СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Боль за все живое" Заседание литературного совета по рассказу "Кусака"Л.Андреева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ "Кусака"с его  серьезной нравственной проблемой позволяет реализовать богатые воспитательне возможности урока и одновременно  поработать над навыками вдумчивого чтения. 

Просмотр содержимого документа
«"Боль за все живое" Заседание литературного совета по рассказу "Кусака"Л.Андреева»

Морозова Наталья Алексеевна, учитель

русского языка и литературы МБОУ СОШ №2, округа Муром Владимирской области

Тема урока: « Боль за все живое»


Заседание литературного совета.

Обобщающий урок по рассказу Л.Андреева «Кусака»


Цели:


метапредметная : развитие речи и творческой фантазии;

аргументация собственного высказывания.


предметная: выбирать в развитии дейст-

вия главное; выявлять автор-

скую позицию.

личностная : помочь разобраться в таком

непростом чувстве как сострадание



Оформление:

Портрет писателя.

Книжная выставка изданий рассказов Л.Андреева

Иллюстрации ребят к рассказу «Кусака»

Изображение на доске окна занавеса, кресло (для инсценировки)

Аудиокассета с записью рассказа , в исполнении актера


Эпиграф: «Все живое имеет одну и ту же душу.

Все живое страдает одними страданиями…»

Л.Н.Андреев



Творчество Л.Андреева пока еще весьма скромно представлено в школьной программе, хотя, несомненно, заслуживает большого внимания. А.М.Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины». Последнее замечание открывает секрет притягательности произведений Андреева для школьника, который, вступая во взрослую жизнь, ищет ответы на многие вопросы бытия. Приступая к изучению творчества Л.Андреева, организовываю свою работу таким образом, чтобы произведения («Алеша-дурачок», «Кусака», «Петька на даче», «Ангелочек», «Валя») побуждали юных читателей не судить героев, не выносить им приговор, а внимательно вчитываться в авторские характеристики, стараясь ярче представить себе образы персонажей, проникнуться их радостями и страданиями и тем самым прикоснуться к миру, создаваемому Л.Андреевым. Этот мир сложен, далеко не все лежит в нем на поверхности, и нередко читателю приходится много поработать, чтобы добраться до сути, казалось бы, знакомых слов. Научить ребят быть талантливыми читателями непросто. В этом поможет прием, основанный на живом участии детей в «творческом познании искусства» (термин Л.С.Выготского). Рассказ «Кусака» с его серьезной нравственной проблемой позволяет реализовать богатые воспитательные возможности урока и одновременно поработать над навыками вдумчивого чтения


Учитель: И снова у нас заседание литературного совета. Необходимость в его проведении возникла после прочтения рассказа Л.Андреева «Кусака». Рассказ не оставил вас равнодушными. Сегодня на нашем заседании вы поделитесь своими впечатлениями, подумаете над авторским замыслом, характером героев. Определите, что осуждает автор и кому симпатизирует. А также обратите внимание на композицию и художественно-выразительные средства языка. Мы попытаемся выяснить, какие художественные детали, приемы использует автор, чтобы выразить боль за все живое.

В работе совета примут участие «лингвисты», «литературоведы», «художники», «артисты», группа читателей.

Итак, замечательный русский писатель Л.Андреев. Что удивительного вы можете отметить в личности писателя и его жизни? Слово нашим библиографам из группы «литературоведов».


Ученик делает сообщение из монографий и статей о Л.Андрееве, доказывающие талант, сочувствие и любовь ко всему живому.


Учитель: Рассказ прочитан. Какова его тема? Возможные ответы (Взаимоотношение собаки и людей. Одиночество собаки, предательство людей)

Как вы понимаете смысл названия рассказа «Кусака»?

Ответы: Люди не приняли собаку, не поняли ее. Она страдает и вынуждена защищаться от окружающих.


Учитель: Как начинается рассказ? Понятно ли о ком, о чем пойдет речь? Нам помогут «читатели» (читают 1 абзац). Послушаем замечания «лингвистов».


«Лингвист»: Читая 1 предложение мы не сразу понимаем о ком пойдет речь. Свое чувство к происходящему автор передает ритмом. Первое предложение включает 5 смысловых частей, между которыми обязательны паузы, требующие грустного, медленного прочтения. Обратите внимание на 5 отрицательных частиц (ни-ни), их звучание усилено обычным словом имени. Наконец, несколько раз повторяется местоимение она. Это местоимение личное, а лица нет: ведь живое существо чувствует себя живым только тогда, когда кому-то принадлежит, кто-то в нем нуждается, называет по имени. Во 2-м предложении героиня нам открывается – это собака. не случаен повтор (другие собаки гордились своей принадлежностью дому). Заметьте, что звуки тоже говорят о нелегкой собачьей жизни – «Во всю долгую морозную зиму»… звук «у» передает протяжный собачий вой.


Учитель: Интересно, какая Кусака в самом начале рассказа, какой вы представляете ее? Слово «художникам». («Художники» защищают свой рисунок, доказывают, цитируют)


Учитель: Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям?


