СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Воскобойникова о Лермонтове

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению

Школа: МАОУ «СОШ №1» г. Черепанова

Класс: 3 «А»

Учитель-наставник: Байдина Елена Петровна

Методист: Подкутина Ольга Павловна                                                                                                                     

Студент: Лилекова Марина Евгеньевна

Дата: 24.11.2022 г.

Тема урока: «М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи»

Цель урока: знакомство учащихся с биографией и темами его стихотворений.

Задачи урока:

Образовательные: обогащать словарный запас обучающихся.

Развивающие: развивать память, речь, внимание, мышление, навыки сравнения, обобщения; развивать творческое воображение; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать в команде, согласованно с одноклассниками.

Планируемые результаты

Познавательные УУД: умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение правильно оформлять свои мысли; умение грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать работу; составление плана работы, последовательности действий; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД: умение высказывать своё отношение к событиям и героям; умение выражать эмоции.

Основные понятия: биография, стихотворение.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы: учебник по литературному чтению (3 класс 1 часть Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.), ИКТ – презентация, карточки для рефлексии, рабочие тетради, карточки со столбиками из стихотворений, кубик Блума, кроссворд.

 

Ход учебного занятия

п\п

Этап учебного занятия

Образовательная задача этапа урока

Методы, приемы и формы

организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

I

Мотивационный этап

 

1)Организационный момент

 

 

 

 

 

2)Речевая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Целеполагание и мотивация

Самоопределение деятельности, мотивация учебной деятельности по средствам создания эмоциональной обстановки, настрой детей на работу.

 

 

Совершенствовать четкость произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализировать мыслительные операции необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; выявить уровень знаний и пробелы в усвоении изученного материала. Подвести детей к постановки учебной задачи.

Замотивировать на учебную деятельность; поставить цели урока.

Словесный; рассказ учителя; фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, практический (речевые упражнения) рассказ учителя; фронтальная, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный,

 (игровая)

фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, практический (кроссворд)

рассказ учителя; фронтальная, индивидуальная.

 

 

 

 

1. Организация класса

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Марина Евгеньевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка

-А чтобы читать у нас получилось правильно и выразительно, проведем речевую разминку.

 

Ца-ца-ца – осень у крыльца. Цо-цо-цо – ветер дул в лицо. Ца-ца-ца – закачались деревца.

 

  1. Давайте прочитаем чистоговорку беззвучно, с подчеркнутой артикуляцией.
  2. А теперь первый ряд прочитает шёпотом.
  3. Второй ряд читает в пол голоса.
  4. Третий ряд читает громко.
  5. Первый обучающийся читает первое предложение быстро.
  6. Второй обучающийся читает второе предложение быстро.
  7. Третий обучающийся читает третье предложение быстро.
  8. Четвертый обучающийся читает четвертое предложение быстро.
  9. Ребята, какой звук в чистоговорке повторяется чаще?

-Правильно, «Ц». Давайте прочитаем скороговорку, выделяя звук «Ц».

 

3. Проверка домашнего задания

- Что вам задавали на дом?

- Вам на дом задавали пересказ басни «Ворона и лисица» Ивана Андреевича Крылова. Кто готов выйти к доске и рассказать басню? (2 человека)

Критерии оценивания пересказа:

  1. Знание текста басни. (Фактические ошибки. Необоснованные паузы.)
  2. Правильность, точность речи.
  3. Выразительность.  (Интонационное разнообразие речи. Характеры персонажей переданы в соответствии с идеей басни.)

 

 

 

  1. Мотивация

- А сейчас, я предлагаю вам разгадать интересный кроссворд, чтобы узнать какая тема урока у нас сегодня будет.

Вопросы

-Этот человек известен своими баснями (Крылов)

- Иван - … и серый волк. (царевич)

- Басня И. А. Крылова «… и Обезьяна» (зеркало)

- Самое холодное время года, известное метелями и снегопадами. (зима)

- Басня И. А. Крылова «… и лисица» (Ворона)

- У этой героини был брат Иванушка. (Алёнушка)

- Он написал «Весеннюю грозу», Федор Иванович…(Тютчев)

- Басня И. А. Крылова «Мартышка и …» (Очки)

- Русская народная сказка «...-Бурка» (Сивка)

— Значит какая наша тема урока?

