СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: расширить и углубить представление о Пушкине - историке и драматурге; познакомить с творческим и идейным замыслом "Бориса Годунова"; рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным; показать, как изображён народ в трагедии; в чём, по Пушкину, его сила и слабость.

Просмотр содержимого документа
««Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский).»

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая  подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский).

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия

(В. Г. Белинский).

Цели:  расширить и углубить представление о Пушкине – историке и драматурге; познакомить с творческим и идейным замыслом «Бориса Годунова»; рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным; показать, как изображен народ в трагедии; в чём, по Пушкину, его сила и слабость.

Цели: расширить и углубить представление о Пушкине – историке и драматурге; познакомить с творческим и идейным замыслом «Бориса Годунова»; рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным; показать, как изображен народ в трагедии; в чём, по Пушкину, его сила и слабость.

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В. Г. Белинский

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В. Г. Белинский

В Михайловском Пушкин написал историческую пьесу «Борис Годунов» (1825 г.) , в которой правдиво и ярко воссоздал картины прошлого. Поэт добился того, чтобы, говоря его собственными словами, «воскресить минувший век во всей его истине».

В Михайловском Пушкин написал историческую пьесу «Борис Годунов» (1825 г.) , в которой правдиво и ярко воссоздал картины прошлого. Поэт добился того, чтобы, говоря его собственными словами, «воскресить минувший век во всей его истине».

Всю историческую действительность того времени, многоликую и пёструю Русь эпохи «многих мятежей» показал Пушкин. «Русь конца XVI – начала XVII века» – главное действующее лицо пьесы» (Д. Д. Благой) .

Всю историческую действительность того времени, многоликую и пёструю Русь эпохи «многих мятежей» показал Пушкин. «Русь конца XVI – начала XVII века» – главное действующее лицо пьесы» (Д. Д. Благой) .

Самым приемлемым жанром для такого изображения Пушкин считал трагедию .  Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны. «Что развивается в трагедии? Какая её цель? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная», – так поэт определял сущность трагедии.

Самым приемлемым жанром для такого изображения Пушкин считал трагедию . Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны. «Что развивается в трагедии? Какая её цель? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная», – так поэт определял сущность трагедии.

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию и в то же время на материале истории пытался решить важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории.

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию и в то же время на материале истории пытался решить важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории.

Какими источниками пользовался А. С. Пушкин? События, факты и лица поэт заимствовал из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и летописей. «Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени» , – написал Пушкин.

Какими источниками пользовался

А. С. Пушкин?

События, факты и лица поэт заимствовал из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и летописей. «Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени» , – написал Пушкин.

Кроме того, Пушкин перечитал трагедии Шекспира. «Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов» , – сообщал поэт в «Набросках предисловия к «Борису Годунову».

Кроме того, Пушкин перечитал трагедии Шекспира. «Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов» , – сообщал поэт в «Набросках предисловия к «Борису Годунову».

1 . Основная тема трагедии – царь и народ. Борис Годунов в изображении Пушкина. Правление Бориса Годунова – смутная пора. Царь Борис взошёл на престол путём преступления – убийства царевича Димитрия, сына Ивана IV. Хотя Пушкин наделил своего героя некоторыми положительными чертами, тем не менее объяснил падение власти Бориса главным образом социальными обстоятельствами. На борьбу с ним выступило боярство, казаки, польская шляхта, но главное – восстал народ против Годунова, а народ – определяющая сила истории.

1 . Основная тема трагедии – царь и народ. Борис Годунов в изображении Пушкина.

Правление Бориса Годунова – смутная пора. Царь Борис взошёл на престол путём преступления – убийства царевича Димитрия, сына Ивана IV. Хотя Пушкин наделил своего героя некоторыми положительными чертами, тем не менее объяснил падение власти Бориса главным образом социальными обстоятельствами. На борьбу с ним выступило боярство, казаки, польская шляхта, но главное – восстал народ против Годунова, а народ – определяющая сила истории.

2.  Царь Борис и Самозванец. Изображая борьбу Годунова и Самозванца за власть, Пушкин срывает с них «личину справедливости и божественного произволения» (А. И. Ревякин). Оба они – тираны и злодеи, добившиеся царской власти преступлениями и презирающие народ. Борис – политик, понимающий всю сложность обстановки в стране, не опирается ни на одну общественную группу. Самозванец же пользуется поддержкой многих социальных сил и на первых порах – народа. Но он не смог сохранить такое отношение народных масс к нему.

2. Царь Борис и Самозванец.

Изображая борьбу Годунова и Самозванца за власть, Пушкин срывает с них «личину справедливости и божественного произволения» (А. И. Ревякин). Оба они – тираны и злодеи, добившиеся царской власти преступлениями и презирающие народ.

Борис – политик, понимающий всю сложность обстановки в стране, не опирается ни на одну общественную группу. Самозванец же пользуется поддержкой многих социальных сил и на первых порах – народа. Но он не смог сохранить такое отношение народных масс к нему.

3.  Народ и его роль в трагедии. Народ – главный герой трагедии. Ему отведено в композиции произведения центральное место: он появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её. Без народной поддержки бессильны и цари, и бояре.

3. Народ и его роль в трагедии.

Народ – главный герой трагедии. Ему отведено в композиции произведения центральное место: он появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её. Без народной поддержки бессильны и цари, и бояре.

«Народ безмолвствует». В этом безмолвии – приговор Самозванцу. Он осуждён народом единодушно, и это предрекает ему скорый конец. Народ в изображении Пушкина – мятежная стихия. Свергнуть тиранов он может, но обеспечить себе благо и свободу не в состоянии. Причина этого – темнота, политическая несознательность народных масс.

«Народ безмолвствует». В этом безмолвии – приговор Самозванцу. Он осуждён народом единодушно, и это предрекает ему скорый конец. Народ в изображении Пушкина – мятежная стихия. Свергнуть тиранов он может, но обеспечить себе благо и свободу не в состоянии. Причина этого – темнота, политическая несознательность народных масс.

Домашнее задание. 1. Прочитать «Маленькие трагедии».

Домашнее задание.

1. Прочитать «Маленькие трагедии».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!