Ответы «читателей» . Встреча с мужиком, Он вспомнил все обиды, нанесенные людьми, с размаху ткнул ее в бок.

Как отразил художник этот эпизод?

Как развивается сюжет рассказа?

Ответы: Сюжет краток и динамичен. Собака была ничья. Поселилась на даче. Приехавшие люди приласкали ее. Всей душой расцвела собака, научилась играть. Люди предали собаку.


Учитель: Мне хочется обратить ваше внимание на появление хозяев на даче. «Артисты» помогут нам представить этот эпизод.


Учитель: Что хотел показать писатель в этом эпизоде?

(Что Кусака еще не простила обиды людей)

А как представляют этот эпизод «художники» ?


Учитель: Как Кусака выражала свою любовь и преданность людям?

Ответы «читателей» Бдительно сторожила дачу


Учитель: «Всею своею собачьей душой расцвела Кусака…» Что стоит за этими словами? (Ребята отмечают, что у нее теперь есть имя, она принадлежит людям, она больше не одинока. Изменилась внешне.


Учитель: Найдите в тексте слова, словосочетания, предложения в которых Л.Андреев показывает проявление собачьих чувств.


Ответы: Она виляла хвостом, но не решалась подойти. Собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом, выбегала на дорогу лаяла до хрипоты.


Учитель: Какие части речи чаще звучали в ваших ответах?

Своими наблюдениями с нами поделятся «лингвисты».


Ответы: Глаголы, причастия и деепричастия, наречия помогают понять внутренний мир Кусаки, ее чувства.


Учитель: Какую роль в описании настроения Кусаки играет природа? Слово «лингвистам». Зачитывают примеры, находят метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, антитезу, инверсию. (остророгий месяц посылал робкий луч, солнце поступило умно, желтыми огнями загорелась осень, заплакало небо)


Учитель: Мы с вами отметили художественно-выразительные средства языка, а теперь обратимся к композиции. Мнение «литературоведов» экспозиция – одиночество бездомной собаки, завязка – приезд людей на дачу, собака вцепилась в подол платья Лели.


Развитие действия – люди привыкли к собаке, назвали Кусакой.

Кульминация – Собака поверила людям. Счастье собаки.

Развязка – Диалог мамы и Лели. Люди уехали, предали собаку.

Эпилог – Собака выла.


Учитель: Из системы изобразительных и композиционных средств вырастает идея произведения. Какова она ?


Ответы: Гуманное, доброе отношение к животным. Предупреждение нас от необдуманных поступков.

Обращаюсь к «артистам». Какой эпизод вы хотели бы проинсценировать?

Разговор мамы и Лели.

Анализируем эту сцену, отмечаем авторские ремарки. Слушаем впечатления ребят.


Учитель: Почему в историю Кусаки впечатляется эпизод с убогим Илюгией?

(Человек жесток по отношению не только к собаке, но и человеку)

Слушаем запись на магнитофоне (4 часть)

Учитель: Собака выла… Почему в этих словах такая безысходность? Сможет ли кусака когда-нибудь поверить людям? Обращаем внимание на эпиграф к уроку. Хотела бы обратиться к читателям. С каким настроением вы читали рассказ? Какой эпизод понравился больше?


Ответы.


Учитель: А теперь представьте, что нам предложили участвовать в конкурсе на создание лучшего эскиза обложки и макета будущей книги Л.Андреева. Вы – авторский коллектив. Ваши предложения «художники».


Обсуждение. Выбор лучшего эскиза.


Подведение итогов.

Наше заседание заканчивается. Мне кажется, нам удалось вчитаться в текст. Мы радовались и сопереживали вместе с героями. Наша попытка исследовать текст, безусловно удалась. Всем спасибо за работу. Мы не прощаемся с творчеством Л.Андреева. Впереди у нас много интересных встреч.


Домашнее задание.

Письменный ответ - Как могла сложиться судьба Кусаки, окажись она у других хозяев?

Что общего в судьбах Кусаки и Муму?

Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака» и сравнить его с андреевской Кусакой.


Приложение 1

Кусака, милая Кусачка,

Так что нам сделать для тебя?

Ты нас заставила заплакать

Помочь тебе не в силах я,

И рада я прийти на помощь,

Я отыщу тебя везде,

Я накормлю, я приласкаю…

Но вот и ночь уж на дворе,

Рассказ прочитан,

Что же делать?

Ведь как-то надо ей помочь.

Прости, Кусака, нам жестокость

Предательство людей и ложь.

Я постараюсь все исправить,

Я заведу себе щенка,

Я назову его Кусака,

За всех людей отвечу я.

Хочу кричать я громко-громко:

«Да что же с нами произошло ?

Зачем, вы, люди, так жестоки

Ведь к вам вернется это зло»


Не проходите, люди, мимо

Собаки брошенной или щенка,

Остановитесь и в глаза взгляните,

Поверьте – мой совет не зря.

В глазах увидите вы боль,

Обиду и надежду.

Ведь не ответит пес Вам:

«Жду! Меня возьми!

Не подведу! Я отслужу,

Я верный друг!»

Стихи слагаю я не вдруг

А сочинить мне помогла

Андреева Кусака.