СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по разделу "Великая Отечественная война", посвящен 75-летию полного снятия блокады Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

Урок мужества, посвященный 75-летию полного снятия блокады с Ленинграда.

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны - блокадой Ленинграда.

  2. Обратить внимание школьников на мужество и героизм населения блокадного города.

  3. Воспитать у детей чувство патриотизма и гордости за свой народ, за свою Родину.



Оборудование урока:

  1. Карта « Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.».

  2. Компьютер и проектор.

  3. Видеоролик «Блокада».

  4. Презентация « Осталась одна Таня».

  5. Сообщения Левитана о боях на подступах к Ленинграду и о снятии блокады.

  6. 125 г. хлеба.

ХОД УРОКА:

  1. В начале урока демонстрируется видеоролик .

  2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  • Какому событию в ходе Великой Отечественной войны посвящен урок? ( предполагаемые ответы: Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда).

  1. Учитель называет тему и цели урока.

  2. Ученик делает сообщение о начале блокады Ленинграда. Показывает Ленинград на карте.

( Приложение №1)



  1. Ученик читает стихотворение

« Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки-

Свидетельство бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская, Дубровка,

Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Все наседал, смертельно ненавидя…

Все русское, все связанное с ним!»



Звучит голос Левитана о бомбардировке Ленинграда в сентябре 1941 года.



  1. Учитель: Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом.

Гитлер заявил, что он будет теперь « спокойно выжидать», пока Ленинград, сдавленный голодом, как спелый плод, сам упадет к его ногам», что город съест самого себя и падет голодной смертью.

Учитель обращает внимание школьников на кусочек блокадного хлеба. 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать 250 г. хлеба, а неработающие, в том числе и дети 125 г. хлеба в день, да и то хлебом-то он только назывался.

  1. Ученик читает отрывок из ст. Ольги Берггольц

« О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех –
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский…

8. Учащиеся читают отрывки из дневников ленинградцев

( приложение №2).

  1. Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и близких, сделал ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

  2. Ученик читает отрывки из дневника Тани Савичевой

( на фоне слайдов презентации « Осталась одна Таня».)

( Приложение №3)

  1. Учитель (под звук метронома):

К лету 1942 года в городе было официально зарегистрировано 1,2 млн.смертей. Сначала умирали пожилые, больные, ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасая близких, отдавая им свой хлебный паек. Из всех родившихся до 1942 года умер каждый второй. В январе 1942 года умерло 96 751 человек.

Но город выжил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом Кировском заводе продолжали делать танки. Работали театры, музеи, работало ленинградское радио.

В блокадном Ленинграде работающие радио означало, что не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно не утихло, то это значит, что нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. Люди голодали , но не теряли человеческого достоинства и веры в победу.

  1. Ученик читает ст. Ю.Воронова:(под музыку 7 симфония Шостаковича)

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад..

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.



  1. Учитель ( на фоне слайда презентации) : Единственным средством сообщения с «большим миром» оставалась «Дорога жизни» - тоненькая артерия по льду Ладожского озера, по которой в город поступала «кровь»: питание, медикаменты. По этой же дороге эвакуировали всех, кто лишался сил.





13. Ученик читает ст. Ольги Берггольц:

О да —иначе не м о г л и

ни  те  бойцы,  ни  те  шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей —

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось — солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

— К заре, сказали, привезут...

— Гражданочки,   держаться   можно...—

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.—

И вот — в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.



  1. Учитель: Много раз наши войска пытались прорвать блокаду. Еще в 1941 году предпринимались попытки, не увенчавшиеся успехом, так как силы противника были неизмеримо больше. И вот 18 января 1943 года – блокадное кольцо прорвано! Город воспрял духом. У жителей словно появились новые силы. 27 января 1944 года блокада окончательно снята!!!

  2. Звучит голос Левитана о прорыве блокады Ленинграда.

  3. Ученик ( на фоне слайдов презентации) читает ст.



За залпом залп. Гремит салют

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!



Их радость велика, но боль.

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе -салют!

Сегодня ленинградцы плачут.





  1. Учитель:

Пережить то, что довелось пережить жителям блокадного Ленинграда, - это настоящий подвиг. Об этом необходимо помнить всем нам. И рассказать последующим поколениям. Люди обязаны хранить вечную память о той страшной войне со всеми ее ужасами – чтобы она никогда не повторилась.

Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

  1. Учитель предлагает ученикам составить синквейн. Обращает внимание на то, что работа по составлению синквейна должна подчеркнуть эмоциональность восприятия ими темы и закрепить знания, полученные на уроке.

  2. Учащиеся выборочно зачитывают свои работы.

  3. Учитель подводит итоги урока, дает оценку синквейнам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!