Богодуховский миссионерский стан
В 1901 году, после основания запланированных еще в 1893 году епископом Оренбургским и Уральским Макарием (Троицким) миссионерских станов в Тургайской и Уральской степи, очередь дошла до организации специальной миссии в Оренбургской губернии. Ее необходимость епархиальными властями ощущалась с самого начала существования отдельной Оренбургской епархии.
Для миссионерской деятельности среди поликонфессионального и полиэтнического населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX века, когда не раз обострялась проблема перехода в ислам новокрещеного населения поволжских и приуральских епархий1, кроме работы на церковноприходском уровне, была необходимость в организации специальных миссионерских учреждений и монастырей. Начало этой работе было положено в первых годах образования самостоятельной Оренбургской епархии.
В трех верстах от Оренбурга на горе Маяк в 1864 году был основан Богодуховский Иоанно-Предтеченский монастырь, ставший впоследствии базой для открытия миссионерского стана со школой и интернатом. Богодуховский монастырь имел 415 десятин пахотной и сенокосной земли в 25 верстах от Оренбурга, а также 245 десятин земли, малоудобной для сельскохозяйственных работ, в Орском уезде. В 1900 году монастырь по недостатку средств содержания был обращен в заштатный и приписан к Архиерейскому дому, а монастырская братия переведена в Успенско-Макарьевский общежительный мужской монастырь. В Богодуховском монастыре и Архиерейском доме штат составили эконом, два иеромонаха, один иеродиакон и два послушника2.
В 1901 году при Богодуховском мужском монастыре был открыт Богодуховский миссионерский стан, единственный на всю Оренбургскую губернию. Его целью было повышение религиозно-нравственного уровня крещеных инородцев Оренбургской губернии, прежде всего нагайбаков и чуваш, и обращение в православие татар и башкир губернии3. Иногда в отчетах эта специальная миссионерская работа на территории губернии именовалась «Башкирской миссией»4, хотя, конечно, действия Богодуховского стана охватывали более разнообразное население. Начальником стана, экономом и законоучителем стал священник Иоанн Спиридонов, старшим учителем – диакон Алексей Сотников, выпускник Казанской учительской семинарии5.
Главными миссионерскими методами в работе стана провозглашались школьное образование и проповедь миссионера инородцам6. Вследствие того, что заведующий станом являлся законоучителем и экономом, он не имел возможности уделять много времени миссионерским поездкам. Так в 1904 году им была совершена только одна поездка по Оренбургскому уезду. В этом году при стане были крещены двое татар и один башкир7. Летом 1906 года о. Иоанн Спиридонов объехал с миссионерской целью все нагайбакские селения губернии. При стане были крещены три мусульманина – два казаха и один татарин8.
Заведующим станом был назначен свящ. оренбургской тюремной церкви Иоанн Спиридонов, состоящий благочинным нагайбакских приходов. Перед открытием стана и школы был совершен молебен перед Табынской иконой Божией Матери. В школу учителем был определен Яков Памфилов, помощником учителя назначен Федор Сергиенко.
В декабре 1901г. Спиридонов ездил по Оренбургской губернии и посетил башкирские деревни. Они отстояли по 50-60 верст от приходских храмов. Совершение таинств и обрядов было невозможно из-за отсутствия священника. Дети же за неимением школ оставались неграмотными, не знали молитв и не имели крестов 9.
К концу 1903 года было выстроено трехэтажное каменное здание для миссионерской школы Богодуховского стана на бессрочно отведенной городом земле при монастыре10. Святейший Синод накануне открытия миссионерской школы 24 июля 1903 года поручил Преосвященному Владимиру (Соколовскому) согласовать программу обучения миссионерской Богодуховской школы со второклассными церковно-приходскими школами, чтобы воспитанники последних могли поступать в миссионерскую школу для продолжения обучения; а также устроить новую школу по примеру миссионерских школ в Казани и Симбирске. Планировалось также настолько расширить программу школы, чтобы после ее окончания выпускники могли поступать в инородческие училища и в Оренбургскую духовную семинарию.
В мае 1904 года Преосвященному Иоакиму (Левицкому), епископу Оренбургскому и Уральскому, поступил указ из Святейшего Синода от 4 мая 1904 года «о пересмотре проекта Миссионерского училища при Оренбургском Богодуховском монастыре», представленном Преосвященным Владимиром, бывшим епископом Оренбургским и Уральским. Для исправления были перечислены следующие недостатки проекта новоучрежденной школы: нет четкого возрастного ценза для поступающих в школу; несогласованность курса младших и старших классов; существование двух различных проектов расписаний учебных предметов; образование учителей школы не соответствовало богословским предметам курса; отсутствие устава школы; не было определено положение лиц, оканчивающих школу; оклады учителей недостаточны, тем более, что по некоторым предметам необходимы были лица с высшим образованием; не указаны средства из местного бюджета, которые будут затрачиваться на школу11. Для доработки проекта Богодуховской школы была назначена комиссия под председательством ректора Оренбургской духовной семинарии протоиерея Ф.А. Дмитровского, в которую вошли: епархиальный наблюдатель протоиерей М.М. Немечек, смотритель Оренбургского духовного училища Ф.Г. Макарьев, инспектор классов Епархиального женского училища протоиерей В.П. Андреев; преподаватель Оренбургской духовной семинарии протоиерей А.И. Архангельский; преподаватель семинарии И.И. Григорьев и священник Н.Д. Левицкий12.
