СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Блокадный хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Блокадный хлеб"»



«Блокадный хлеб»

Ведущая: Санкт- Петербург считают одним из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Город – герой Санкт-Петербург в годы Великой Отечественной войны перенёс тяжёлое испытание – вражескую блокаду. Тогда город назывался Ленинградом.

         Еще в начале войны враг окружил город плотным кольцом. Кольцо вокруг города сомкнулось. Это кольцо называется блокадой.

Звучит музыка (А. Дворжак «Коли б моя матушка»)

Выходят чтецы 

1 ребенок: В холода, когда бушуют снегопады.

                    В Петербурге этот день особо чтут, -

                    Город празднует День снятия блокады,

                    И гремит в морозном воздухе салют!

2 ребенок: Это залпы в честь свободы Ленинграда!

                    В честь бессмертия не выживших детей…

                    Беспощадная фашистская осада

                    Продолжалась девятьсот голодных дней.

3 ребенок: Какого цвета беда?

                    Какого цвета война?

                    Какого цвета холод?

                    Какого цвета голод?

4 ребенок: Какого цвета блокада?

                    Какого цвета круги ада?

                    Никакой палитры не надо,

                   Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Ведущая: Все дороги, ведущие к городу, были перекрыты немецкой армией.Враг хотел не просто захватить город – он хотел уничтожить его полностью, стереть с лица земли. Фашистская армия так близко подошла к городу, что немецкие солдаты и офицеры могли спокойно рассматривать в бинокли дома, улицы, проспекты.

             В город перестали поступать продукты, отключили свет, не было отопления, воды. Не ходили трамваи и троллейбусы…Магазины и аптеки были забиты досками. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод… Наступили страшные, тяжёлые блокадные дни.

        Их было 900! Это почти (2,5 года.)

Фашисты постоянно обстреливали город из дальнобойных орудий, сбрасывали бомбы с самолётов.

Выходят чтецы 

5 ребенок: Горят дома – тушить их больше нечем.

                    Горят дома, неделями горят.

                   И зарево над ними каждый вечер

                   В пол неба, как расплавленный закат.

6 ребенок: Без умолку гремела канонада,
                    Влетали вспышки молнией в глаза,
                    А рядом были плиты Ленинграда,
                    На них темнели буквы,
                    Как гроза!

Ведущая: Над городом повисли огромные воздушные шары – заградительные аэростаты, которые мешали самолётам врага летать низко.

         Окна в домах заклеили крест – накрест полосками бумаги, чтобы осколки стёкол не ранили кого-нибудь при взрывах.

И все время были бомбёжки, артобстрелы…

Звучит сирена.

Ведущая: Во время обстрелов звучала сирена. По её звуку все бежали прятаться в подвалы и бомбоубежище.

         Город был в осаде, но не сломлен.

«Всё для фронта, всё для победы!»

Выходят чтецы  

7 ребенок: Моя прабабушка не воевала.

                    Она в тылу победу приближала

                    У нас в тылу работали заводы,

                    Для фронта делали там танки, самолёты.

8 ребенок: Снаряды делали и пули отливали,

                   Одежду, сапоги изготовляли,

                    Для самолётов – бомбы, ружья для солдат,

                    И пушки и, конечно, провиант.

Ведущая: В городе постоянно звучало радио. Все, кто уже не мог ходить от голода, слушали радио. Радио в то время было единственной связью с миром. Когда молчали дикторы, радио не молчало – работал метроном.

Звучит метроном.

9 ребенок:  Голод и холод.

                     Война и разруха.

                     Сильный был город,

                     Не падал он духом!

10 ребенок: Дыхание смерти было повсюду,

                      Но выжили, выжили люди!

                      Блокадный паёк,

                      Стакан кипятка.

                      Вот жизни глоток,

                      Потом темнота.

11 ребенок: А город прорвался!

                     А город воскрес!

                     А город остался!

                     Никуда не исчез!  

Ведущая: Люди ставили в квартирах печки и топили их чем могли (даже мебелью, чтобы не замёрзнуть, чтобы вскипятить воду.

           Воды в кранах не было, и за ней ходили на Неву. Воду набирали из проруби, а потом долго везли домой.

Сценка «За водой, в блокадном Ленинграде» 

Звучит музыка (Марчелло – Бах «Концерт») (фоном)

Выходят чтецы. Строятся.

Дети в зимней одежде того времени с чайниками, металлическими кружками, ведерками входят в зал. Имитируют набор воды из Невы.

12 ребенок: Как жить без мамы и отца,

                     Без хлеба, дома и тепла?

                     Всё это отняла война.

                     Не хлюпали, не плакали, не ныли

                     Ребята ленинградские, а - жили!

13 ребенок: В них теплилась едва душа.

                     Подкашивались ноги от бессилья.

                     Всё отняла у них война,

                     Оставив ненависть к фашистскому насилью.

14 ребенок: Стеклянные глаза без страха к смерти,

                      Голодные, худые, ледяные дети.

                     Со взрослыми сражались вместе,

                      Им помогали, позабыв о детстве.

15 ребенок: Пусть помнит каждый человек

                      Залитый кровью, детский след.

Ведущая: Сил не было, но надо было идти - ведь дома ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Голод и холод делали своё дело. Люди стали ходить тихо, ноги от слабости передвигали еле-еле. Идут, не торопятся – экономят свои силы. ..

Ведущая:  Блокадный хлеб. 125грамм.

        Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. … И всё – больше ничего, только вода.

          Во время блокады в Ленинграде жила девочка Таня Савичева. Ей было всего 11 лет. У нее была большая и дружная семья – сестра, брат, дяди, мама и бабушка. Таня всю блокаду вела дневник.

Сценка «Таня Савичева. Дневник»  

Звучит музыка  (Альбинони «Адажио») (фоном)

Входит девочка.

Ведущая: Дневник Тани - всего девять страниц, на которых она немногословно сообщает о гибели родных людей.

          Истощённую голодом девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но спасти её было уже нельзя. Таня Савичева умерла. О ней и её дневнике позже узнал весь мир.

         Для помощи блокадному городу по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная «Дорогой жизни». В блокадный город везли хлебА обратным рейсом вывозили детей, стариков, раненых. Днём и ночью по льду, под огнём противника шли машины с грузами. Весной лёд таял и машины шли прямо по воде, иногда проваливались под лёд. Но дорога действовала!

       Ленинградцы не сдавались, погибая от голода и бомбёжек, они выстояли и не пустили врагов в свой город.

       Наши войска, оборонявшие город, перешли в наступление. Тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага.

         18 января 1943года блокада была прорвана. В город стали поступать продукты и город опять ожил.

27 января 1944года, ровно 76 лет назад, Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Никто не забыт и ничто не забыто!

Вечная память героям – защитникам Ленинграда!

         Почтим память минутой молчания. (Прошу всех встать)

Минута молчания

18 ребенок: Люди Ленинграда, вы – герои!

                     Подвиг ваш бесценен на века!

                     Пусть не будет больше горя.

                      Никогда, никогда, никогда!

19 ребенок: Память о блокаде Ленинграда

                     С трепетом в сердце храним.

                    За мужество, силу, отвагу

                    Ленинградцам спасибо говорим!