Этапы урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. (2-3 минуты) | Показывает человека с грустным лицом, спрашивает: «Ребята, что забыл мальчик взять с собой на урок?» Слайд 1 | Предполагаемый ответ: «Улыбку, настроение». |
- Стремление к любознательности (Л); |
| Спрашивает: «А вы взяли с собой улыбку?» | Предполагаемый ответ: «Да». | |
СТИХОТВОРЕНИЕ | Просит детей: «Покажите, улыбнитесь друг другу». Учитель читает стихотворение об улыбке: Улыбкой дверь отворите в пути, Улыбку нельзя удержать взаперти. Улыбка – цветок, расцветет на устах. Улыбка прогонит и злобу, и страх. Улыбка как дождик веселый, как мячик, Его не догонишь – отправимся вскачь, Улыбка, как сон, и она, как мечта. Улыбка поутру по-детски чиста. | Улыбаются друг другу. | |
| Благодарит и приветствует обучающихся: «Ребята, мне очень приятно видеть на ваших лицах улыбку! Это добрый знак для начала урока». | | |
| Просит открыть тетради и внести в них общепринятые записи. | Открывают тетради, записываю число, «классная работа». | |
| Напоминает: «К сегодняшнему уроку я попросила прочитать сказку А.С.Пушкина. Вы выполнили мою просьбу?» | «Да». | |
| Обращает внимание ребят на экран: «Посмотрите на репродукцию картин к сказке и скажите, кто изображен на них? Слайд 2 | Предполагаемый ответ: «На первой мы видим мачеху, а другой – царевну молодую». | - умение сопоставлять репродукции (П); |
| Спрашивает: «Вы догадались, о каких героях пойдет речь на уроке?» Как вы думаете, ребята, удалось художнику показать, кто из них злой, а кто добрый? | Предполагаемый ответ: «Будем говорить о царице - мачехе и о царевне».
| |
| Ребята, мы с вами прочитали уже много сказок. В каждой из них мы встречались с добрыми и злыми героями. А что они делают между собой? Слайд 3 | Предполагаемый ответ: "Сталкиваются, ругаются, борются". | |
| «Правильно. Может, вы сформулируете тему нашего урока, используя выделенное опорное слово. Но! Сначала я предлагаю превратить его в существительное». Борьба добрых и злых сил. ( По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина). | Предлагают название темы урока. | - умение прогнозировать тему урока (Р); |
| Просит записать тему урока. Слайд 4 | Записывают тему урока. | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3-4 минуты). | Ребята, вы внимательно читали сказку? Я хочу предложить вам необычное задание. Перед вами «текст с дырками». Попробуйте вставить вместо пропусков опорные слова. (Приложение 1 – текст с дырками) | Выполняют пробное действие. | - умение контролировать свое время и управлять им (Р); - умение предвидеть причину затруднения (Р); - умение формулировать проблему (Р); |
| Проверяют по образцу. Выясняет, почему не справились с заданием. Назовите причину. (Приложение 2 – образец текста с дырками) | Плохо знаем содержание сказки. Невнимательно читали.
| |
| Что необходимо нам сделать, чтобы справиться с заданием? (вернуться к сказке и еще раз прочитать, проанализировать)
Мы всю сказку будем анализировать или только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна? (вспомните репродукции картин) | Надо обсудить в классе прочитанный текст сказки, проанализировать.
Только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна. | |
3.Постановка учебной задачи. (3-4 минуты) | Какую первую задачу мы ставим перед собой? | Предполагаемый ответ: - проанализировать отрывки в которых встречаются мачеха и царевна; | - умение управлять своей деятельностью (постановка и формулирование задачи предстоящей учебной деятельности (Р); |
| | | |
| Правильно. Итак, мы должны проанализировать эпизоды, в которых встречаются мачеха и молодая царевна. Вспомните сказку Жуковского, какой прием мы использовали, когда говорили о ведьме и царской дочери? Как вы думаете, мы будем сегодня сопоставлять мачеху и царевну? | - сравнение;
- будем. | |
| Вторая задача, которую мы ставим перед собой: сравнить мачеху и царевну. | Сравнить мачеху и царевну. | |
| «Молодцы. Ребята, в начальных классах вы читали много сказок и находили в них опорные слова. Но их, как мне сказала ваша учительница, вы не применяли для характеристики героев. Сегодня мы будем читать, пересказывать и анализировать отрывки из сказки, сравнивать героев с помощью опорных слов. Опорные слова по другому называются ключевыми словами. С их помощью мы будем учиться давать характеристику героям». Что такое – ключевые слова? Давайте обратимся к определению. Ключевые слова – это значимые для понимания текста слова. Запишите определение в тетрадь. Слайд 5 С помощью ключевых слов мы научимся глубоко проникать в содержание текста, что позволит нам выполнять любые задания, в том числе и творческие. Ключевыми словами мы можем пользоваться, когда работаем с правилом, с текстом параграфа на любом уроке. |
Читает ученик со слайда определение. Записывают в тетрадь. | - умение работать со справочным материалом (П); |
4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (4-5 минут). | Обращает внимание ребят к тексту сказки. Уже с первых страниц автор подчеркивает разницу между главными героями сказки. Откройте стр. 96. Найдите строчку: «Долго царь …», продолжите ее. Прочитайте отрывок и укажите ключевые слова, которые точно характеризуют царицу-мачеху, и запишите в соответствующий столбик в ваших иллюстрированных таблицах. (Приложение 3 – иллюстрированная таблица) | Предполагаемые записи: «молодица, высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива».
