Урок литературы в 5 классе.
Тема: « Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Цели:
обучающие:
-познакомить с отдельными фактами биографии М.Ю. Лермонтова,
-сделать исторический комментарий войны 1812 года,
-познакомить с сюжетным лирическим произведением на историческую тему,
-закрепить знания и представления о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах
развивающие:
- развивать способность анализировать читаемое произведение,
- развивать умение четко формулировать ответы на вопросы, аргументировать их,
- развивать умение выразительного чтения, обращая внимание на точностью и ёмкостью слов в стихотворении,
- обогащать словарный запас,
- развивать умение осмысливать содержания текста через зрительное восприятие сюжетных иллюстраций и звукового сопровождения;
воспитательные:
- воспитывать чувство любви и уважения к подвигу народа, к героическому прошлому России,
- воспитывать интерес к предмету,
-вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение
Оснащение урока:
компьютер,
мультимедийная установка;
дидактический материал - презентация Microsoft Power Point
аудиозапись в исполнении актера
Ход урока:
1 Оргмомент.
Посмотрите на даты. Я их выбрала не случайно. Сколько лет отделяет нас от того времени? 1812г – дата историческая, чем она знаменательна? (слайд 1)
Война 1812го года была названа Отечественной, то есть воевал весь народ от мала до велика: крестьяне, ремесленники, зажиточные горожане, дворяне. Важнейшее событие этой войны – Бородинская битва. Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Бородинской битве, изображению подвига народа многие художники посвятили свои полотна. А поэт Лермонтов сумел рассказать об этом просто, доступно, с болью, горечью и гордостью.
2 Тема нашего урока « Бородинская битва и русский солдат в ст. М.Ю.Лермонтова «Бородино» (слайд 2)
Сегодня на уроке мы должны осмыслить содержание, провести художественный анализ текста, понаблюдать за развитием сюжета и поведением героев. Нам предстоит выяснить, как поэт изображает Бородинское сражение и каким показывает русского солдата.
3 Слово о поэте. ( слайд 3)
Возьмите статью о Лермонтове и отметьте условным знаком (+), что нового вы узнали о поэте.
Самостоятельная работа со статьей. Что нового вы узнали о Лермонтове. Заполняется таблица:
Обратите внимание поэт в военной форм, после университета он поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, а через два года переведен в гвардию Гусарского полка. Участвовал в битвах на Кавказе и проявил себя храбрым человеком. Лермонтов вырос в среде, в которой было много непосредственных участников Отечественной войны 1812 года. Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, принимал участие в войне 1812 года. Братья бабушки, Дмитрий Алексеевич и Николай Алексеевич Столыпины, - талантливые военачальники, артиллеристы. О войне 1812 года Лермонтов слышал дома, у знакомых, у своих друзей, в школе гвардейских прапорщиков. А что же слышал М.Ю.Лермонтов?
4 Историческая справка ( слайды 4-17)
Ученик 1
Отечественная война 1812 года – война России против великой армии французского императора Наполеона Бонапарта Война началась в ночь на 12 июня 1812 года. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце». Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.
Ученик 2
Первые месяцы по приказу командования наши войска отступали. Враги захватывали города, грабили, убивали мирное население. Среди солдат и народа все чаще слышались недовольные голоса: до каких же пор мы будем отступать? Слышались и другие голоса: где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения родины? Такой полководец в России был. Имя его не один раз повторялось и в армии, и среди народа – Михаил Илларионович Кутузов Кутузов решил дать генеральное сражение
Ученик 3
Он пользовался огромной любовью и уважением в армии. Благодаря мудрости, искусству полководства армия Наполеона , считавшая непобедимой, была разгромлена.Сразу же родилась поговорка «Приехал Кутузов бить французов». В 150 км от Москвы находилось знаменитое бородинское поле ,где в 1812 году 26 августа произошла великая битва между французами и русскими. Выбор места для сражения выпал на поле около деревни Бородино. Это была выгодная для русских войск позиция. Слева -непроходимые леса, справа- обрывистый берег реки.
Ученик 4
Битва продолжалась целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...
Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться врукопашную.
Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление.. Генерал Дохтуров, обратился к солдатам с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"
Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых.
Мрачный Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Когда бой закончился и Наполеон хотел увидеть пленных, ему доложили : «Ни один пленный не был взят - русские в плен не сдаются»
Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Русские стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.
Ученик 5
После Бородинского сражения Кутузов приказал отступать.
