Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10
с. Солдато-Александровского Советского района»
Краевой конкурс профессионального мастерства
«Воспитать человека»
Номинация
«Воспитание во внеучебной деятельности»
Паспорт воспитательной практики
«Горячие сердца»
в рамках Рабочей программы воспитания класса
Разработчик:
Борисова Светлана Петровна,
классный руководитель 11А класса,
учитель биологии
с. Солдато-Александровское
2023 г.
Новые формы воспитательных практик
«Легче зажечь одну маленькую свечу,
чем клясть темноту»
Конфуций
Одной из важнейших задач современной российской школы является формирование высокообразованной и социализированной личности, умеющей ориентироваться во всех сферах общественной жизни.
Именно школа закладывает в личность ребенка элементарные формы общественного поведения, здесь начинается поиск своего места в жизни.
Представляемая мною форма воспитательной практики направлена на реализацию национального воспитательного идеала, где основная педагогическая цель – становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Ведущая идея же определяется как создание единого обогащённого воспитательного пространства для социализации обучающихся.
Важнейшая роль в этом становлении отводится волонтёрскому движению.
Актуальность внедрения воспитательной практики
Школьное волонтерское движение является одним из способов социализации подрастающего поколения. На вопрос о том, что такое волонтёрство в школе, можно ответить – это молодежное движение, приносящее пользу как государству, так и самим добровольцам, которые не только решают социальные проблемы, но и развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребности в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают духовную сторону жизни.
В процессе активной совместной деятельности волонтер становится личностью, обогащается социальным опытом, что способствует успешной социализации.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков: пионерские дружины, комсомольские активы, тимуровцы. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
В связи с этим возникает жизненная необходимость новых форм организации детей с целью их самоопределения и самоорганизации.
Цель воспитательной практики:
Создание условий для формирования ценностей в детской культуре, направленных на воспитание самодостаточной и социально активной личности на неприятие социально опасных привычек, на здоровый образ жизни. Формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.
Задачи воспитательной практики:
- повышать гражданскую активность учащихся;
- способствовать вовлечению школьников в общественно-активную жизнь;
- организовывать жизнь школьника по правилам и законам, которые он принимает;
- предоставлять возможность для развития семейственности, честности, добра, милосердия, созидательности, терпимости, трудолюбия и самореализации;
- привлекать к участию в проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских мероприятий.
Технологии, методы реализации воспитательной практики:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Проектная и исследовательская деятельность.
3. Деятельностный подход.
4. Информационно-компьютерные технологии.
Основные формы (методы) работы:
1. Книжные жмурки.
2. Сторисек (мешок историй).
3. Займись синтезом.
4. Ложная альтернатива.
5. Встреча без темы.
6. Создание викторины.
7. Кластер.
8. Создания проблемных ситуаций.
9. Клоуз-тест.
Период реализации воспитательной практики: 2021-2022 годы.
Ожидаемые результаты воспитательной практики:
Преемственность поколений.
Совместное участие волонтеров со старшим поколением в тематических вечерах, посвященных юбилейным датам.
Забота во внимании к тем, кто в этом нуждается.
Пропаганда здорового образа жизни.
Выработка возможных способов сопротивления психологическому давлению среды.
Развитие креативных качеств личности.
Перспективы развития данного движения: это создание оптимальных условий для проявлений личности ребенка, таких как:
1. Спонтанность.
2. Творческое начало.
3. Эмоциональные реакции.
4 Исследовательская активность.
5. Прямолинейность.
6. Коммуникативность.
Волонтерское движение на селе вместе с государством способно противостоять негативным процессам, таким как «вымирание» села, «старение» сельских жителей, недостаточное количество рабочих мест, отсутствие широких возможностей. Сельская молодежь готова сохранить лучшие традиции наших предков, уклад и особенности быта сельской местности. Именно от неё, сельской молодежи, зависит будущее малой родины.
Волонтерское движение в современной школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
План работы волонтерского движения «Горячие сердца» в рамках
рабочей программы воспитания обучающихся 10 класса
на 2021-2022 учебный год
Содержание | Направления | Время проведения | Примечание |
Акция «Я – волонтер!» | Знание | сентябрь | Распространение информации о волонтерских движениях на базе школы, с целью привлечения в волонтерские ряды новых участников добровольческой деятельности |
«Вечная память тебе, Беслан!» - линейка | Память | 3 сентября | Организация и проведение линейки, посвященной памяти жертвам трагедии в Беслане |
Спортдесант «Здоровое поколение» | Спорт | сентябрь | Организация и проведение для обучающихся 2-3 классов школьной спартакиады |
Анкетирование «Твое отношение к сквернословию» | Общение | сентябрь | В рамках социального проекта |
Буккросинг «Страницы истории края» | Знание | сентябрь | Видео викторина для обучающихся 5 классов |
Акция «Знать мы обязаны» | Знание | октябрь | Сбор материалов о тружениках села, стоящих у истоков его образования, оформление стенда «Знать мы обязаны» |
Виртуальная экскурсия «Моё родное Ставрополье, России благодатный край» | Знание | октябрь | Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 классов |
