СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит исторический комментарий и разные виды деятельности при анализе стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"»

Урок литературы в 5 классе.

Тема: « Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Цели:

обучающие:

-познакомить с отдельными фактами биографии М.Ю. Лермонтова,

-сделать исторический комментарий войны 1812 года,

-познакомить с сюжетным лирическим произведением на историческую тему,

-закрепить знания и представления о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах

развивающие:

- развивать способность анализировать читаемое произведение,

- развивать умение четко формулировать ответы на вопросы, аргументировать их,

- развивать умение выразительного чтения, обращая внимание на точностью и ёмкостью слов в стихотворении,

- обогащать словарный запас,

- развивать умение осмысливать содержания текста через зрительное восприятие сюжетных иллюстраций и звукового сопровождения;

воспитательные:

- воспитывать чувство любви и уважения к подвигу народа, к героическому прошлому России,

- воспитывать интерес к предмету,

-вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение

Оснащение урока:

  • компьютер,

  • мультимедийная установка;

  • дидактический материал - презентация Microsoft Power Point

  • аудиозапись в исполнении актера





Ход урока:

1 Оргмомент.

Посмотрите на даты. Я их выбрала не случайно. Сколько лет отделяет нас от того времени? 1812г – дата историческая, чем она знаменательна? (слайд 1)

Война 1812го года была названа Отечественной, то есть воевал весь народ от мала до велика: крестьяне, ремесленники, зажиточные горожане, дворяне. Важнейшее событие этой войны – Бородинская битва. Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Бородинской битве, изображению подвига народа многие художники посвятили свои полотна.  А поэт   Лермонтов сумел рассказать об этом просто, доступно, с болью, горечью и гордостью.

2 Тема нашего урока « Бородинская битва и русский солдат в ст. М.Ю.Лермонтова «Бородино» (слайд 2)

Сегодня на уроке мы должны осмыслить  содержание, провести художественный анализ текста, понаблюдать  за развитием сюжета и поведением героев.  Нам предстоит выяснить, как поэт изображает Бородинское сражение и каким показывает  русского  солдата.

3 Слово о поэте. ( слайд 3)

Возьмите статью о Лермонтове и отметьте условным знаком (+), что нового вы узнали о поэте.

Самостоятельная работа со статьей. Что нового вы узнали о Лермонтове. Заполняется таблица:

Знаю

Узнал

Обратите внимание поэт в военной форм, после университета он поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, а через два года переведен в гвардию Гусарского полка. Участвовал в битвах на Кавказе и проявил себя храбрым человеком. Лермонтов вырос в среде, в которой было много непосредственных участников Отечественной войны 1812 года. Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, принимал участие в войне 1812 года. Братья бабушки, Дмитрий Алексеевич и Николай Алексеевич Столыпины, - талантливые военачальники, артиллеристы. О войне 1812 года Лермонтов слышал дома, у знакомых, у своих друзей, в школе гвардейских прапорщиков. А что же слышал М.Ю.Лермонтов?

4 Историческая справка ( слайды 4-17)

Ученик 1

Отечественная война 1812 года – война России против великой армии французского императора Наполеона Бонапарта Война началась в ночь на 12 июня 1812 года. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце». Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

Ученик 2

Первые месяцы по приказу командования наши войска отступали. Враги захватывали города, грабили, убивали мирное население. Среди солдат и народа все чаще слышались недовольные голоса: до каких же пор мы будем отступать? Слышались и другие голоса: где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения родины? Такой полководец в России был. Имя его не один раз повторялось и в армии, и среди народа – Михаил Илларионович Кутузов Кутузов решил дать генеральное сражение


Ученик 3

Он пользовался огромной любовью и уважением в армии. Благодаря мудрости, искусству полководства армия Наполеона , считавшая непобедимой, была разгромлена.Сразу же родилась поговорка «Приехал Кутузов бить французов». В 150 км от Москвы находилось знаменитое бородинское поле ,где в 1812 году 26 августа произошла великая битва между французами и русскими. Выбор места для сражения выпал на поле около деревни Бородино. Это была выгодная для русских войск позиция. Слева -непроходимые леса, справа- обрывистый берег реки.


Ученик 4

Битва продолжалась целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...

Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продол­жали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, рус­ские воины продолжали сражаться врукопашную.

Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление.. Генерал Дохтуров, обратился к солда­там с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"

Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не ви­дали такого большого количества убитых.

Мрачный Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Когда бой закончился и Наполеон хотел увидеть пленных, ему доложили : «Ни один пленный не был взят - русские в плен не сдаются»
Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Русские стояли твердо и сражались с удивитель­ным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.



