«Гордиться славою предков
не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин
Тема проекта: «Защитники земли Русской»
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дошкольники 5-6 лет, родители.
Срок реализации проекта: февраль – апрель 2024 г.
Актуальность:
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства. Прививать и развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ необходимо с самых малых лет. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они являются частью великого русского народа. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и берегли её наши отцы, деды, прадеды. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Сейчас дети мало знают о богатырской славе и верности народа своему Отечеству, о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера наших предков, поэтому реализация проекта позволит детям чувствовать себя частью великих предков, стремиться быть похожими на смелых и отважных наших защитников. А знакомя детей с праздником «Защитника Отечества», мы также зарождаем в них чувство гордости и любви к своей Родине, к своему народу, желание быть защитником своей Отчизны.
Цель: формирование основ патриотизма, духовности, чувства национальной идентичности у дошкольников через знакомство с историей о защитниках Родины от богатырей до наших дней.
Задачи:
Для детей:
формировать представления детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках Родины;
раскрыть понятие «Былинный богатырь», познакомить с характерными деталями одежды, доспехов, оружия;
познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях и защитниках Отечества;
расширять и углублять знания детей о профессии «Военный»
познакомить с символикой различных родов войск, со знаками отличия
обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
развивать продуктивную деятельность и детское творчество;
воспитывать любовь и уважение к защитникам нашей Родины;
воспитывать интерес к героическому прошлому русского народа;
Для родителей:
побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий и бесед;
способствовать проявлению интереса к экскурсиям и беседам, проводимых для детей в детском саду;
привлечь к совместной деятельности с детьми в подготовке детей к «Богатырским состязаниям»;
привлечь родителей к организации мероприятия «Музей выходного дня»
Ожидаемые результаты:
сформированность знаний у детей о защитниках Родины от богатырей до наших дней;
пополнение и расширение словаря по изучаемой теме;
проявление интереса к истории Отечества;
воспитание таких качеств и чувств, как отзывчивость, смелость, справедливость, дружелюбие, уважение к Родине, к своему народу;
установление партнерских взаимоотношений между участниками проекта;
успешное взаимодействие родителей со своими детьми;
повышение психолого-педагогических компетенций.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта:
постановка целей и задач;
создание условий для реализации проекта;
подбор познавательной, художественной литературы и методов реализации проекта;
проведение бесед;
определение содержательных направлений проекта.
Содержательные направления:
Экскурсии в Краеведческий музей г. Курчатова, в Курский археологический музей.
Посещение детской городской библиотеки и беседа «Русские богатыри, кто они?»
Встречи-беседы с интересными людьми «Мои родители военнослужащие»
Включение в игровую деятельность (закрепление полученного опыта).
Основной этап
Реализация основных направлений проекта, обозначенных на подготовительном этапе.
№ п/п | Мероприятие | Задачи | Сроки |
| Беседы: «Сильны и могучи русские богатыри», «Богатырское снаряжение», «Былинный богатырь», «Защитники Родины от богатырей до наших дней» | Познакомить героическим прошлым русского народа, великих русских богатырях – защитниках Родины; раскрыть понятие «Былинный богатырь», познакомить с характерными деталями одежды, доспехов, оружия; | Февраль |
| Подборка игр, физминуток, пальчиковой гимнастики по теме проекта. | Создать условия для закрепления информации, полученной в течение некоторых мероприятий проекта. Создать хорошее настроение. | Февраль |
| Подбор и знакомство с пословицами, поговорками о мужестве, отваге, о защитниках Родины | Расширять и обобщать знания детей о богатырях, развивать связную речь | Февраль |
| Создание альбома «Защитники Родины от богатырей и до наших дней». | Создать условия для закрепления информации, полученной в течение некоторых мероприятий проекта. Создать хорошее настроение. | Март |
| Чтение отрывков из былин о русских богатырях: «Застава богатырская», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и змей», Г. Шторм «На поле Куликовом». | Познакомить детей с данными произведениями, вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях, закреплять знания через художественное слово | В течение всего проекта |
| Просмотр презентации «Защитники Родины от богатырей и до наших дней». | Закрепить полученные знания по теме проекта, полученные ранее | |
| Пополнение развивающих центров Д/И «Собери богатыря в путь», Д/И «Что нужно солдату, моряку, летчику и т.д», пополнение атрибутов для сюжетно-ролевой игры « Богатырская застава» | Создать условия для закрепления информации, в течение проекта. | В течение всего проекта |
| Встреча с интересными людьми (Елена Владимировна и Эдуард Владимирович Ломакины) | Расширить представления детей о современных защитниках Родины | Февраль – Март |
| Экскурсия в городскую библиотеку, беседа «Русские богатыри, кто они?» | Расширить знания по теме проекта через произведения литературы и искусства о русских богатырях | Март |
| Экскурсия в краеведческий музей г. Курчатов | Воспитывать чувство гордости за наших предков, расширять знания о богатстве народной культуры | Март |
| Коллективная аппликация « Три богатыря» | Развивать умение создавать творческие работы, умение работать в коллективе, воспитывать взаимоуважение | Февраль |
| Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | Познакомить с картиной, дать представления об особенностях былинного жанра в живописи | Февраль |
| Прослушивание музыкальных произведений: «Богатырская наша сила» композитор А. Пахмутова, «Звуки гуслей» | Формировать чувство патриотизма, расширять знания по теме проекта | В течение всего проекта |
| Совместные просмотры детей и родителей мультфильмов о жизни великих богатырей | Развивать интерес к изучению устного народного творчества | В течение всего проекта |
| Праздник, посвященный дню защитника Отечества «Богатырские состязания» | Формировать патриотические чувства, развивать умение взаимодействовать в команде | Февраль |
| Выставка детских рисунков «Русские богатыри» | Творчески представить предпочтения детей к той или иной профессии. Развитие творческих способностей детей. Создать хорошее настроение | Апрель |
| Открытый просмотр занятия «Богатыри земли русской» на инновационной площадке | Закрепить полученные знания по теме проекта | Апрель |
Заключительный этап
Реализация ключевых направлений нашего проекта на основном этапе и анализ полученных результатов позволили сформулировать следующие выводы:
Дети проявили интерес к историческому и культурному наследию своего народа;
Систематизировали и расширили знания детей о защитниках Родины от богатырей до наших дней;
Эмоции, которые дети испытывали в ходе мероприятий проекта, позволили сформировать первые гражданские и патриотические чувства и сопричастность с историей своего народа;
Родители принимали активное участие в мероприятиях проекта, тем самым повысили нравственно-патриотическое воспитание в семье.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Педагогический проект
в логопедической группе
ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
(ОТ БОГАТЫРЕЙ ДО ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА)
Выполнили воспитатели:
Метленко Е.В.
Шаталова С.А,
Педагог доп.образования:
Быканова Ю.Г.
Педагог ИЗО:
Быканова Р.П.
Курчатов – 2024г.