- Правильно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

  1. Целеполагание

-  Какую цель вы поставите перед собой, при изучении данной темы?

-Сегодня вы познакомитесь с биографией и стихотворениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к учебному занятию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают внимательно учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Читают беззвучно с подчеркнутой артикуляцией;

Первый ряд читает шёпотом.

Второй ряд читает в пол голоса.

Третий ряд читает громко.

Обучающиеся читают предложения быстро.

 

-  В чистоговорке чаще всего повторяется звук «Ц».

Читают чистоговорку, выделяя звук "Ц".

 

Пересказывают выразительно басню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают кроссворд, ставят цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска, речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь учителя.

 

 

 

 

 

Речь учителя, учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь учителя, кроссворд

 

 

 

 

 

Личностные:

Самоопределение; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.: оценивать правильности выполнения действий.

К.: адекватно использовать свои средства для решения коммуникативных задач.

 

 

К.: выполнять задания учителя, слушать вопросы учителя и стараться ответить на них.

Р.: соотносить правильность действий.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

оценивать результат собственной деятельности.

К.: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

П.: Умение работать с текстом.

 

Р.: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности.

П.:

Умение наблюдать, читать, слушать.

К.:

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

II

Этап открытия новых знаний

4

Знакомство с биографией автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Первичный синтез

 

 

 

 

 

6. Проверка

Первичного синтеза

 

Познакомить детей с интересными фактами об этом писателе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с содержанием

 

 

 

 

 

Проверка знаний по биографии М.Ю. Лермонтова.

 

Слушанье, словесный, фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушанье, словесный, фронтальная

 

 

 

 

 

Слушанье, словесный, фронтальная

- Сегодня, ребята, в вашей жизни состоится важное знакомство. Важное потому что мы прикоснёмся к творчеству великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

  1. Биография писателя

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года.Когда мальчику было 3 года, его мать, Мария Михайловна, умерла. Воспитывать внука стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. В её имении Тарханы под Пензой будущий поэт провёл своё детство.Бабушка всячески баловала мальчика, развивала в нём любовь к живописи, музыке, литературе. Лермонтов получил хорошее домашнее образование.Мишель (так называли Михаила на французский манер) часто болел и для поправки здоровья вместе с бабушкой ездил летом 1824 года на Кавказ. Горы покорили его своим гордым величием.В 1828 году Лермонтов переехал в Москву и стал воспитанником Благородного пансиона при Московском государственном университете. В 1830 году юноша поступил на отделение словесности Московского университета.Судьба свернула жизнь Лермонтова с научного пути. Через 2 года поэт переехал в Санкт-Петербург и по желанию бабушки поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, где готовили будущих военных. Там ему было грустно и неуютно.Лермонтов написал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы его жизнь не оборвалась в 27 лет. Это произошло 27 июля 1841 года.

 

 

 

Интересный факт о писателе

Кроме рассказов и повестей Воскобойников писал научно-познавательные произведения, статьи о проблемах литературы, пьесы для радио. Также больше 10 лет он руководил литературным объединением молодых писателей, сочиняющих для детей, был членом редакторского совета журнала «Детская литература» и других литературных организаций. 

  1. Работа с учебником

- Ребята откройте учебник на странице 142. Вы видите статью Валерия Михайловича Воскобойникова. Я начну читать, в любой момент могу остановиться и продолжит следующий.

 

  1. Вопросы по статье

Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы.)

Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он часто говорил в рифму.)

Когда Россия открыла стихи великого поэта — молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина.)

  1. Слушание и анализ стихотворений

- Сейчас, мы послушаем с вами некоторые стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, вашей задачей будет послушать эти стихотворения внимательно и сказать слова, значения которых вам непонятны.

Слушание отрывка стихотворения «Бородино»

- Какие слова из стихотворения, вам были непонятны?

- Как вы понимаете, о чем это стихотворение?

Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. 