Ученик 5

После Бородинского сражения Кутузов приказал отступать.
В деревне Фили, где обсуждался этот вопрос, сдать ли Москву без боя, с тем, чтобы сохранить армию, или дать еще одно сражение, Кутузов заявил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна. Приказываю отступать».
Французская армия вступила в опустевший , покинутый жителями и русскими войсками город Москва. Древняя русская столица была отдана. Вечером этого же дня начались пожары.
Горела деревянная Москва. Французы стали отступать по старой смоленской дороге, в которую и пришли в столицу. Города и села были уже разграблены, наполеоновскую армию ждали голод и холод, наступала зима. Крестьяне и горожане сами сжигали дома. Посевы и запасы продовольствия, чтобы те не достались врагу, и уходили в ополчение и партизаны

Слово Бородино знает весь мир. Бородинская битва - одна из величайших битв в истории. В ней с наивысшей силой проявился героизм, патриотический подъем русского народа. Воины поклялись головой постоять за Родину, сломить врага, преградить ему путь. Вот почему эта тема привлекла внимание поэта, и 1837 году в 25-ю годовщину Отечественной войны 1812 года поэт напишет стихотворение «Бородино».



5 Словарная работа. Объяснение устаревших слов и слов-терминов (слайды 17- 24)

  1. бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

  2. добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

  3. картечь - артиллерийский снаряд.

  4. драгун - солдат или офицер кавалерии.

  5. улан - солдат или офицер легкой конницы, особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.

  6. кивер - высокий головной убор у военных.

  7. лафет - станок, на который укрепляется пушка.

  8. редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отлича­ется простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии". (слайд 26)

6 Аудиозапись, исполняет актер А.Ургант.



7 Анализ стихотворения.

  • Какие чувства владели вами во время прослушивания этого стихотворения?

  • Какое общее настроение преобладает в этом произведении?

  • В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?



Вы уже слышали, что "Бородино" начинается слова­ми: "Скажи-ка, дядя.... Это просто распространенное обращение к человеку "простого зва­ния" старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись "дядьки" из старых солдат, и стихотворение постепенно в форме такого разговора

  • Кто помнит, ребята, что называется диалогом?

(Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия».все участники событий и последующие поколения – все знали, что Бородинское сражение положило начало разгрому армии Наполеона)

  • Когда происходит этот разговор, сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.)

  • С чего начинает свой рассказ  ветеран? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?

(Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, сравнивает их с нынешним поколением.)

  • Кто рассказывает о сражении?

(Старый солдат, участник событий, артиллерист.) (слайд 27)

  • Почему рассказ о великом историческом событии доверен именно ему?

(Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика.)

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

Героя стихотворения-старого солдата отличают суровая сдержанность, яс­ное сознание долга, далеко не угасшая душа, способность шутить.

  • Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет. Что доминирует в его облике?

(Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны,на голове – кивер.)

  • Составьте характеристику рассказчика.

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей



  • Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, отличало их от потомков?

( Главной чертой русских людей начала 19 столетия, особенно солдат и офицеров, рассказчик считает патриотизм, хотя это слово нигде не звучит. Перед нами простой человек из народа, скорее всего неграмотный, поэтому и слов таких не знал. Однако он и его товарищи любили родину и отдавали за неё жизнь.( слайд 28)

  • Найдите в тексте стихотворения строки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.

  • Как вели себя русские воины в ночь перед боем? Что делали французы?

  • Сравните описание лагерей, отметьте эпитеты, которые присваивает автор противникам и месту сражения.

  • Найдите описание места, каково оно?

  • Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

  • Сколько строф автор отводит описанию самого сражения? (3 строфы). Почему? Ведь описанию подготовки к бою отведено 7 строф?

(Для поэта важно было передать мысли, настроения, чувства русских людей.)

  • И вот бой начался. Как отражена динамичность боя?

(Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)

  • Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).

  • Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

  • Почему солдат так тепло вспоминает своего боевого командира? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

  • Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения? (Мы долго.., у наших.., мы обещали..) (слайд 29)

Соединение «я» и «мы»«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверной. Рядовой боец  - скромный участник битвы.

Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

  • Приведите примеры народных слов и оборотов, характерных для языка стихотворения.

  • Приведите примеры поэтического языка(метафоры, эпитеты, сравнения) при помощи которых изображаются высокие чувства простых русских людей. (слайд 30)

  • Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?

  • Сформулируйте главную мысль этого стихотворения.

  • Можем ли мы сказать, что тема Бородинской битвы волновала и волнует поэтов, художников? Почему она актуальна?

Актуальность – важность для данного момента, значительность в настоящее время чего-нибудь, злободневность.

8 Домашнее задание.

Для всего класса: выучить наизусть отрывок из стихотворения.

Индивидуальные задания: проиллюстрировать стихотворение, письменно ответить на вопрос: «Необходимо ли современному человеку чувство патриотизма?»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя