СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока биологии по теме "Борьба за существование" 10 кла

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработала: Карманова Элла Васильевна. Учитель биологии  МБОУ «Верх - Ануйская  средняя общеобразовательная школа имени Юрия Васильевича  Антарадонова»   Усть- Канского  муниципального района  Республики Алтай.

      Контакты:  [email protected]

      Класс: 10.

      Учебник: Биология.  Общая биология. Пасечник В.В., Каменский А.А.

 

УМК урока: компьютер, проектор,  карточки, тесты.

Цель: Изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Задачи урока:

образовательные:  Продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции. Определить роль борьбы за существование в эволюционном процессе. Познакомиться с формами естественного отбора и определить его направляющую роль в эволюции.

Развивающие: продолжить формирование  умений работать с дополнительными источникам информации,  составлять компьютерные презентации, работать в группе, умения слушать, анализировать, делать выводы и публично выступать.

Воспитывающие: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности повысить уровень культуры общения.

Тип урока: урок получения  новых знаний.

     Форма проведения: урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: презентация по теме  «Борьба за существование». Компакт-диск «Репетитор. Биология», тесты, карточки.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока биологии по теме "Борьба за существование" 10 кла»

 Уровень С. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте?  Ответ поясните.    Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15-25 см, масса тела – до 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении кочёвок иногда уходит от водоёмов.

Уровень С. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15-25 см, масса тела – до 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении кочёвок иногда уходит от водоёмов.

Ответы Морфологический – длина тела, масса тела; Географический – занимаемая территория; Экологический – смена мест обитания американской норки, кочёвки.

Ответы

  • Морфологический – длина тела, масса тела;
  • Географический – занимаемая территория;
  • Экологический – смена мест обитания американской норки, кочёвки.
Уровень А1  Учёные выявил, что виды-двойники, сходные по внешнему строению, жизнедеятельности и месту обитания, различаются по критерию: экологическому физиологическому генетическому морфологическому.

Уровень А1

Учёные выявил, что виды-двойники, сходные по внешнему строению, жизнедеятельности и месту обитания, различаются по критерию:

  • экологическому
  • физиологическому
  • генетическому
  • морфологическому.
? С. Есенин А по двору метелица Ковром шелковым стелится, Но больно холодна. Воробышки игривые, как детки сиротливые Прижались у окна. Озябли пташки малые, голодные, усталые, И жмутся поплотней….

?

С. Есенин

А по двору метелица

Ковром шелковым стелится,

Но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней….

П. Усачев Лес кругом, широкая поляна… На траве широкой у кургана Жаркий бой ведут тетерева….

П. Усачев

Лес кругом, широкая поляна…

На траве широкой у кургана

Жаркий бой ведут тетерева….

А. Марков А знаете, друзья, что еж Был с мягкой шерсткою когда-то? Но объявилась вдруг лиса, Защелкали зубами волки – И стали колкими глаза, и выросли иголки.

А. Марков

А знаете, друзья, что еж

Был с мягкой шерсткою когда-то?

Но объявилась вдруг лиса,

Защелкали зубами волки –

И стали колкими глаза, и выросли иголки.

Что автор хотел выразить  своими стихами?       В борьбе стихий, в развитье  постепенном  Все существа, все формы  создались  И жизнею могучею зажглись!  Э.Дарвин

Что автор хотел выразить своими стихами?

В борьбе стихий, в развитье постепенном Все существа, все формы создались И жизнею могучею зажглись! Э.Дарвин

31.03.2016.  Борьба за существование Разработала: учитель IКК Кармановыа Элла Васильевна МБОУ «Верх - Ануйскапя СОШ имени Ю.В. Антарадонова»

31.03.2016. Борьба за существование

Разработала: учитель IКК

Кармановыа Элла Васильевна

МБОУ «Верх - Ануйскапя СОШ имени Ю.В. Антарадонова»

Цель урока  изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Цель урока

изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Задачи:  Продолжить изучение движущих сил эволюции на примере борьбы за существование, познакомить с формами борьбы за существование.  Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление, навыка публичного выступления.