| - умение работать с текстом сказки (П); - умение самостоятельно извлекать необходимую информацию для решения задач урока (Р); - умение работать с таблицей (П); - умение подводить итоги о проделанной работе (Р); - умение самостоятельно контролировать свою работу по эталону, анализировать и оценивать (Р); |
| Работаем дальше. Откройте стр.97. Найдите строчку: «Но царевна молодая,» и «На девичник собираясь…,», продолжите их. Прочитайте отрывки и укажите ключевые слова, которые точно характеризуют царевну, и запишите в соответствующий столбик таблицы. | Предполагаемые записи: «белолица, черноброва, нраву кроткого такого», «милее, румяней, белее». | |
| А теперь сравните свои записи и проведите работу над ошибками. Слайд 6 (Приложение 4 – оценочный лист ) | Проверяют свои записи, сравнивают, оценивают работу. | |
| Можно объяснить значение слов «нраву кроткого» - скромная, благовоспитанная, послушная. | | |
| Ребята, посмотрите, как автор любит царевну. Какие красивые слова он находит для нее! Но мачеха – то тоже «молодица, высока, стройна, бела». Всегда ли можно судить по внешним признакам о человеке? Можно объяснить значение слова мачеха – неродная мать. Вспомнить, какой бывает мачеха в сказках. |
Нет, в случае с мачехой нельзя. | |
| Итак, какой предстает мачеха перед нами? А царевна? | Предполагаемые ответы: -мачеха уже в начале сказки предстает перед нами злой, а царевна - доброй. | |
| Помогает сделать вывод. | | |
| Ребята, посмотрите, что предлагает нам толковый словарь для определения однокоренных слов зло – злой, добро – добрый. Сегодня я помогла вам выписать определение понятий, используя ключевые слова. Посмотрите, что у меня получилось. Давайте прочитаем определения. (Приложение 5 – словарная статья и уже готовая запись с ключевыми словами) Слайд 7 |
Ученик читает определения со слайда. | - умение работать со словарем (П); |
5.Первичное закрепление (4-5 минут). | В теме нашего урока ключевое слово (помогайте) борьба добра со злом. Давайте посмотрим, как это происходит в сказке? Я предлагаю продолжить работу над текстом сказки. Откройте стр. 99. Найдите строчки, в которых говорится о том, какое испытание придумала мачеха царевне в первый раз. Выделите ключевые слова. Слайд 8 (Чернавка ведет в лес) | Предполагаемый ответ: «Позвала к себе Чернавку …………………………… На съедение волкам». | - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К); - умение корректировать свою и чужую работу (Р); - умение анализировать и извлекать необходимую информацию для решения задач урока (П); - умение прогнозировать результат (Р); - умение оценивать свою и чужую работу (Р); - умение работать с текстом сказки (П); - умение работать со словарной статьей учебника (П); - умение подводить итоги (Р); - умение строить логические рассуждения (П); |
| Вы сказали, что царевна добрая, смог бы автор оставить ее в беде? | «Нет». | |
| Откройте стр. 99. Найдите место, где говорится о том, как поступила с ней Чернавка. | Предполагаемый ответ: «Та, в душе ее любя, …………………….. Отпустила и сказала:» | |
| Ребята, кто такая Чернавка? Загляните в словарную статью учебника. | Предполагаемый ответ: Сенная девушка – служанка. | |
| | | |
| А почему она отпустила царевну? | Любила ее за доброту. | |
| «Что далее происходит с царевной? Откройте стр.100. Найдите строчки, в которых говорится о ее судьбе. Выделите ключевые слова. Что же с ней стало?» | Предполагаемый ответ: «Но невеста молодая, ……………………… И на терем набрела». Она оказалась у семи богатырей. | |
| «Ребята, удалось мачехе погубить молодую царевну? Почему? Используйте при ответе словарную статью, где даны значения слов добро - добрый». | «Нет. Она хорошая, добрая, никому плохого не сделала, никого не обидела, ее любят все, и автор, и Чернавка». | |