Слушание стихотворения «Молитва»

- Какие слова из стихотворения, вам были непонятны?

- Как вы понимаете, о чем это стихотворение?

Стихотворение Лермонтова “Молитва”, написанное в 1839 году, — это лирический монолог на христианскую тематику о силе молитвы.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше, выше.

Слушают факты об авторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают статью Воскобойникова

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по статье.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворения, анализируют и ищут незнакомые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

Учебник, речь учителя.

 

 

 

 

 

 

Речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь учителя, учебник.

 

 

 

 

Речь учителя, учебник.

 

 

 

 

 

 

Речь учителя, аудио.

Р.: Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

К.: Умения взаимоотношений с одноклассниками и учителем;

Осознанное построение речевого высказывания.

П.:

Умение наблюдать, читать, слушать;

Умение пользоваться толковым словарём.

К.: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

П.:

Умение перерабатывать

информацию.

 

 

III

Применение и закрепление знаний

7.Вторичный синтез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Анализ произведения

Отрабатывание навыков чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает.

 

Словесный,

Фронтальная.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный, фронтальная

- Ребята, а сейчас подготовьте выразительно на выбор из данных столбиков стихотворение, по разному настроению. Можете прочитать грустно, весело, удивленно.

Стихотворения:

Лермонтов М. Ю. – Осень

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят.

(Об осени)

Лермонтов М. Ю. - Солнце

Как солнце зимнее прекрасно, Когда, бродя меж серых туч, На белые снега напрасно Оно кидает слабый луч!.. Так точно, дева молодая, Твой образ предо мной блестит; Но взор твой, счастье обещая, Мою ли душу оживит?

(О любви)

 

Лермонтов М. Ю. - Весна

 

Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,

(О временах года)

 

Лермонтов М. Ю. - Сосед

Кто б ни был ты, печальный мой сосед, Люблю тебя, как друга юных лет, Тебя, товарищ мой случайный, Хотя судьбы коварною игрой Навеки мы разлучены с тобой Стеной теперь – а после тайной.

 

Работа в тетради

- Откройте рабочие тетради на странице 30. Выполняем упражнение 1.

Задание: Прочитай в учебнике статью о поэте М. Ю. Лермонтове. Проверь себя: внимательно ли прочитана статья.

  1. Как звали маленького М. Ю. Лермонтова? (Мишель)
  2. Что особенного было в его речи, когда он был малышом? (говорил в рифму)
  3. Что говорили о маленьком Лермонтове? (надо записывать его изречения)
  4. Сколько лет прожил М. Ю. Лермонтов? (27 лет)
  5. Какие произведения успел написать за свою жизнь М. Ю. Лермонтов?

 

Читают выразительно стихотворение, выбрав настроение.

Просмотр содержимого документа
«Статья Воскобойникова о Лермонтове»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению

Школа: МАОУ «СОШ №1» г. Черепанова

Класс: 3 «А»

Учитель-наставник: Байдина Елена Петровна

Методист: Подкутина Ольга Павловна

Студент: Лилекова Марина Евгеньевна

Дата: 24.11.2022 г.

Тема урока: «М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи»

Цель урока: знакомство учащихся с биографией и темами его стихотворений.

Задачи урока:

Образовательные: обогащать словарный запас обучающихся.

Развивающие: развивать память, речь, внимание, мышление, навыки сравнения, обобщения; развивать творческое воображение; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать в команде, согласованно с одноклассниками.

Планируемые результаты

Познавательные УУД: умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение правильно оформлять свои мысли; умение грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать работу; составление плана работы, последовательности действий; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД: умение высказывать своё отношение к событиям и героям; умение выражать эмоции.

Основные понятия: биография, стихотворение.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы: учебник по литературному чтению (3 класс 1 часть Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.), ИКТ – презентация, карточки для рефлексии, рабочие тетради, карточки со столбиками из стихотворений, кубик Блума, кроссворд.


Ход учебного занятия

п\п

Этап учебного занятия

Образовательная задача этапа урока

Методы, приемы и формы

организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

I

Мотивационный этап


1)Организационный момент






2)Речевая разминка

























3)Актуализация знаний


















4) Целеполагание и мотивация

Самоопределение деятельности, мотивация учебной деятельности по средствам создания эмоциональной обстановки, настрой детей на работу.



