное количество архитектурных памятников. В великолепных дворцах Ленинграда хранятся картины, скульптуры и другие произведения искусства. Ленинград был гордостью Советской страны, поэтому Гитлер и хотел разрушить этот город. Слайд 6. Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет боевой дух, когда лишится Ленинграда. Но жители мужественно обороняли свой город. Слайд 7.

Вопрос: - Почему Гитлер хотел разрушить город Ленинград? Ответы детей.

Рассказ учителя: Вражеская авиация и артиллерия ежедневно бомбили и обстреливали город. Эвакуация жителей. Слайд 8-10. Тысячи ленинградцев вышли на строительства оборонительных сооружений. Слайд 11. Они рыли окопы, делали земляные насыпи, обносили их колючей проволокой. Маскировочными сетками и пустыми мешками закрывали скульптуры, чтобы их не было видно с воздуха. За город шли кровопролитные бои, т. к. немцы пытались прорваться в город. Но город продолжал сопротивление и стоял насмерть. Все от мала до велика встали на защиту города.

Вопрос: - Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города? (Ответы детей)

Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором (Истощение всех сил и средств, голод). Еще в начале блокады, в один из авиационных налетов, вражеские бомбы попали в продовольственные склады, где хранились городские запасы продуктов. Слайд 12.

Для города начались поистине тяжелейшие дни. Но люди продолжали работать, работали заводы и фабрики. На работу вышли женщины, дети, старики. Потому что все мужчины ушли на фронт. Слайд 13-14.

Наступила зима. Отопление, свет и воду в квартирах отключили. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву. Слайд 15-16. В комнатах ленинградцы ставили железные печки, которые топились книгами и мебелью. Слайд 17.

Так им приходилось обогреваться. На этих печках кипятили воду и готовили еду. Печки быстро остывали, и в них приходилось подкладывать все новое и новое топливо. Горожане прозвали их за это «буржуйками». Посмотрите на слайд.

Бомбёжки были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Ели все: жмых, опилки, казеиновый клей.

Слайд 18. В ноябре 1941 года была установлена самая низкая норма хлеба в день: 250 гр. – рабочим, 125 – остальным (самая низкая норма).

И мне хочется показать вам вот эти 150 грамм (показать черный)

При этом в хлебе 60% составляли практически несъедобные примеси.

Другие продукты по карточкам практически не выдавались.

Слайд 19. Физкультминутка

Мы с вами поиграем. Я буду говорить слова. Если эти слова как-то связаны с блокадой, вы встаёте. Если нет - сидите. Голод. Торт. Холод. Мороженое. Бомбёжки.

Рассказ учителя: Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Слайд 20.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – уже 200 тысяч человек.

Среди них была и ленинградская девочка Таня Савичева. Слайд 21. Многим известна печальная история 12- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Учитель: Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Положение катастрофическое. Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Слайд 22. Эта дорога шла по воде. Дорогу проложили по льду Ладожского озера, и она помогла выжить людям.

Днем и ночью фашистские бомбардировщики вели прицельный огонь Но колонны шли и шли…, доставлялось продовольствие, оружие, боеприпасы, а обратными рейсами вывозили раненых, женщин и детей. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь.

Этот путь назывался «Дорога жизни»

- А как вы думаете почему он так назвался? (Потому что эта дорога спасла многим людям жизни)

Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их подвиг служил примером стойкости для всех советских людей. За оборону Ленинграда награждено около 1470 000 млн человек. Среди них 15 000 детей и подростков. Слайд 23.

Позже дети блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Слайд 24. Посмотрите на слайд. Этот монумент установлен в городе Санкт-Петербурге. Как вы думаете, что он означает? (Разорванное кольцо. Жители Ленинграда смогли разорвать, сломить кольцо окружения противника)

Сегодня мы познакомились с одной из героических и одновременно трагических страниц истории Великой Отечественной войны.

И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, чествовать ветеранов, дорожить тем, что мы живем благодаря им!

В нашей школе, ребята, когда-то тоже работали ветераны Великой Отечественной войны.

В нашем музее есть уголок боевой славы. Расскажем о ветеранах Великой Отечественной войны, которые работали в нашей школе.

Далее слово хочу предоставить …

Мы гордимся, что в нашей школе трудились такие люди, которые внесли свой вклад в общую Победу в Великой Отечественной войне. Сейчас мы живем в мирное время и каждый из нас ценит это. А я, в свою очередь, хочу пожелать вам хорошо учиться и трудиться на благо Родины.

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? (ответы)

Ребята, сегодня вы старались, хорошо отвечали. Молодцы! На этом урок окончен! Спасибо!