Задачи:

Продолжить изучение движущих сил эволюции на примере борьбы за существование, познакомить с формами борьбы за существование.

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление, навыка публичного выступления.

Эпиграф урока:  «Жизнь – есть борьба» Еврипид

Эпиграф урока:

«Жизнь – есть борьба»

Еврипид

 Проблема урока  В чем причина возникновения борьбы за существование ?

Проблема урока

В чем причина возникновения борьбы за существование ?

Почему не наблюдается безудержного роста численности живых организмов?  Большая часть особей гибнет на разных этапах развития. Причина? Борьба с неблагоприятными  условиями Межвидовая  борьба Внутривидовая борьба

Почему не наблюдается безудержного роста численности живых организмов?

Большая часть особей гибнет на разных этапах развития.

Причина?

Борьба с

неблагоприятными

условиями

Межвидовая

борьба

Внутривидовая

борьба

В чём причина возникновения борьбы за существования?  Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование!

В чём причина возникновения борьбы за существования?

Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование!

Причины гибели разнообразны:   Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида Нападение врагов Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Причины гибели разнообразны:

  • Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида
  • Нападение врагов
  • Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)
Самостоятельная  работа  На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение– ассоциации по картинкам, заполнение таблицы.

Самостоятельная работа

На ваших партах есть картинки различных форм борьбы за существование, определите эти формы, выявите основные причины различных видов борьбы за существование, их значение– ассоциации по картинкам, заполнение таблицы.

Вспомните известные вам примеры  борьбы за существование в природе и заполните таблицу:   Сравнительная характеристика форм борьбы за существование Формы борьбы за существование 1 Определение 2 Примеры 3 Причины возникновения Значение для эволюции

Вспомните известные вам примеры борьбы за существование в природе и заполните таблицу: Сравнительная характеристика форм борьбы за существование

Формы борьбы за существование

1

Определение

2

Примеры

3

Причины возникновения

Значение для эволюции

 Ракообразные паразиты рыб Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба.

Ракообразные паразиты рыб

Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина.

а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба;

б) – её корневидные отростки внутри тела краба.

Как приспособились парнокопытные к суровым условиям жизни в степи? - Маскирующая окраска - Быстро бегают, хорошо видят; - Стадность.

Как приспособились парнокопытные к суровым условиям жизни в степи?

- Маскирующая окраска

- Быстро бегают, хорошо видят;

- Стадность.

 Уровень А1. Между деревьями одного вида и возраста, занимающими общую территорию в лесу, возникает:   1. Межвидовая борьба 2. Симбиотическая связь 3. Внутривидовая борьба 4. Взаимопомощь.

Уровень А1. Между деревьями одного вида и возраста, занимающими общую территорию в лесу, возникает:

1. Межвидовая борьба

2. Симбиотическая связь

3. Внутривидовая борьба

4. Взаимопомощь.

 А2. Пример внутри видовой борьбы за существование – это конкурентные отношения между:   1. Кротом и землеройкой 2. Мышами и лисицами 3. Лосями и косулями 4. Волками одной стаи

А2. Пример внутри видовой борьбы за существование – это конкурентные отношения между:

1. Кротом и землеройкой

2. Мышами и лисицами

3. Лосями и косулями

4. Волками одной стаи

Уровень С1  Одна самка обыкновенной щуки откладывает 500 тысяч икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоёмах беспредельно.

Уровень С1

Одна самка обыкновенной щуки откладывает 500 тысяч икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоёмах беспредельно.

   Ключевые идеи    Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.  Борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, т.к. они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. 

  Ключевые идеи

Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, т.к. они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. 

Вывод урока:  «Природа не терпит в своём царстве никого,  кто не сумел бы отстоят себя»  Ральф Эмерсон

Вывод урока: «Природа не терпит в своём царстве никого, кто не сумел бы отстоят себя» Ральф Эмерсон

Эпиграф урока: «Жизнь – есть борьба» Еврипид

Эпиграф урока:

«Жизнь – есть борьба»

Еврипид

Д/з  реферативное чтение &.

Д/з реферативное чтение &.

Удачи в изучении биологии

Удачи в изучении

биологии