Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны в д. Петровское
«Блокада Ленинграда»
Краткосрочный проект
по патриотическому воспитанию в разновозрастной группе.
Автор проекта: воспитатель,
Болгова Алла Викторовна
С. Тербуны
2025г
Название проекта: «Блокада Ленинграда»
Тип проекта: познавательно-информационный
Участники: дети, воспитатели, родители
Сроки реализации проекта: проект краткосрочный 1 неделя С 20–27 января 2025г
Актуальность проекта:
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.
Проблема:
Во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появились вопросы о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.
7.Цель проекта: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
8. Задачи проекта:
1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.
2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
9. Ожидаемые результаты:
1. Знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
2. Интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.
4. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран.
Этапы реализации проекта:
1 этап-предварительный
1.Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде Ленинграда.
2.Информирование родителей о предстоящем проекте.
3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап этап – основной
1.Проведение НОД, бесед о Блокаде Ленинграда. Приложение 1
2.Привлечение родителей к участию в проекте.
3.Организация выставки рисунков и книг. Приложение 2
3 этап – заключительный:
1. Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».
2. Просмотр исторического фильма (хроники) о подвиге Ленинграда.
3. Беседы «Блокадный хлеб» «Подвиги Ленинградцев» Приложение 1
4. Создание фотоколлажа Приложение 2
Формы проведения проекта:
- Беседа с презентациями: «900 дней Блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»
- Знакомство с художественной литературой: Е. Благина «Шинель», С. Ботвинник «Блокадный хлеб», «Дневник Тани Савичевой», Ю Воронков, Книга стихов «Блокада», М. Сухачёв «Дети блокады», В. Воскобойников «Оружие для Победы».
-Рассматривание иллюстраций: «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Разорванное кольцо блокады», «Дети блокадного города».
-Прослушивание музыкальных произведений: Д. Шостакович «7 (Ленинградская) симфония», В. Толкунова «Дети Ленинграда», Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», А. Островский и Л. Ошанин «Солнечный круг», Д. Тухманов, В Харитонов «День Победы», М. Исаков М. Блантер «Катюша».
- Дидактические игры: «Подбери картинку». «Колесо истории», «Что изменилось», «Военный транспорт».
- Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики», «Госпиталь».
- Подвижные игры: «Перейти на другой берег», «Попади в цель» «Меткий стрелок»,
- НОД на тему: «Блокада Ленинграда».
- Аппликация на тему «Блокадная ласточка», «Блокадная ленточка» Приложение 1,2
- Рисование: Раскраски военные профессии
- Работа с родителями:
- Оформление стенда «Блокада Ленинграда»,
- Оформление выставки рисунков «Мы помним, мы гордимся»
По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:
-предоставлен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».
-у детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.
-родители приняли активное участие в проекте.
Работа в рамках проекта «День снятия блокады Ленинграда» получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор каждого ребенка. На основе чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине, появилось чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, уважение к старшему поколению.
Литература:
Д. Гранин А. Адамович «Блокадная книга» изд. «Советский писатель» 1982 г.
Исторический журнал. Ваш тайный советник. Спец. выпуск 2015 г.
Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» изд. «Малыш» 1978 г.
В. Тонск «Блокада глазами ребенка» Альманах «Васильевский остров» 2008 г.
В Семенцова «Лист фикуса» изд. «Паритет» 2005 г.
В. Дмитриев «… Была война, была блокада …» изд. «Корона принт» 2012 г.
Н Ходза «Дорога жизни» изд. «Детская литература» 1971 г.
О. Берггольц «Лучшие стихи о войне» изд. «Клевер» 2015 г
Интернет-ресурсы
Приложения
Приложение 1
Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».
Цель: расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.
Задачи:
1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.
2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
Ход деятельности:
Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?
Ответы детей.
Воспитатель: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?
Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.
Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7) Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова, людей умерших и больных…
Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать кусочек хлеба) Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?
Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная……
Наш хлебный суточный паек
Ладонь и ту не закрывает.
И человек, который слег,
Теперь - все чаще – умирает.
Воспитатель: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».
Воспитатель: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?
Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.
Воспитатель: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцев стала,
И помогла в войне им победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?
Ответы детей: они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.
Воспитатель: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 90 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех, кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Петербург на морском берегу.
С дворцами и парками строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд.
