СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда.Дневник Тани Савичевой.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы не имеем право забывать обо всех жертвах,принесённых нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронтах и в тылу.Детям необходимо знать и помнить , о том ,что выдержали ,через что прошли и как выстояли наши прадедушки и пробабушки.

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда.Дневник Тани Савичевой.»

Тема: «Блокада Ленинграда. Дневник Тани Савичевой»

Цель: расширение нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи:

-привлечь внимание к истории нашей Родины.

-воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

-расширить кругозор воспитанников в рамках исторически значимых событий нашей страны.

Оформление: выпуск тематической классной газеты, посвященной Блокаде Ленинграда, плакат с рецептом блокадного хлеба и летнее меню, плакаты с цифрами:

8 сентября 1941 года немцы полностью взяли Ленинград в кольцо.

20 ноября 1941 обоз из 350 упряжек тронулся в путь через Ладожское озеро.

В ночь на 22 ноября на лед сошла первая колонна машин.

За 6 военных месяцев 1941 года ленинградцы сделали 713 танков, 480 бронемашин,58 бронепоездов, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10000 пулеметов, изготовили свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80000 реактивных снарядов.

27 января 1943 года блокада была снята полностью.

Участники: ведущий – воспитатель, чтецы, зрители-воспитанники.

Фома проведения: исторический вечер памяти.


Ход воспитательского часа:

Воспитатель: Давно это было, больше 78 лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем меньше места в учебниках истории занимает рассказ о борьбе нашего народа против фашистских захватчиков. Но мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. Вам необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли ваши прадедушки и прабабушки.

(3 воспитанника держась за руки, прогуливаясь, читают стихотворение)

Воспитанники:

Июнь! Клонился к вечеру закат.

И белой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят.

НЕ знающих, не ведающих горя.


Июнь! Тогда еще не знали мы.

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-ом в мае.


И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли навстречу утру и смеялись,

НЕ знали мы еще тогда с тобой.

Что с детством мы и с юностью прощались


Воспитатель: Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой города и села.

Сегодняшний рассказ об одном из таких городов, о самой страшной трагедии Великой Отечественной войны – о блокаде Ленинграда и вашей ровеснице Тане Савичевой, оставившей о себе память на века.

8 сентября город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро.

Все блокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла…

Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2-3 дней. Колонок с водой в городе было мало. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.

Немцы разбомбили продовольственные склады. Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали.

Чтобы обеспечить работу сердца, легких, всего организма человеку в день нужны минимум 1500 калорий. У ленинградцев этих калорий не было. Да и откуда они могли взяться из куска блокадного хлеба. Хлеба, в котором вместо муки были намешаны и целлюлоза, и даже опилки. А матерям необходимо было отделять часть хлеба от своего кусочка, чтобы поддержать детей. (Воспитанникам раздается паек – 125 гр хлеба, а девочкам, как будущим мамам предлагается поделить этот хлеб с сидящими рядом).


Воспитанник:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

“Где твоя мама, мальчик” ?

- “Дома”.

“А где твой дом, сынок” ?

- “Сгорел”.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.


Воспитанник:

Не было муки, она была,

Более легендою, чем былью.

С лебедою смешанною пылью,

Черная, и все-таки бела.

Чем еще ей было нас кормить

матери, спасавшей нас от смерти?

Это было мужеством, поверьте,

Тесто из муки такой творить. (В.Гордейчев)

Воспитатель: Но за кольцом блокады не забывали о голодных ленинградцах. Люди придумывали тысячу планов подвоза продовольствия в осажденный город. Огромные баржи, наполненные мукой, крупой, маслом и др. продуктами преодолевали опасные километры через Ладожское озеро, постоянно подвергаясь атакам со стороны немецких бомбардировщиков. Но продовольствие, подвозимое на баржах, не могло накормить миллионный город, кроме того, приближалась зима, и озеро стало покрываться льдом. Когда лед окреп, решили проложить по нему дорогу. Мороз крепчал, крепче становился и лед, а ждать нельзя – в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки может спасти сотню людей.

Воспитанник:

В ночь на 22 ноября на лед сошла первая колонна машин. Трещит, прогибается под машинами лед. Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли. Очень хотелось водителям помочь голодному городу, но перегружать машины нельзя, и к машине стали прицеплять легкие сани, на которые можно было положить дополнительный груз. Днем и ночью шли машины по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами и вот, наконец, настал день, когда в Ленинграде смогли увеличить норму выдачи хлеба.

Воспитанник:

Война еще идет, еще — осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль «За оборону Ленинграда».

Ольга Берггольц

Воспитатель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13?

Воспитанник: Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей. (Выходят по очереди учащиеся и вывешивают на доску листки).

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

  1. Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».  

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в  дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

"Вновь не должно это все повториться".

Воспитатель: При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря ни на что".

Воспитатель:

Вспомним их поименно.

Горем

Вспомним

Своим.

Это нужно не мертвым.

Это надо – живым…


Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех,

Кто уже не придёт никогда,-

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханием

будьте достойны! (Р. Рождественский)

После девятисот дней и ночей 18 января 1943 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года полностью снята.

Воспитатель: Ребята сейчас мы послушаем песню Марка Бернеса. «Журавли»

Воспитанник:

Ленинград – выстоял. Ленинград – жив.

Ночь

….и летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

«Будет мир. Вам не снится мир?»


Дети плача хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.


Без воды, без тепла, без света.

День похож на страшную ночь.

Может в мире, и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?


Умирали – и говорили:

-Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли,

На колени не встали, нет!


Мудрено ли, в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь. (Елена Рывина .)

Свыше 26 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)

Ленинград выдержал длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город.

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

            Почему сыновья не вернулись домой,

            Столько жен потеряли мужей?

            Отчего красны девицы ранней весной 

            Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка  - их кров.

А мечта – до Победы дожить.

            Я смотрю старый фильм , и мечтается мне,

            Чтобы не было войн и смертей,

            Чтобы мамам страны не пришлось хоронить 

            Вечно юных своих сыновей.