Совершенствовать четкость произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи.

















Актуализировать мыслительные операции необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; выявить уровень знаний и пробелы в усвоении изученного материала. Подвести детей к постановки учебной задачи.

Замотивировать на учебную деятельность; поставить цели урока.

Словесный; рассказ учителя; фронтальная.










Словесный, практический (речевые упражнения) рассказ учителя; фронтальная, индивидуальная.



















Словесный,

(игровая)

фронтальная.


















Словесный, практический (кроссворд)

рассказ учителя; фронтальная, индивидуальная.





1. Организация класса

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Марина Евгеньевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.






2. Речевая разминка

-А чтобы читать у нас получилось правильно и выразительно, проведем речевую разминку.


Ца-ца-ца – осень у крыльца.
Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.
Ца-ца-ца – закачались деревца.


  1. Давайте прочитаем чистоговорку беззвучно, с подчеркнутой артикуляцией.

  2. А теперь первый ряд прочитает шёпотом.

  3. Второй ряд читает в пол голоса.

  4. Третий ряд читает громко.

  5. Первый обучающийся читает первое предложение быстро.

  6. Второй обучающийся читает второе предложение быстро.

  7. Третий обучающийся читает третье предложение быстро.

  8. Четвертый обучающийся читает четвертое предложение быстро.

  9. Ребята, какой звук в чистоговорке повторяется чаще?

-Правильно, «Ц». Давайте прочитаем скороговорку, выделяя звук «Ц».



3. Проверка домашнего задания

- Что вам задавали на дом?

- Вам на дом задавали пересказ басни «Ворона и лисица» Ивана Андреевича Крылова. Кто готов выйти к доске и рассказать басню? (2 человека)

Критерии оценивания пересказа:

  1. Знание текста басни. (Фактические ошибки. Необоснованные паузы.)

  2. Правильность, точность речи.

  3. Выразительность.  (Интонационное разнообразие речи. Характеры персонажей переданы в соответствии с идеей басни.)







  1. Мотивация

- А сейчас, я предлагаю вам разгадать интересный кроссворд, чтобы узнать какая тема урока у нас сегодня будет.

Вопросы

-Этот человек известен своими баснями (Крылов)

- Иван - … и серый волк. (царевич)

- Басня И. А. Крылова «… и Обезьяна» (зеркало)

- Самое холодное время года, известное метелями и снегопадами. (зима)

- Басня И. А. Крылова «… и лисица» (Ворона)

- У этой героини был брат Иванушка. (Алёнушка)

- Он написал «Весеннюю грозу», Федор Иванович…(Тютчев)

- Басня И. А. Крылова «Мартышка и …» (Очки)

- Русская народная сказка «...-Бурка» (Сивка)

— Значит какая наша тема урока?

- Правильно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

  1. Целеполагание

- Какую цель вы поставите перед собой, при изучении данной темы?

-Сегодня вы познакомитесь с биографией и стихотворениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на работу. Проверяют свою готовность к учебному занятию.









Слушают внимательно учителя.








Читают беззвучно с подчеркнутой артикуляцией;

Первый ряд читает шёпотом.

Второй ряд читает в пол голоса.

Третий ряд читает громко.

Обучающиеся читают предложения быстро.


- В чистоговорке чаще всего повторяется звук «Ц».

Читают чистоговорку, выделяя звук "Ц".


Пересказывают выразительно басню.


















Отгадывают кроссворд, ставят цель урока

























Речь учителя












Доска, речь учителя



















Речь учителя.






Речь учителя, учебник.















Речь учителя, кроссворд






Личностные:

Самоопределение; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.: оценивать правильности выполнения действий.

К.: адекватно использовать свои средства для решения коммуникативных задач.



К.: выполнять задания учителя, слушать вопросы учителя и стараться ответить на них.

Р.: соотносить правильность действий.








Личностные:

оценивать результат собственной деятельности.

К.: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

П.: Умение работать с текстом.


Р.: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности.

