СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Борьба за существование и естественный отбор

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Борьба за существование и естественный отбор»


Борьба за существование и естественный отбор

9 класс

Цель: Сформировать представление о сложном характере взаимоотношений в живой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование у учащихся новых биологических понятий «борьба за существование», «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба с неблагоприятными условиями жизни», «естественный отбор».

  • Развивать общебиологические понятия учащихся о взаимосвязи факторов неживой природы и живых организмов;

  • Показать роль таких взаимосвязей в эволюции органического мира.

Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления.

  • Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

Воспитательные:

  • Продолжать экологическое воспитание, убеждать учащихся сознательно вырабатывать привычки правильного природопользования.

Предметные результаты:

  1. Сформулировать определение понятиям «движущие силы эволюции», «борьба за существование», «естественный отбор», «приспособленность», «наследственность», «изменчивость».

  2. Формировать умение объяснять закономерности движущих сил эволюции.

  3. Формировать умение понимать смысл биологических понятий: «борьба за существование», «естественный отбор», «приспособленность».

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Формировать в диалоге с преподавателем, а также внутри группы, устную монологическую речь

  2. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по собственному плану.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причинно-следственные связи.

  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, устанавливать аналогии, сопоставлять информацию.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

  2. Формировать толерантность обучающихся, наблюдательность, внимательность при работе с биологическими понятиями.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Оборудование: Учебник «Биология. Введение в общую экологию» В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов, мультимедийный проектор, тетради, тетради на печатной основе, дополнительная литература.

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты) Организация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке гости. Посмотрите, чтобы впоследствии не отвлекаться.


II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос) (5 минут)

Учитель: Предлагаю освежить в памяти наш предыдущий материал.


  1. Верно ли, что вид - это группа особей с общими морфологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию? (Верно)

  2. Что такое критерии вида? (Признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду)

  3. Согласны ли вы, что к критериям вида относятся морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, этологический критерии? (Верно)

  4. Что такое экологические факторы? (Внешние условия, оказывающие влияние на организмы)

  5. Какие экологические факторы вы знаете? (Абиотические, биотические, антропогенные)

  6. Почему экологические факторы оказывают влияние на популяцию?

  7. Как абиотические факторы оказывают влияния на организмы?

  8. Считаете ли вы, что одни организмы могут оказывать влияние на другие? (Верно)

  9. Как вы думаете, может ли человек оказать влияние на живые организмы? (Может оказать)

  10. Как человек может оказать влияние на организмы?


III. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний. (10 минут)

Учитель: А теперь вспомните…

  1. -Что такое популяция? (Это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в данном районе)


  1. -Назовите основные положения теории эволюции Ч. Дарвина (1. Все организмы, населяющие нашу планету изменчивы.

2. В природе рождается особей больше, чем позволяют прокормить ресурсы среды.

3. Сохраненные естественным отбором особи оставляют потомство, передавая свои признаки по наследству.

4. Условия среды в разных участках ареала могут различаться, по этому формируются разные приспособления)


  1. -Что такое изменчивость? (Свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида.)

  2. -Какие ее формы выделил Дарвин? (Формы – наследственная и ненаследственная)

Учитель: Виды способны размножаться практически неограниченно, а площади для размещения потомства очень немного.

Как же происходит разрешение этого несоответствия в природе?

В качестве иллюстрации этой идеи Дарвин рассматривает пример с размножением слона – животного с очень медленными темпами размножения

Одна пара слонов (1 особь в 24 месяца) через 740-750 лет даст около 19 млн. животных.

Не только Дарвин занимался исследованием этой проблемы.

У вас на столах карточки. Это информация для размышления. Посмотрите, познакомьтесь с ними. (Учащиеся знакомятся с содержанием карточек. Озвучивают информацию каждый)

«Информация для размышления»

  • «Три мухи могут съесть лошадь за столько же дней, что и лев». Каждая муха (самка) может за пять дней дать 20000 личинок. Три мухи дадут 60000 личинок. Ясно, что если все это множество личинок начнет есть лошадь, то они, пожалуй, съедят ее быстрее, чем лев.

  • Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растение одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения, и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши».

  • В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства.

  • Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет.


Учитель: Во всех этих случаях животные и растения широко расселились не потому, что их плодовитость внезапно и временно возросла, а в результате того, что они попали в благоприятные жизненные условия.

Учитель: Каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Тем более, что примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов (насекомых, например), которые могли наблюдать люди в течение своей жизни.

Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок:

  • Бактерии - 1,5 дня

  • Инфузории - 31-67 дней

  • Сельди - 7-12 лет

  • Куры – 15-18 лет

  • Крысы 8 лет

  • Дикие свиньи – 5-6 лет

  • Домашние свиньи – 8 лет

  • Индийский слон – 1000 лет


Однако, ни слоны, ни кролики, ни одуванчики не заполняют собой весь земной шар. ПОЧЕМУ? (Ответы детей)

Учитель: Давайте сделаем вывод. «Не каждый организм умрёт своей естественной смертью».

-Обратимся к эпиграфу нашего урока Ч. Дарвин сказал: «Выживает не самый сильный вид, и не самый умный, а тот, который лучше всех приспосабливается к изменениям». (1 слайд)

-Как вы думаете, почему Ч. Дарвин так считал? (Учащиеся предлагают разные версии)

-Как вы думаете, о чем мы будим сегодня говорить на уроке? (Учащиеся отвечают: как приспособиться к условиям, как выжить)

Тема нашего урока «Борьба за существование и естественный отбор». Запишите в тетрадь. (2 слайд)

Давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой сегодня? (Понять что такое борьба за существование, как это происходит в природе, узнаем, что такое естественный отбор)

Да действительно, сегодня мы познакомимся с новыми понятиями естественный отбор и борьба за существование.

