Просмотр содержимого документа
«Богатство Сарыарки. Сложносокращенные слова.»
Город Актау
Открытый урок
По дисциплине: «Русский язык »
На тему: Богатство Сарыарки. Сложносокращенные слова.
Преподаватель: Абишова Базархан Исмагуловна
Тема урока: Богатство Сарыарки. Сложносокращенные слова.
Цели урока:
Образовательная- расширение знаний учащихся о сложных словах; введение новых понятий по изучаемой теме: сокрашенная основа слова, сложносокращенные слова, словообразовательный тип.
Воспитательная –воспитание у учащихся положительного интереса к изучаемой дисциплине, формирование умений и навыков самоконтроля при работе со сложными словами, воспитание творческого отношения учащихся к уроку, воспитание бережливого отношения к окружающей среде.
Развивающая- сформировать умения и навыки составления сложносокращенных слов, развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при работе со сложными словами, развитие умений грамотно, четко выражать мысли.
Оборудование: физическая карта РК, слайды, таблицы-схемы.
Тип урока:урок изучения нового.
Форма урока:комбинированный
Метод :объяснительно-иллюстративный, частично творческо- поэтический
Межпредметная связь: литература, география, экология
Эпиграф :
«Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былинучку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
(Е. Евтушенко)
Ход урока
Организационный момент (2 мин):
Проверка домашнего задания (10 мин):
Преподаватель: на прошлом занятии мы изучили с вами тему: «Сельское хозяйство. Соединительные гласные о и е в сложных словах» (учебная группа делится на две команды: «Барс» и «Сокол»).
Преподаватель задает вопросы для повторения ( оценивается скорость и полнота ответов):
Что такое слова, дайте понятие ?
Сложные слова, дайте определение ?
Какие способы образования сложных слов вы знаете?
Работа у доски – фонетический разбор слова и синтаксический разбор предложения.
Учащиеся зачитывают свои подготовленные сообщения на тему: «Сельское хозяйство» и выделяют сложные слова, образованные путем соединительных гласных о и е.
Объяснение новой темы ( 15 мин):
Преподаватель: Есть много стран замечательных, есть много красивейших уголков Земного шара , которые не перестают удивлять людей. Таким удивительным местом нашего Казахстана является Сарыарка.
Тема сегодняшнего нашего занятия звучит так : «Богатство Сарыарки . Сложносокращенные слова»
Работа с картой. Обратите внимание на месторасположение Сарыарка на физической карте Казахстана (показ слайда- физическая карта РК). Она расположена на карте от реки Ишим на севере до пустыни Бетпак- Дала на юге и эту степь казахский народ с древних времен назвал Сарыарка, что означает «желтый хребет»- «золотая степь». Богата Сарыарка щедрой природой, редкими животными, птицами и полезными ископаемыми. Я предлагаю вам окунуться в мир Сарыарки. (показ слайда с музыкальной аранжировкой)
Преподаватель: Слово Сарыарка является сложным словом, которое образовалось путем слияния двух слов без соединительных гласных. Сарыарка расположена на карте РК, т.е Республики Казахстан. Слово РК- является сложносокращенным словом, а сложносокращенными словоми называются сложные слова с сокращенными основами.
Теперь обратите внимание на образование сложносокращенных слов (показ слайда – таблица «Образование сложносокращенных слов »), посмотрим как пишутся сложносокращенные слова (показ слайда – таблица «Правописание сложносокращенных слов »)
Закрепление нового материала ( 10 мин).
Учащимся предлагается задание- расшифровать сложносокращенные слова, определить их род и объяснить способ образования данных слов (показ слайда – задание ).
Работа с эпиграфом урока ( учитель читает строки стихотвоения Е. Евтушенко).
Преподаватель: Да, мы должны суметь сохранить данную нам природу, и в связи с этим, я предлагаю вам задание экологического характера (показ слайда – задание ).
Преподаватель: Познакомив вас с богатством Сарыарки, я не могу не сказать о нашем родном Мангистау, и хочу предложить всем послушать стихотворения, которые нам прочитают студенты группы ( читаются два стихотворения):
« Мангистау – гордость моя!» ( стихи Абишовой Б.И)
«Обращение к молодежи» ( стихи Абишовой Б.И)
(показ слайдов о Мангистау)
Заканчивая урок на такой поэтической ноте, я думаю, что мы достигли своей цели, узнав об удивителной Сарыарке, а также научились различать и определять способы образования сложносокращенных слов.
Подведение итогов, оценивание работы каждого учащегося и группы в целом (3 мин).
Домашнее задание (3 мин).
Выучить правила правописания и способы образования сложносокращенных слов ( Ф.Х. Жубуева, А .Садуакасов. Русский язык: Учебник – справочник, Алматы, «Мектеп»,2010г., стр 18-19; Б.С Муханоква Русский язык и литература. Журнал № 4, 2011г. Алматы, «Дәуір» стр. 14-15)
Подготовить мини-сочинение ( сообщение, реферат) на лексическую тему: «Богатство Сарыарки», используя учебники по географии, истории, периодические издания, информацию с сайтов интернета и т.п.;
Из материалов второго задания выбрать предложения со сложносокращенными словами и произвести их разбор.
2014