Учебное заведение Богодуховского миссионерского стана стало действовать в качестве миссионерской двухклассной школы с начала 1903/04 учебного года. Школа готовила кандидатов на учительские и псаломщические должности в инородческие приходы епархии. В первый год в ней обучался 41 ученик, в том числе русских – 7, нагайбаков – 26 и 8 чуваш13. Ученики поступили в нее после школ грамоты из разных уездов губернии14. В июне 1904 года окончило курс двухклассного училища 9 человек. По особому разрешению епархиального комитета Православного миссионерского общества эти 9 выпускников были оставлены еще на один год для прохождения курса второклассной школы. В остальных двух группах обучение продолжилось по программе второго класса двухклассной школы15. Таким образом, Богодуховская школа со второго года своего существования официально считалась двухклассною, хотя учащиеся проходили курс второклассной школы.
В 1905 году состоялся первый выпуск учеников миссионерской школы. Окончило курс второклассной школы 9 человек, из них: 6 нагайбаков, два чуваша, один русский. Два. чуваша были назначены учителями в чувашские миссионерские школы. Выпускники-нагайбаки были определены на работу следующим образом: два – в нагайбакские школы, другие два – в русско- татарские казачьи школы, один – в Актюбинскую русско-киргизскую миссионерскую школу, и еще один – псаломщиком в нагайбакский приход. Отзывы о работе выпускников были положительные, казаки-мусульмане были очень рады, что к ним назначены учителя, знающие татарский язык. Они относились к этим преподавателям с большим уважением и доверием16. В 1906 году состоялся второй выпуск учеников Богодуховской школы. Окончило курс второклассной школы уже 16 человек: 10 нагайбаков, 4 чуваша и два русских. Из них 12 человек назначены на учительские места в инородческие селения, два – псаломщиками в инородческие приходы, а остальные два (русский и чуваш) до конца 1906 года не были определены на работу17.
К 23 декабря 1906 года был подготовлен «проект преобразования второклассной (по факту, а не официально – от автора) миссионерской инородческой школы при Богодуховском монастыре в церковно-учительскую миссионерскую русско-инородческую школу». Комиссия выбрала для Богодуховского учебного заведения форму церковно-учительской школы, в программу которой планировалось ввести миссионерские учебные предметы. Такое учебное заведение давало бы полное общее образование, в том числе и богословское. Выпускник подобной школы получал право учительства в церковных школах всех типов (одноклассной, двухклассной и второклассной). Программа церковно-учительской школы была приспособлена к поступлению в нее выпускников из более низших церковных учебных заведений. С программой церковно-учительской школы удобно совмещались миссионерские курсы, а также воспитание в подобном учебном заведении соответствовало подготовке миссионеров. Комиссией планировалось ввести две миссионерские специальности – «расколоведение и мусульмановедение»18.
По расколоведению в первом и втором классах планировался один урок в неделю по истории раскола и второй – по изучению книг старообрядцев; в третьем классе – два урока в неделю предполагалось на изучение обличения раскола и один – на обличение сектантства. По мусульмановедению в первом классе два урока в неделю отводилось на изучение арабского и татарского языка; во втором классе – два урока в неделю на историю ислама и изучение православной противомусульманской миссии; в третьем классе три урока в неделю планировалось изучать обличение мусульманства. Расходы на содержание учителей по миссионерским курсам по проекту должны были производиться на местные средства. Соответствующие миссионерские предметы присоединялись к общей учебной программе учительской школы, куда входили следующие предметы: Закон Божий, теория церковного пения, церковно-славянский язык, русский язык, словесность и история литературы, общая и отечественная история, география общая и русская, дидактика и методика, арифметика, черчение и геометрия, природоведение и гигиена. В проекте также стояла педагогическая и миссионерская практика: практические уроки в образцовой школе и миссионерские беседы (катехизация). Планировалось для проведения практики открыть при Богодуховской миссионерской церковно-учительской школе двухклассную церковно-приходскую школу19.
1 Извлечение из Верноподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 год. Спб., 1867. С. 25-26.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1890 и 1891 годы. СПб., 1893. С.99-100. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. Спб., 1910. С. 147-148.
2 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10580. Л. 16 об.
3 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1904 год. Оренбург, 1905. С. 27-28.
4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10574. Л. Л. 38.
5 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1904 год. Оренбург, 1905. С. 17-28.
6 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10576. Л. 45.
7 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1904 год. Оренбург, 1905. С. 27.
8 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1906 год. Оренбург, 1907. С. 7.
9 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1901г. С. 41.
10 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1904 год. Оренбург, 1905. С. 27.
11 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 39. Л. 9-9 об.
12 Там же. Л. 5-5 об.
13 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1904 год. Оренбург, 1905. С. 27.
14 Есикова Е. М. Миссионерская деятельность… С. 101.
15 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1904 год. Оренбург, 1905. С. 27.
16 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1905 год. Оренбург, 1906. С. 18.
17 Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1906 год. Оренбург, 1907. С. 6.
18 ГАОО. Ф. 175. Оп. 1. Д. 39. Л. 5 об.-7 об.
19 Там же. Л. 59 об–60.