СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Богатырская тема" в искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Богатырская тема" в искусстве»

Тема: “Богатырская тема” в искусстве.

Цели урока:

  • образовательные – показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).

  • развивающие – развитие вокально-хоровых навыков на примере исполнения песни «Я хочу услышать музыку»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать поэзию с точки зрения её музыкальности и цветописи;

  • воспитательные - воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку, умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения; через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к Родине, высоких, идейных и моральных качеств.

  • дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью, литературой, театральным искусством на примере “Богатырской темы”;

  • развивать и совершенствовать певческие навыки, актерское мастерство, развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость;

  • воспитывать патриотизм и прививать любовь и уважение к искусству, к Родине через знакомство с героями былин - богатырями.


  • Показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).

  • Развивать основы творческого воображения - внутреннее зрение, внутренний слух.

  • Через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к Родине, высоких, идейных и моральных качеств.

Задачи урока:

  • Формирование умений следить за развитием музыки.

  • Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки.

  • Развитие вокально-хоровых навыков.

  • Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: фронтальная, групповая

Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, сравнение.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, портрет А. Бородина, репродукции картин В. Васнецова, тексты песен ("Песня о маленьком трубаче", "Песня о России"), презентация.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Закрепление и обобщение изученной темы

II. Повторение материала прошлого урока.

Учитель. На прошлом занятии начали говорить о том, как музыка связанна с изобразительным искусством?

Дети. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, глядя на картину, можем услышать в своем воображении музыку.

III. Работа по теме. Мы продолжаем тему четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?» Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. (Слайд №2) О каких людях нам сегодня поведает музыка русского композитора А. Бородина, попробуем определить по характеру главной интонации (пропеть по нотной записи на доске). . Что это за люди, которые обладают такими качествами характера как решительность, настойчивость о которых говорит музыка?

Д. Воины, солдаты, богатыри.

У. Кого называют богатырем?

Д. Герой былин, совершающий подвиги, человек безмерной силы, стойкости, отваги.

У. Как вы считаете, что должна приносить людям богатырская сила?

Назовите героев русских былин, поговорки, связанные со словом "богатырский".

"Богатырская" тема с давних пор звучала в русском искусстве (поэзии, литературе, музыки, живописи, театре, кино), оттого что с древних времен и до наших дней со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

У. Какие черты характера богатырей передает музыка симфонии?

Д. Мужество, сила, уверенность, смелость, удаль.

У. Как звучит основная тема?

Д. Сурово, в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.

У. Каков характер второй темы?

Д. Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины.

У. Какая картина может проиллюстрировать "Богатырскую симфонию", что должно быть изображено на ней?

Слайд №7 (рассмотреть картину В. Васнецова "Три богатыря").

В центре 3 фигуры застыли в дозоре. Величавое спокойствие и уверенность ощущается в позах, фигурах. За спинами богатырей русская земля. Неброские краски в картине.

У. Что роднит два произведения?

Д. Воплощают идею величия и могущества Родины, силу русского народа, характер который ему присущ: мужественность, решительность.

Сравнить образы богатырей в картинах русских художников.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Слайд со словами Стасова.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная. Вторая симфония была написана в 1876 году.

Слайд с изображением картины.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. Ученик: Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Учитель: Что такое симфония?

Дети: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: А что такое симфонический оркестр?

Дети: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический.

Учитель: Определите к кому относятся эти слова?

У него суровый взгляд,
Силушка в его руке,
Меч он держит на спине,
И всегда он на коне.

Дети. Богатырь.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: И так БОГАТЫРЬ. С кем ассоциируется это слово (составление кластера, актуализация знаний). Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречались с ней в народном творчестве, поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

- Мы переходим к теме нашего урока: «Картины природы в музыке и изобразительном искусстве».

Вы уже знаете, что музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы. На предыдущих уроках мы с вами слушали музыку, которая в нашем воображении, нашим внутренним зрением рисовала портреты, богатырские образы.

- Музыку какого композитора мы слушали на прошлом уроке?
- Мы слушали «Богатырскую симфонию» Александра Порфирьевича Бородина.
- Какими вы представили себе героев этой симфонии?
- В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди-богатыри.
- И с какой известной картиной мы связали эту музыку?
- С картиной В. М. Васнецова «Богатыри».

  1. Какую картину представили слушая произведение

  2. Описать характер музыки, пользуясь таблицей

  3. Какие музыкальные инструменты вы услышали?

– Хорошо. Спасибо. Вы меня порадовали. Запишите, пожалуйста, в тетрадь.

