СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Борьба Руси с западными завоевателями"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  предназначена для изучения истории России в 6 классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями"

Просмотр содержимого документа
«"Борьба Руси с западными завоевателями"»





МБОУ Бельковская СОШ»





Конспект

урока истории в 6 классе

по теме



«Борьба Руси с западными завоевателями»




Составила учитель истории

Казаногина Т.Н.















с. Бельково








История России. 6 класс

Тема: Борьба Руси с западными завоевателями


Образовательные результаты

Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси, установить причины нападения захватчиков на северо – востоке Руси, познакомиться с борьбой новгородцев с западными завоевателями и личностью князя Александра Ярославича, а также рассмотреть политику князя по отношению к Золотой

Орде.


Метапредметные: учащиеся научатся работать по карте, анализировать исторические документы, составлять таблицы.

Личностные: формирование чувства патриотизма на примере Александра Невского.

План урока

1. Соседи Руси на северо – западе.

2. Походы шведов.

3. Походы крестоносцев.

4. Невская битва.

5. Ледовое побоище.

6. Князь Александр Ярославич.

Основные понятия: дружина, ополчение, боевой порядок

«свинья».

Оборудование: компьютер, отрывок фильма «Александр Невский, карта

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.


Учащимся предлагаются листы самооценки.

Учащимся даются карточки с заданиями.

Задание 1. Расположить в хронологическом порядке события:

а) захват монголами Владимира

б) разгром войсками Батыя Волжской Булгарии

в) захват монголами Киева

г) битва на р. Сити

д) провозглашение Чингисхана великим ханом

Ответы ______________________________


Задание 2. Расположить в хронологическом порядке события:

а) разорение Рязани

б) захват Киева

в) осада Козельска

г) татары повернули назад и не дошли до Новгорода

д) захват Владимира


Учитель предлагает оценить свои тесты самостоятельно.


Игра «Кто быстрее». Приглашаются пары учеников и показывают по карте места исторических событий.

Показать на карте.

Битва на р. Калке. Битва на р. Сити. Захват Батыем Киева. Захват Батыем Москвы.

Проводится взаимооценка. Учащиеся оценивают работу своих товарищей.

3. Открытие нового знания.

Учитель «На прошлом уроке мы говорили о нападении на русские земли с юга монголо-татар. На карте мы видим стрелки на северо - западе. Что это значит?»

Учащиеся «Это значит нападение на русские земли на северо – западе Руси»


Учитель «Предположите тему урока»

Учащиеся «Нападение на Русь на северо - западе»

Учитель озвучивает тему «Борьба Руси с западными завоевателями»

Учитель: «Какую цель мы должны поставить? Какие задачи решить?»

Учащиеся « Выяснить кто напал на северо – западе Руси и почему напали. Где и когда состоялось сражение с захватчиками и чем закончилось. Кто прославил русское оружие»

Учитель предлагает ознакомиться с проблемным вопросом на стр. 136.

Учащиеся разбиваются на группы «Исследователей»

1 группа работает по п.1 стр 135-136. Вопросы:

Чем привлекала Прибалтика внимание соседей? Каике цели стояли перед рыцарскими орденами?

Где крестоносцы основали монашеские ордена. Как появился Ливонский орден?


Группа 2. Работает п. 2 стр 137-138. Вопросы: проследить по карте захваты крестоносцами Прибалтики. Кто и как первым стал бороться с крестоносцами? Кто кроме немецких орденов создавал угрозу Новгородским землям?


Задание учащимся: Заполнить таблицу используя линию времени и учебник «Основные события на северо –западе Руси»

Дата

Историческое событие





Учитель предлагает заслушать доклад «Невская битва» (домашнее задание)

Ученик:

«Летом 1240 г. шведская флотилия под командованием Биргера поднялась по Неве и остановилась в устье ее притока Ижоры для отдыха. Новгородский князь Александр Ярославич, спешно собрав дружину и новгородских ратников (ополчение), подошел к месту стоянки шведского флота. Скандинавские источники указывают, что у Биргера было 5 тыс. воинов, у Александра — значительно меньше. Решающую роль в

сражении сыграли внезапность нападения и полководческий талант Александра.

15 июля 1240 г. конная дружина новгородского князя неожиданно ударила вдоль Ижоры в центр расположения шведских войск. Одновременно пешие воины с новгородцем Мишей наступала вдоль Невы, тесня врага, отрезая рыцарей от флота.

Как пишет Н.М. Карамзин, «эта блестящая победа, одержанная Александром, доставила ему имя Невского». Шведы ушли, но в том же году уехал из Новгорода и

Александр, рассорившись с его жителями по причине, достоверно неизвестной. Между тем литовцы захватили Изборск, Псков и стали грабить Новгородскую землю и захватывать новгородских купцов. В дни бедствий новгородцы опять призвали Александра Невского. Немедленно собралось войско

под его знаменами, и он двинул его против литовцев, взял Копорье и Псков, но, узнав о приближении сильного войска рыцарей, отступил назад и стал на льду Чудского озера.


Учитель предлагает учащимся прочитать документ о Ледовом побоище и ответить на вопросы

Летописный рассказ о Ледовом побоище

Была зима в то время, и [Александр] распустил все свои полки за добычей, как только пришли в землю Немецкую, а Домаш Твердиславич и Кербет были в набеге; и тут убили Домаша, брата посадника, мужа доброго, и других многих перебили вместе с ним, а иных

взяли в плен, а другие прибежали к великому князю в полки. Услышав об этом, магистр пошел против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским. Великий же князь Александр отступил назад. Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошел против них. [Войска] сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество.

Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов

отца своего, и было у Александра множество храбрых, сильных и

крепких, и все наполнились воинственным духом, и были у них

сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время

положить свои головы за тебя»... Был же тогда день субботний, и, на восходе солнца, сошлись оба войска. И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут

злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего тогда там.

И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху,

и некуда им было убежать; и били их 7 верст по льду ... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля.»


Учитель предлагает просмотреть фрагменты художественного фильма «Александр Невский».

Вопрос учащимся: «Каково было историческое значение битв на Неве и Чудском озере?

Дайте характеристику Александра Ярославича Невского как военного и

государственного деятеля.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему Александр отразил агрессию с Запада, но

пошел на уступки захватчикам с Востока?

Почему церковь причислила Александра к святым?


Отвечаем на проблемный вопрос учебника стр. 135.

4. Применение нового знания.

Документ. Историк СМ. Соловьева, писал:

«Александр Ярославич Невский считал... что у России, разделенной и опустошенной, нет никаких средств воевать с татарами, которые придут целым народом и запустошат землю

вконец; надобно, следовательно, ждать, пока татары разделятся, станут истреблять друг друга в междоусобных войнах, ослабеют, а до тех пор надобно было смириться, признать верховную власть ханов, ездить к ним с поклоном, платить дань».

Таким образом, промежуточное положение Русского государства между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. Русские князья усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Понятие абсолютной, деспотической власти, с которым русские были знакомы до сих пор лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси в результате длительно­

го общения с Золотой Ордой. Ослабление городов создавало возможность князьям самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных».

Учитель предлагает пояснить точку зрения историка.

Задание 1. Дайте определение понятий «дружина», «ополчение», «свинья».

Рефлексия. Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Домашнее задание. § 19, подготовить схему Ледового побоища и кроссворд по теме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!