Светлая память героям, освободившим Ленинград!
Конспект беседы, посвященной теме: «Блокадный хлеб»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- Формировать любовь к родному городу.
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
2. Заучивание стихов о хлебе;
3. Беседы с детьми;
4. Слушание военных песен.
5. Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы : презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о Блокаде, цветы, свеча, 125гр. хлеба( заранее взвесили в столовой).
Воспитатель: Ребята, сегодня 27 января у нас с вами особенный день. Мы жители этого прекрасной страны знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда. А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.
Ребенок: Сегодня день особенный, ребята,
День памяти – торжественный, святой.
79 год со дня снятия блокады,
Отмечает город наш родной.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.
Воспитатель: Ребята, скажите, какова была норма хлеба в те далекие времена, и каков был этот хлеб на вкус?
Ответы.
Воспитатель: Хлеб готовили из отрубей, он был горький. Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.
Воспитатель: предлагаю вам посмотреть и попробовать сделать тот самый блокадный хлеб (на стол выставляются отруби, опилки, клей, шелуха от семечек)
Воспитатель: как называлась дорога, по которой тогда доставляли продовольствие?
Ответы.
Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.
Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни?
Ответы.
Ребенок: Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в то время детям тоже было очень трудно, но они учились, помогали старшим, после учебы они еще и работали. А вспомните, как звали девочку, которая вела дневник.
Ответы.
Ребенок: В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова.
Воспитатель: это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют в голодно-белом январе…
Воспитатель: предлагают минутой молчания почтить всех, кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
Беседа на тему
«Дошкольникам о блокаде Ленинграда»
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
Ход:
Ребята, сегодня, 27 января – памятный день для Ленинграда или как сейчас называется Санкт-Петербург. Этот день, с одной стороны, радостный, а с другой стороны, день скорби. Радостный он потому, что 27 января 1944 года, город Ленинград был освобожден от фашистской блокады. А скорбный день потому, что погибло много людей. Вы знаете, что такое блокада?
Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.
Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город.
Было очень страшно. Когда начинались обстрелы, жители прятались в бомбоубежищах.
По природе любопытные маленькие дети из подвалов домов наблюдали за обстрелами.
На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронте были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды.
Маленькие дети жили в детских садиках. Проходили дни: дети кушали, играли, спали, гуляли, если не было бомбежки…
Переживали неприятности, страх, ужас потери родных…
Но в городе оставалось много людей, детей, а запасы продовольствия кончались. За кольцом блокады есть мука, мясо, масло. Но как доставить их в окруженный врагами город?
Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землей, то есть с землей, где не было врагов. И шла эта дорога по воде. По реке Волхов на пароходах везли муку до Ладожского озера.
И называлась эта дорога – «Дорога жизни». По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки.
Посмотрите на картинку.
Вот такие машины проезжали по дороге жизни. Везти старались ночью, чтобы вражеские летчики не увидели переправляющиеся машины.
Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Игра «Переправа»
Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.
Кроме фашистов на осажденный город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем.
Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба
Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.
Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года.
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
От усталости, шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды…
Тот салют в голодно-белом январе…
Предлагают минутой молчания почтить всех, кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
Сегодня, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков, я предлагаю вам дома вечером в окошке зажечь свечу памяти или просто фонарик. Это будет символизировать нашу память о той страшной странице истории города Ленинграда 900 дней. Дней, наполненных голодом, холодом, страхом, смертью и скорбью.
Пронесем же память, об этом героическом подвиге наших великих защитников города через года, через века. Пока мы живы - жива память. Пока жива память - мы будем жить!
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Блокадная ласточка»
(аппликация)
Цель: изготовление поделки «Блокадная ласточка» в технике сюжетной аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения последовательного создания аппликации из бумажных форм на листе бумаги (основе);
- продолжить работу по обучению творческого подхода к работе при выполнении аппликации;
- развивать умение самостоятельно выполнять замысел, опираясь на ранее усвоенные навыки и умения;
- актуализировать представления и навыки познавательной деятельности.
Развивающие:
-способствовать развитию внимания, навыков концентрации, пространственного и логического мышления, умения анализировать стихотворения, которые звучат во время занятия, умение отвечать на вопросы полным предложением;
- обеспечить ситуацию, способствующую реализации творческого потенциала воспитанников;
-обеспечить ситуацию, способствующую развитию слухового восприятия, чувства композиции;
- формировать представление об истории блокады Ленинграда.
