Просмотр содержимого документа
«Болонский процесс»
Болонский процесс – процесс формирования единой европейской системы высшего образования, основанной на общности принципов функционирования.
Болонские реформы характеризуются терминами «ориентированность на результаты» и «студентоцентрированное обучение». При этом речь идет о понимании результатов обучения в широком смысле. Они призваны стать существенным элементом сдвигов в педагогической практике, предполагая связь с ECTS, модуляризацией и институциональной свободой.
Необходим баланс между тремя уровнями Болонского процесса: установленные цели на европейском уровне, затрагивающие правительства, высшие учебные заведения и студентов; центральная роль вузов в реализации процесса; роль национальных стратегий и законодательства в соединении первых двух уровней и в содействии процессу в каждой стране.
В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
Цели Сорбоннской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчёркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жёсткие юридические обязательства.
Участниками Болонского процесса являются 49 стран (2015 год) и Европейская комиссия. Все страны — члены Европейского союза и Восточного партнерства задействованы в процессе.
Основные характеристики Болонского процесса
Обязательные параметры Болонского процесса
Трёхуровневая система высшего образования.
Академические кредиты ECTS.
Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
Европейское приложение к диплому.
Обеспечение качества высшего образования.
Создание единого европейского исследовательского пространства.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
Единые европейские оценки.
Активная вовлечённость студентов.
Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса
Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
Модульная система.
Дистанционное обучение, электронные курсы.
Академические рейтинги студентов и преподавателей.