(Репродукция Васнецова “Богатыри”, работа по картине.)

О картине. “Богатыри” Виктора Васнецова.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Слайд 5

Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная


- Правильно, вы видите, как разные виды искусства - музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание. Звучание музыки нередко создаёт в нашем воображении и различные картины природы. Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художник, композитор, поэт часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Сегодня мы послушаем с вами музыку французского композитора Клода Дебюсси.


Примечание: Показываю фото и коротко рассказываю детям биографию композитора.

- Название произведения я не буду говорить, попробуйте сами догадаться. Пока вы будете слушать фрагмент этого произведения (звучит «Лунный свет» К. Дебюсси), я покажу вам несколько картин (рисунок 2). (На экране компьютера картины: П. Кончаловский. «Сирень», И. Шишкин. «Сосны», И. Левитан. «Березовая роща», А. Куинджи. «Ночь на Днепре»).

Определите, какой картине соответствует эта музыка? Как бы вы назвали эти картины? Какое название вы дали бы прослушанному произведению? Ответы детей.

- Молодцы, вы правильно определили. Клод Дебюсси назвал свое произведение «Лунный свет», Архип Куинджи дал название своей картине «Ночь на Днепре». Послушаем рассказ о картине

III. Творческое задание.

- Сейчас будет звучать музыка, название этого произведения я вам также не буду говорить. Представьте, что вы художники, какую картину нарисовали бы вы, проникнувшись настроением этой музыки, (Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса», на экране компьютера портрет И. Штрауса. Потом показываю несколько разнохарактерных картин. Настоящим кладом для музыкантов можно считать программу «Шедевры музыки». Лекции по темам «Средневековье», «Возрождение», «Барокко», «Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Импрессионизм», «Экспрессионизм», «Модернизм» и «Авангардизм» насыщены фотографиями, иллюстрациями и музыкальными произведениями).

- Вы правильно определили. Может быть, художник Снейдерс написал свою картину «Птичий концерт» (рисунок 4) под воздействием музыки И. Штрауса «Сказки Венского леса».

VI. Подведение итогов.

А сейчас, ребята, мы подведем итоги.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Музыка может изображать картины природы.
- Мы познакомились с композитором К. Дебюсси и услышали его произведение «Лунный свет».
- Познакомились с художником А. Куинджи и его картиной «Ночь на Днепре».
- Посмотрели работы известных художников И. Шишкина, И. Левитана.
- Изобразительное искусство - это не только живопись и скульптура, но и художественные композиции. Познакомились с несколькими композициями, которые сделаны учащимися творческой мастерской «Кружевоплетение» нашего лицея.
- Услышали голоса птиц и изображение их в музыкальном произведении И. Штрауса «Сказки Венского леса».

- Правильно, вы сегодня убедились, что звучание музыки вызывает в нашем представлении различные картины природы. Музыка помогает ярко выразить и раскрыть содержание картины. Изобразительное искусство и музыка взаимодополняют друг друга. Искусство и природа неотделимы друг от друга.

- Вы хорошо сегодня поработали. (Выставляю оценки).
- Урок закончен. Всем спасибо. До свидания!

Учитель: Какие два вида искусства мы с вами рассматривали на уроке? (музыка, ИЗО). Определите тему нашего урока. “Богатырские образы в искусстве”

9. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке познакомились с богатырями. Мы встречаемся с ними на картинах, в кино, музыке, литературе. Русский народ восхищается богатырями, их силой, умом и добротой и стремится в искусстве показать это, а так же любовь к Родине.

(Дети составляют синквейн со словом БОГАТЫРЬ.)

Домашнее задание: вспомнить песни, картины, стихи, к/ф о подвигах русских людей в годы тяжелых военных испытаний. Прочитать рассказ М.Салтыкова-Щедрина "Богатырь".


А сейчас каждый поставит себе оценку за урок, учитывая свой вклад в подготовку, работу на уроке, выразительность исполнения и главное, смог ли он увидеть музыку.

Дети ставят в тетрадь себе оценку, называют её и выслушивают мнение класса и учителя.



Примечание: При составлении компьютерной версии открытого урока использовались программы: Adobe Photoshop - для обработки репродукций картин; WinOnCD 6 - для форматирования музыкальных отрывков из формата cda в формат mp3; PowerPoint - для создания презентации.

Урок разработан в рамках программы по музыке для общеобразовательных учебных заведений: Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для 5 – 8 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.; Музыка. 5 – 8 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – М.: Дрофа, 2005.

Место данного урока в системе указанной выше программы: 5 класс, I четверть “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”.



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!