| «Вот видите, все на стороне царевны: и автор, и Чернавка, и я. А вы?». | | |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6-7 минут). | 1 пара «Ребята, откройте стр. 104 - 107, найдите самостоятельно отрывок, в котором говорится о том, какое зло придумала мачеха во второй раз? Используя ключевые слова, кратко перескажите о злом умысле мачехи». Слайд 9 (Черница угощает отравленным яблоком) | Предполагаемый ответ: - пересказывают эпизод с отравленным яблоком. | - умение организовать себя для самостоятельной работы (Л); - умение работать в паре (К); - умение оценивать свою и чужую работу (Р); - умение работать с высказыванием (П); - умение самостоятельно контролировать свою работу, анализировать и оценивать (Р); - рефлексия своих действий (Л); - умение подводить итоги (Р); |
| Физминутка (соберите пословицу) Добро не умрет, а зло пропадет. Злая мысль самому навредит. | | |
| «Мачехе удалось погубить царевну в этом отрывке?» | «Да. Она умирает». | |
| «Ребята, известный грузинский поэт ШОТА РУСТАВЕЛИ когда-то сказал, что лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет». Слайд 10 | | |
| «Смог ли А.С.Пушкин допустить, чтобы его любимая героиня умерла? | | |
| 2 пара Обратитесь к тексту сказки стр. 110, 112. Прочитайте еще раз, чем заканчивается сказка: найдите ключевые слова и дайте с их помощью ответ на вопрос, что произошло с царевной и мачехой?» (Приложение 6 - алгоритм самооценки) | Предполагаемый ответ: - царевна ожила, а мачеха умерла от тоски; | |
6.1. Слушание музыкальных отрывков (Римский -Корсаков. Опера“Золотой петушок” 2 отрывка) + портрет композитора на доске | «Почему ожила царевна?» «Значит, прав был грузинский поэт - добро - бессмертно?» Вывод по пословицам. Добро не умрет, а зло пропадет. Злая мысль самому навредит.
На сказки Пушкина написано много музыкальных произведений. Музыка многое может нам нрассказать о человеке: какой он — добрый или злой, какие чувства он испытывает. Так вот Римский - Корсаков написал оперу к сказкам Пушкина. Я предлагаю вам послушать музыкальные отрывки из этого произведения и определить, какую героиню «рисует» музыка 1 отрывок 2 отрывок | -она добрая; -да.
Царицу-мачеху, злую
Царевну, добрую | |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут). | | | - умение прогнозировать результат (Р); - умение выполнять действия по алгоритму (Р); - умение анализировать новые знания и применять их в учебном действии (П); |
| «Вернемся к тексту с дырками, попробуем еще раз дать характеристику героям и оценить их поступки, пользуясь текстом сказки?» (Приложение 2 – образец текста с дырками) | Выполняют работу, проверяют. | |
8.Рефлексия деятельности. | Есть желающие прочитать то, что получилось? | Читают. | - рефлексия своих действий (Л); |
| «Ребята, какой урок вы извлекли для себя?» Помогает сделать вывод. (Важна не столько внешняя, сколько внутренняя красота) Мы, ребята, знаем много сказок, и в каждой из них одна и та же народная мудрость: добро всегда побеждает зло. Чем заканчивается сказка? | Высказываются по желанию: - надо быть добрым, как царевна; - надо помогать людям, которые попали в беду…
- В сказке добро побеждает зло. | |
9.Итог урока (1-2 минуты) | Итак, подведем итоги урока. Как иначе называются опорные слова? Для чего нужны ключевые слова? |
- ключевые слова; - для того чтобы дать характеристику героям. | - умение строить логическую цепь рассуждения и делать обобщения (К); - умение адекватно оценивать свою работу на уроке (Р). |
| Ребята, на уроке мы с вами научились давать характеристику героям с помощью ключевых слов, но умение находить ключевые слова понадобится вам и на других уроках, я буду очень рада, если вы этим умением воспользуетесь. Запишите домашнее задание: написать рассказ по заданному плану, используя нашу с вами заготовку (текст с дырками) в качестве основной части рассказа. (Приложение 7 – план рассказа) На вопросы, выделенные курсивом, отвечаете по желанию. Прежде чем на них ответить, необходимо будет проанализировать отрывок из сказки. Какой, догадайтесь сами. | Записывают домашнее задание. | |
| Выставление оценок. Ребята, «доброе дело без награды не остается». Вы хорошо сегодня поработали. | Ставят себе оценки за урок. | |