В деревне Фили, где обсуждался этот вопрос, сдать ли Москву без боя, с тем, чтобы сохранить армию, или дать еще одно сражение, Кутузов заявил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна. Приказываю отступать».
Французская армия вступила в опустевший , покинутый жителями и русскими войсками город Москва. Древняя русская столица была отдана. Вечером этого же дня начались пожары.
Горела деревянная Москва. Французы стали отступать по старой смоленской дороге, в которую и пришли в столицу. Города и села были уже разграблены, наполеоновскую армию ждали голод и холод, наступала зима. Крестьяне и горожане сами сжигали дома. Посевы и запасы продовольствия, чтобы те не достались врагу, и уходили в ополчение и партизаны
Слово Бородино знает весь мир. Бородинская битва - одна из величайших битв в истории. В ней с наивысшей силой проявился героизм, патриотический подъем русского народа. Воины поклялись головой постоять за Родину, сломить врага, преградить ему путь. Вот почему эта тема привлекла внимание поэта, и 1837 году в 25-ю годовщину Отечественной войны 1812 года поэт напишет стихотворение «Бородино».
5 Словарная работа. Объяснение устаревших слов и слов-терминов (слайды 17- 24)
бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
картечь - артиллерийский снаряд.
драгун - солдат или офицер кавалерии.
улан - солдат или офицер легкой конницы, особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
кивер - высокий головной убор у военных.
лафет - станок, на который укрепляется пушка.
редут - полевое укрепление, обнесенное валом.
Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии". (слайд 26)
6 Аудиозапись, исполняет актер А.Ургант.
7 Анализ стихотворения.
Какие чувства владели вами во время прослушивания этого стихотворения?
Какое общее настроение преобладает в этом произведении?
В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?
Вы уже слышали, что "Бородино" начинается словами: "Скажи-ка, дядя.... Это просто распространенное обращение к человеку "простого звания" старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись "дядьки" из старых солдат, и стихотворение постепенно в форме такого разговора
(Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия».все участники событий и последующие поколения – все знали, что Бородинское сражение положило начало разгрому армии Наполеона)
(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.)
(Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, сравнивает их с нынешним поколением.)
(Старый солдат, участник событий, артиллерист.) (слайд 27)
(Это простой солдат, рядовой участник событий, испытавший на себе все тяготы войны, очевидец. Для придания достоверности изображаемому автор вводит этого рассказчика.)
Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Героя стихотворения-старого солдата отличают суровая сдержанность, ясное сознание долга, далеко не угасшая душа, способность шутить.
(Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны,на голове – кивер.)
Кто он? | Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий |
Возраст | 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад |
Внешний облик | Седые волосы, усы, может, шрамы |
Манера держаться | Спокойно, с достоинством, гордится прошлым |
Особенности речи | Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы” |
Характер | Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей |
( Главной чертой русских людей начала 19 столетия, особенно солдат и офицеров, рассказчик считает патриотизм, хотя это слово нигде не звучит. Перед нами простой человек из народа, скорее всего неграмотный, поэтому и слов таких не знал. Однако он и его товарищи любили родину и отдавали за неё жизнь.( слайд 28)
Найдите в тексте стихотворения строки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.
Как вели себя русские воины в ночь перед боем? Что делали французы?
Сравните описание лагерей, отметьте эпитеты, которые присваивает автор противникам и месту сражения.
Найдите описание места, каково оно?
Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.
Сколько строф автор отводит описанию самого сражения? (3 строфы). Почему? Ведь описанию подготовки к бою отведено 7 строф?
(Для поэта важно было передать мысли, настроения, чувства русских людей.)
(Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)
Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).
Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)
Почему солдат так тепло вспоминает своего боевого командира? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.
Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения? (Мы долго.., у наших.., мы обещали..) (слайд 29)
Соединение «я» и «мы»«я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверной. Рядовой боец - скромный участник битвы.
Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.
Приведите примеры поэтического языка(метафоры, эпитеты, сравнения) при помощи которых изображаются высокие чувства простых русских людей. (слайд 30)
Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?
Сформулируйте главную мысль этого стихотворения.
Можем ли мы сказать, что тема Бородинской битвы волновала и волнует поэтов, художников? Почему она актуальна?
Актуальность – важность для данного момента, значительность в настоящее время чего-нибудь, злободневность.
8 Домашнее задание.
Для всего класса: выучить наизусть отрывок из стихотворения.
Индивидуальные задания: проиллюстрировать стихотворение, письменно ответить на вопрос: «Необходимо ли современному человеку чувство патриотизма?»