Акция «От сердца к сердцу», приуроченная к Международному дню пожилых людей | Забота | октябрь | Привлечение внимания к многочисленным проблемам пожилых граждан, оказание помощи и поддержки нуждающимся: одиноко проживающим неработающим пенсионерам, гражданам пожилого возраста и инвалидам |
Операция «Село наш дом, мы наведем порядок в нем» | Забота | октябрь | Уборка прилегающей территории мемориального комплекса, строящегося храма Александра Невского |
Выставка плакатов «Сквернословие и здоровье» | Знание | октябрь | В рамках социального проекта |
Вечер для старшеклассников «Осенний листопад» | Общение Творчество | ноябрь | Подготовка и проведение школьного вечера |
«Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья» - проект | Знание | ноябрь | Защита проекта на краевой научно-практической конференции школьников |
Акция «Мы вместе-мы едины!», приуроченная к государственному празднику Дню народного единства | Память | ноябрь | Организация выставки рисунков для обучающихся 1-4 классов «Мы вместе-мы едины!». Проведение патриотической минутки на общешкольной линейке «Мы один народ у нас одна страна» |
Акция, приуроченная к международному дню толерантности «Поговорим на разных языках» | Общение | ноябрь | Выступление агитбригады |
Дебаты «Вся правда о сквернословии» среди обучающихся 10-11 классов | Общение | ноябрь | В рамках социального проекта «Территория без сквернословия» |
Кластер «Ненормативная лексика: «Модный язык» или оружие неуверенных в себе людей» | Общение | ноябрь | Организация и проведение квест-кластера для обучающихся 7-8 классов |
Сторисек со старшеклассниками «Конституция - моя верная спутница» | Знание | 11 декабря | Организация и проведение классного мероприятия, посвященного Дню Конституции России |
Новогодний калейдоскоп | Творчество | декабрь | Организация и проведение новогоднего вечера «Новогодний детектив» с привлечением добровольцев 9,11 классов. Организация обучающихся и привлечение родителей, спонсоров к проведению акции «Ёлка желаний». Организация новогоднего праздника для детей из реабилитационного центра по работе с населением села |
Буккроссинг-акция «Угроза Интернета» | Знание | январь | Изготовление и перекрёстный обмен брошюр |
Экскурсия в Карачаево-Черкесскую республику «Битва за Кавказ» | Память | январь | Мероприятия годовщине битвы за Кавказ и освобождению Ставропольского края от немецко-фашистской оккупации |
Поэтический час «Блок Ада» | Память | январь | Цикл литературных мероприятий, посвященных Дню снятия блокады города Ленинграда для обучающихся 5-6 классов |
Информационный час «Пароль Победы - Сталинград» | Память | февраль | Мероприятие, посвященные Дню разгрома советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве для обучающихся начальных классов |
Акции: «Веселая почта», «Ваше настроение на позитиве», «Доброе дело с понедельника по воскресенье». – долой сквернословие» | Общение | февраль | В рамках социального проекта «Территория без сквернословия» |
Участие во Всероссийском конкурс «Ступень к успеху», «Театральные встречи» | Творчество | марта | Совместная работа с творческим коллективом «Индиго». Постановка спектакля «Ромео и Джульетта» |
Социальный волонтерский проект «Территория без сквернословия». | Творчество Общение | март | День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ. Представление проекта на муниципальном уровне |
Шоу-программа ко дню 8 Марта «Веселые посиделки» | Творчество | март | Оказание помощи в организации и проведении программы для пожилых людей из реабилитационного центра села |
Трудовая акция «Посади дерево» | Забота | апрель | Организация акции на территории школы |
Марафон «Мы за ЗОЖ!» | Знание Забота Общение | апрель | Организация и проведение мероприятий: Коллаж «Дети и здоровье» 5-8 классы; Выставка рисунков на асфальте «Здоровым быть - здорово!» 1-4 классы; Встреча с медработниками «Наркотикам нет» 9-11 классы. |
Встреча поколений «Прикоснись сердцем к подвигу» | Память | май | Организация и проведение мероприятий: Вахта памяти; Факельное шествие; Акции «Свеча памяти» и «Бессмертный полк» |
Тимуровские рейды | Забота Общение | май | Оказание благотворительной помощи ветеранам и труженикам тыла |
Акция «Подарок от сердца», приуроченная к международному дню защиты детей | Забота общение | май | Оказание благотворительной помощи детям-инвалидам и, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Весенняя Неделя Добра «Чистый поселок - чистая планета». | Забота | май | Уборка прилегающей школьной территории. |
Список литературы
Антимонов, А. Добровольное содействие / А. Антимонов // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2015. – № 3 (81). – С. 28-29.
Белянкова, Н. М. Идеи А. П. Гайдара в современном волонтерском движении / Н. М. Белянкова // Воспитание школьников. – 2016. – № 9/10. – С. 77-82. – Библиогр.: с. 82 (5 назв.).
Дьячкова, Т. В. Волонтерское движение подростков как противостояния асоциальным группировкам / Т. В. Дьячкова, Н. В. Зарниченко // Народное образование. – 2017. – № 1/2. – С. 157-162. – Библиогр. в сносках.
Кретова, У. П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015. – № 1. – С. 58-67. – Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.)
Оберемко, О. А. Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения / О. А. Оберемко // Социологические исследования. – 2016. – № 6. – С. 94-101. – Библиогр.: с. 100-101.
Федоренкова, Е. Роль волонтерского движения в социализации школьников / Е. Федоренкова // Учитель. – 2017. – № 1. – С. 109-110. – Библиогр.: с. 110 (3 назв.).
Хомутовская, В. Радость добрых дел / В. Хомутовская // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2015. – № 6 (84). – С. 24-25.
Список сайтов:
Ассоциация волонтерских центров http://авц.рф
Добровольцы России https://добровольцыроссии.рф
Проект VOLONTER.RU http://volonter.ru
Свод (Союз волонтерских организаций и движений) http://volontery.ru