Учитель: Что же такое борьба за существование? Слышали ли вы этот термин? (Ответы)

-Запишем определение в тетрадь.

-Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

Учитель.

Дарвин под борьбой за существование подразумевал совокупность взаимоотношений между организмом и внешней средой, которые определяют выживет ли особь и оставит ли она потомство.

Как пример: Когда лев отнимает добычу у гиены, подразумевается борьба за пищу. Про растение на окраине пустыни можно сказать, что оно ведет борьбу против засухи, но точно так же предполагается, что оно зависит от влажности.


И так, вопрос:

Какие процессы в биогеоценозе приводят к устранению большей части особей и выживанию небольшого их числа из многочисленного потомства каждой родительской пары?

-На этот вопрос получим ответ в процессе урока.

Одним из условий естественного отбора в природе Ч.Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц. Итак, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование.

-Сейчас мы обратимся к учебнику. Откроем учебник на странице 179. Прочитайте текст учебника, и заполните таблицу «Формы борьбы за существование» в рабочей тетради на странице 83.

Форма борьбы

Определение

Примеры

Внутривидовая

Борьба между особями одного вида

Борьба за территорию, за добычу, за самку, за главенство в стае

Межвидовая

Борьба между особями разных видов

Борьба за территорию, за пищу.

Борьба с неблагоприятными условиями

 Борьба с условиями окружающей среды (температура, влага)

Растения, растущие на почвах с избытком или недостатком влаги, осенний листопад, перелёт насекомоядных птиц в тёплые края с наступлением осени, переход насекомых в состояние диапаузы (временное приостановление размножения, снижение или прекра­щение двигательной активности, питания)



-Готовы? Есть ли вопросы? Что у вас получилось?

-Ответьте на вопрос, какие формы борьбы за существование вы узнали? (Внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями)

-Приведите свои примеры внутривидовой борьбы. (Борьба за территорию, за добычу, за самку, за главенство в стае)

-Приведите примеры межвидовой борьбы. (Борьба за территорию, за пищу, между деревьями и кустарниками)

-Приведите примеры борьбы с неблагоприятными условиями. (Осенний листопад, перелет птиц осенью на юг, впадение животных в зимнюю спячку, впадение в анабиоз земноводных и пресмыкающихся) (3 слайд)

-С чем вы сейчас познакомились? (Формы борьбы за существование)

-Давайте еще раз озвучим эти формы? (Внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями)

-Кто же побеждает в этой борьбе? (те, кто лучше приспособились)

-Следствием борьбы за существование является естественный отбор.

-Что же такое отбор в вашем понимании?

-Как вы понимаете слово естественный?

-Давайте запишем определение Естественного отбора.

-Естественный отбор- это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель менее приспособленных.

-Естественный отбор влияет на состав популяции. У каждой особи растений и животных, обитающих в природных условиях, присутствует индивидуальная изменчивость.

-Естественный отбор имеет несколько форм. Мы попробуем с этим разобраться. В этом нам поможет учебник. Откроем учебник на странице 182. Прочитайте текст учебника. Вы поработаете в группах. Первая группа Даня и Яна. Вторая группа Даша и Кристина.

Самостоятельное изучение в группах.

1. группа Движущий отбор – действующий при изменяющихся условиях среды преимущества получают особи с признаками, адекватными новым условиям, то есть особи, которые отличаются от остальных

2. группа Стабилизирующий отбор. При стабильных условиях среды обитания особи с отличающимися признаками отбираются (то есть не выживают либо не оставляют потомство).

-О каких формах естественного отбора вы узнали? (Стабилизирующий и движущий)

-Как вы понимаете слово стабилизирующий? (Корректирующий)

- Назовите примеры стабилизирующего отбора из учебника

- Назовите примеры движущего отбора из учебника

Какие формы естественного отбора вы узнали? (Стабилизирующий и движущий)

- Назовите примеры стабилизирующего отбора (Изменение окраски) (4 слайд)

- Назовите примеры движущего отбора (Приспособление насекомых к действию ядов) (5 Слайд)

Все это повышает вероятность оставления и выживания потомства.

Результаты естественного отбора:

  • Создание новых адаптивных признаков;

  • Уничтожение неполезных приспособлений;

  • Сохранение полезных приспособлений.

4. Закрепление материала

Определение форм естественного отбора (6-7 слайд)

Пример отбора

Форма

Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов

движущая

Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки

движущая

Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя

стабилизирующая

Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет

стабилизирующая

Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов

Движущая

Исчезновение глаз у крота

Движущая

Кистеперая рыба латимерия.

Стабилизирующая

Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

Движущая

У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

Стабилизирующая

На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.

Движущая

Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.

Стабилизирующая


5. Подведение итогов урока.

Что является движущими силами эволюции? (борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость)

Причины борьбы за существование? (способность к неограниченному размножению, местообитания, пища)

Назовите формы борьбы за существование? (внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями)

Следствие борьбы за существование? (естественный отбор)

Результат естественного отбора? (наиболее приспособленные)


6. Домашнее задание. (8 слайд)

Параграф 39, печатная рабочая тетрадь стр. 82, задания 162.



7. Рефлексия и выставление оценок. (2 минуты)

- Наш урок подходит к концу. Давайте попробуем сделать краткий вывод по материалу нашего урока. Сделайте это в форме синквейна. (Даня и Яна)

А второй группе в той же форме высказаться по поводу сегодняшнего урока. (Даша и Кристина)



- За работу с печатной рабочей тетрадью и за заполнение таблицы вы получите после проверки.

- Сегодня за работу на уроке получаете оценки.

- Как вы считаете, кто сегодня на уроке был самым активным? (Каждый оценивает себя)

-Спасибо за урок. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!