СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Блокадное детство в поэзии". /Библиотечный урок/.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Блокадное детство в поэзии". /Библиотечный урок/.»

Блокадное детство в поэзии.

(Библиотечный урок).


Цели и задачи:

воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ,

гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.


(Звучит песня «Ленинградские мальчишки»)

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней (8 сентября 1941 – 27 января 1944) находился в кольце вражеской блокады.

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город - крепость. Ленинградцы построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках - отряды по их охране, организовали дежурство в домах, оборудовали медпункты.


Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 гр. суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - всего по 125 гр. в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. А те, кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.


СУП ИЗ БОТВЫ БРЮКВЫ С МУКОЙ.

Ботва брюквы - 190 гр.

Мука - 3 гр.

Лук - 5 гр.

Специи - 5 гр.

Жиры - 0,03 гр.

Соль - 5 гр.


Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускались на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

Остановились автобусы, троллейбусы, трамваи. Основной "транспорт" жителей города - детские саночки.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.


Несмотря на голод и холод, постоянные бомбежки и обстрелы, юные ленинградцы наравне со взрослыми достойно защищали город. Они рыли окопы, проверяли светомаскировку и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного металла, собранного школьниками. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок. Школьники дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли "часовыми ленинградских крыш".

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых воинов. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности.


Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал:"И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились".

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из рук.


Блокада - далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных. умирающих детей.


Ученики Ленинграда шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали и дома, и на улице по дороге в школу, случалось, и прямо в классе.

В школе

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла. Ю.Воронов


27 января – это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Сегодня мы будем вспоминать трагические события Великой отечественной войны, 900 дней

блокады Ленинграда.

Сейчас этот город носит историческое название, а в годы войны назывался Ленинградом, а жители – ленинградцами. Все дальше уходят от нас эти трагические события.

О блокадных днях Ленинграда мы узнаем из книг, посещаем музеи, смотрим фильмы, можно узнать из Интернета, по фотографиям.

Сегодня мы обратимся к поэтическому творчеству, к стихотворениям, ведь они тоже источник, правдиво повествующий о блокаде, итак, война, блокада…

Опять война.

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь.

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта правда – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…


Это стихотворение написал Юрий Воронов, поэт, который пережил блокаду Ленинграда ребенком. Тема блокадного детства звучит в стихотворениях поэтов, но таких стихов немного. (Почему?)

Действительно, когда мы слышим словосочетания «ребенок и война», «дети и блокада», у нас сжимается сердце. Перед тем, как мы обратимся к другим стихам, давайте посмотрим на детские фотографии, сделанные во время войны, они говорят сами за себя. (Какие впечатления оставили у вас эти документальные фотографии?).

Есть поговорка: «на войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном мирном смысле этого слова. Ну, а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, не нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждён: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.

Стихотворение Майи Борисовой, ленинградского поэта. Она родилась 1932 году. Ей было, когда началась война всего 9 лет. Стихотворение называется «Ленинграду».


Да, он мне снится, этот город, и,

видимо, не раз, не два

Доказывать я буду в спорах,

что он красивей, чем Москва!


В краях степных, сибирских,

дальних мне помнится родимый дом

И то, что факелы Ростальных…

А, впрочем, нет, я – о другом.


Я вижу городок на Волге,

в полукольце плешивых гор.

Линяли шатрами крыши…стада,

бредущие в пыли,

Сюда блокадных ребятишек

из Ленинграда привезли.

В детдом с утра несли подарки, вздыхали,

ждали новостей…

Заплаканные санитарки рассказывали

про детей


Ведь больше года голодали,

им дали мясо, масло дали

Они ж, качаясь, как в бреду,

за завтраком недоедали,

В обед опять недоедали, за ужином недоедали:

на завтра прятали еду.

Они не оставляли крошек,

тихи, глазасты и худы,

Они рассматривали кошек

лишь как запас живой еды.

И говорили очень мало.

И молча плакали в тиши».

Но кто-то детям дал бумагу

и заточил карандаши.

И вот на четвертушках мятых

стал робко возникать на свет

Неточный, памятный, крылатый,

неповторимый силуэт.

Бессмертный шпиль Адмиралтейства!

Его нагую простоту

Чертило раненое детство,

мусоля грифели во рту…


Да, он мне снится этот город и,

видимо, не раз, не два

Доказывать я буду в спорах,

что он красивей, чем Москва!

И вновь, и вновь при трудном шаге

я вспомню это:

Тишь палат, детей

и на листах бумаги рисунок,

Точно текст присяги, тебе на верность ЛЕНИНГРАД…


(описание блокадных ребятишек) Тихи, глазасты и худы. Почему глазасты? Почему молчат?

Эти дети недоедали в блокаду, но сейчас, в тылу, куда они эвакуированы, для них блокады нет. Почему недоедают? Почему молчат? Почему плачут? -Замкнулись, закрылись от страданий. –Они вспомнили , что им пришлось пережить. Что значит «раненое детство»?

-это значит, тяжелое детство. Это дети ранены войной.


Мы знаем блокаду Ленинграда еще из дневника Тани Савичевой.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 год.»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в5 часов утра.1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня.1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 марта в 7часов 30 минут утра. 1942». «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

- Таню Савичеву эвакуировали из блокадного Ленинграда, но организм ее был истощен, и она умерла в эвакуации. Печальные судьбы детей блокадного Ленинграда.

(Стихотворение «Таня Савичева» автор Сергей Смирнов)


СТИХИ РАССКАЗЫВАЮТ ДЕТИ.

Юрий Воронов (поэт, ребенком пережил блокаду Ленинграда) Детство.

Елена Рывина «И летели листовки с неба»

Олег Шестинский « О детство!

Ольга Берггольц «Щели в саду вырыты»


Мы сегодня с вами познакомились с несколькими стихотворениями, темой которых стало детство ленинградских ребят, выпавшее на время войны. Можно ли считать стихотворения о блокадном детстве свидетельством беспримерного мужества маленьких людей? Ребята, как принято увековечивать память о людях, совершивших подвиг? – О них пишут стихи, песни. – Им ставят памятники.

-В России жива память о блокадном детстве, об этом свидетельствуют памятники, которые потомки поставили в память о детях войны, детях блокады.

С 2009 года в Петербурге ежегодно проводится акция «Свеча памяти». 27 января ровно в 19 часов на окна своих квартир ленинградцы ставят зажженные свечи в память о 900 блокадных днях, о тех страданиях, который вынес героический, несломленный город. Эта свеча горит в память о героических жителях и защитниках города.


Звучит песни о блокаде Ленинграда.