СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка, выступление на семинаре для учителей начальных классов "Блоки универсальных учебных действий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслаов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка, выступление на семинаре для учителей начальных классов "Блоки универсальных учебных действий"»

БЛОКИ УУД

ВИДЫ УУД ООО

ВИДЫ УУД НОО

личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

1.   Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

 

2.   Смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» - и уметь на него отвечать, «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты))

воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

3.              Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

различать основные нравственно-этические понятия;

соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

1.              Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

2.              Планирование (составление плана и последовательности действий)

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

3.              Прогнозирование (предвосхищение результата)

 

4.              Контроль (сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

5.              Коррекция (внесение дополнений и корректив в план, и способ действия в случае с расхождения эталона, реального действия и его результата)

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

6.              Оценка (выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

7.              Саморегуляция (способность к волевому усилию и к преодолению препятствий)

 

познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

1.              Общеучебные

-различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

                Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

                Поиск и выделение необходимой информации

анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

                Структурирование знаний

фиксировать их результаты;

                Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

                Выбор наиболее эффективных способов решения задач

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

                Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

                Смысловое чтение, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

                Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

 

                Моделирование (пространственно - графическая или знаково-символическая)

 

                Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

 

2.              Логические

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

                Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

                Синтез (составление целого из частей)

выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

                Выбор основание и критериев для сравнения, классификации объектов

классифицировать объекты (объединять в группы по

                Подведение под понятие, выведение следствий

существенному признаку);

                Установление причинно-следственных связей

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

                Построение логической цепи рассуждений

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

                Доказательство

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

                Выдвижение гипотез и их обоснование

 

3.              Постановка и решение проблемы

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

                Формулирование проблемы

- составлять план простого эксперимента;

                Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

 

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

 

выявлять (при решении различных учебных задач) известное и

 

неизвестное;

 

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

 

моделировать различные отношения между объектами

 

окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

 

исследовать собственные нестандартные способы решения;

 

преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

1.              Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

 

2.              Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

 

3.              Разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)

 

4.              Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий)

 

5.              Построение речевых высказываний (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

различать особенности диалогической и монологической речи;

описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

 

 

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую;

пересказывать по плану.