Воспитательные:
-создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к многослойной сюжетной аппликации;
-формировать потребность и интерес к самостоятельному творчеству;
- воспитывать чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда;
- воспитывать чувства уважения к защитникам и жителям блокадного Ленинграда.
Демонстрационный материал:
- видео "Блокадный Ленинград";
Раздаточный материал:
- цветной лист бумаги в форме круга – основа аппликации.
Для аппликации, вырезанные заранее заготовки: цветов, листьев, облаков, ласточек, конвертов.
Клей, подложки, салфетки по количеству детей.
Ход ООД:
I Вводная часть:
1 Организационный момент:
Дети стоят в кругу, держась за руки:
Мы пришли сюда учится,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
II Основная часть:
1. Сюрпризный момент:
Воспитатель: – Ребята, посмотрите на фотографии этого замечательного города Санкт-Петербург, старое его название Ленинград. Сегодня наше занятие будет связано именно с этим городом.
Воспитатель: – Ребята, вы увидели фотографию города, вам он понравился?
Дети: – Да, понравился.
Воспитатель: – А чем именно он вам понравился?
Дети: – В нем большие дома, красивые парки и т.д.
Воспитатель: – Ребята, сегодня нас ждёт познавательное и немного грустное занятие. Проводится оно в память о жертвах блокадного Ленинграда.
Воспитатель: – Есть в нашей огромной стране один чудесный город - Санкт-Петербург. Это один из самых красивых городов мира, с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом. Но у этого города есть и другое имя – Ленинград. В начале Июля 1941 года был отдан приказал стереть Ленинград с лица земли.
2. Просмотр видео "Блокадный Ленинград"
Воспитатель: – Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон — ласточку с письмом в клюве.
3. Чтение стихотворения.
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет…
Автор Ольга Берггольц.
4.Физкультминутка.
«Ласточка».
Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (приседают)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (руки опускают за спиной)
Взвились, полетели,
Песенки запели. (бегут по кругу)
5. Демонстрация рабочих мест.
Воспитатель: – А сейчас ребята, я вам предлагаю пройти за приготовленные к занятию столы и внимательно посмотреть, что на них расположено.
(Дети присаживаются за рабочие места.)
Воспитатель: – Сегодня мы с вами сделаем блокадную ласточку(показ образца), парящую в небе с письмом в клюве, на фоне весенних цветов, которая стала символом тяжелых испытаний для жителей блокадного Ленинграда.
5. Инструкция по выполнению аппликации.
Воспитатель демонстрирует последовательность выполнения аппликации.
6. Инструктаж при работе с клеем.
7. Пальчиковая гимнастика "Ласточка"
Ласточка летала,
(скрестить ладони рук)
Ласточка устала.
Крылышки сложила,
(сделать замок)
Пёрышки помыла.
(вращение замком)
Ласточка клювом повела
(выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)
Зёрнышки нашла.
Зёрнышки поела,
(соединённые мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела.
(скрещенные ладони делают взмахи).
5. Выполнение работы.
Самостоятельная работа детей.
III Заключительная часть:
Оформление выставки работ.
Рефлексия.
Воспитатель: – Ребята, наше занятие подошло к концу, каждый из вас изготовил открытку с ласточкой, несущей добрую весть.
Воспитатель: – Ребята, скажите, довольны вы своей работой?
Дети: – Да.
Воспитатель: – что было для вас трудно?
Дети: – Разные ответы детей.
Воспитатель: – мы с вами изготовили поделку с ласточкой, для жителей, какого города она стала символом надежды?
Дети: – Для города Ленинград.
Воспитатель: – 27 января 1944годався страна отмечала полное освобождение города Ленинград от фашистской блокады. И сегодняшнее занятие мы посвятили именно этому событию.
Конец занятия.
Приложение 2
Фотоотчет
Выставка книг: "Страницы мужества и скорби".
Беседа с детьми
Аппликация «Блокадная ласточка»
Рассматривание военных книг
Аппликация «Ленточка Победы"
Акция «Блокадный хлеб»
Беседа о Ленинграде
Выставка рисунков
Акция «Ленточка Победы»
Акция «Блокадная ласточка»
Коллаж «Блокада Ленинграда»