П.:

Умение наблюдать, читать, слушать.

К.:

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

II

Этап открытия новых знаний

4

Знакомство с биографией автора












































5)Первичный синтез






6. Проверка

Первичного синтеза


Познакомить детей с интересными фактами об этом писателе.

















































Познакомить детей с содержанием






Проверка знаний по биографии М.Ю. Лермонтова.


Слушанье, словесный, фронтальная




















































Слушанье, словесный, фронтальная






Слушанье, словесный, фронтальная

- Сегодня, ребята, в вашей жизни состоится важное знакомство. Важное потому что мы прикоснёмся к творчеству великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

  1. Биография писателя

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года.Когда мальчику было 3 года, его мать, Мария Михайловна, умерла. Воспитывать внука стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. В её имении Тарханы под Пензой будущий поэт провёл своё детство.Бабушка всячески баловала мальчика, развивала в нём любовь к живописи, музыке, литературе. Лермонтов получил хорошее домашнее образование.Мишель (так называли Михаила на французский манер) часто болел и для поправки здоровья вместе с бабушкой ездил летом 1824 года на Кавказ. Горы покорили его своим гордым величием.В 1828 году Лермонтов переехал в Москву и стал воспитанником Благородного пансиона при Московском государственном университете. В 1830 году юноша поступил на отделение словесности Московского университета.Судьба свернула жизнь Лермонтова с научного пути. Через 2 года поэт переехал в Санкт-Петербург и по желанию бабушки поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, где готовили будущих военных. Там ему было грустно и неуютно.Лермонтов написал бы ещё немало выдающихся произведений, если бы его жизнь не оборвалась в 27 лет. Это произошло 27 июля 1841 года.




Интересный факт о писателе

Кроме рассказов и повестей Воскобойников писал научно-познавательные произведения, статьи о проблемах литературы, пьесы для радио. Также больше 10 лет он руководил литературным объединением молодых писателей, сочиняющих для детей, был членом редакторского совета журнала «Детская литература» и других литературных организаций. 

  1. Работа с учебником

- Ребята откройте учебник на странице 142. Вы видите статью Валерия Михайловича Воскобойникова. Я начну читать, в любой момент могу остановиться и продолжит следующий.


  1. Вопросы по статье

Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы.)

Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он часто говорил в рифму.)

Когда Россия открыла стихи великого поэта — молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина.)

  1. Слушание и анализ стихотворений

- Сейчас, мы послушаем с вами некоторые стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, вашей задачей будет послушать эти стихотворения внимательно и сказать слова, значения которых вам непонятны.

Слушание отрывка стихотворения «Бородино»

- Какие слова из стихотворения, вам были непонятны?

- Как вы понимаете, о чем это стихотворение?

Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. 

Слушание стихотворения «Молитва»

- Какие слова из стихотворения, вам были непонятны?

- Как вы понимаете, о чем это стихотворение?

Стихотворение Лермонтова “Молитва”, написанное в 1839 году, — это лирический монолог на христианскую тематику о силе молитвы.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше, выше.

Слушают факты об авторе.





















































Читают статью Воскобойникова







Отвечают на вопросы по статье.









Слушают стихотворения, анализируют и ищут незнакомые слова.




























Выполняют физминутку.

Учебник, речь учителя.







Речь учителя







































Речь учителя, учебник.





Речь учителя, учебник.







Речь учителя, аудио.

Р.: Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

К.: Умения взаимоотношений с одноклассниками и учителем;

Осознанное построение речевого высказывания.

П.:

Умение наблюдать, читать, слушать;

Умение пользоваться толковым словарём.

К.: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

П.:

Умение перерабатывать

информацию.



III

Применение и закрепление знаний

7.Вторичный синтез




































8 Анализ произведения

Отрабатывание навыков чтения











































Осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает.


Словесный,

Фронтальная.










































Словесный, фронтальная

- Ребята, а сейчас подготовьте выразительно на выбор из данных столбиков стихотворение, по разному настроению. Можете прочитать грустно, весело, удивленно.

Стихотворения:

Лермонтов М. Ю. – Осень

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

(Об осени)

Лермонтов М. Ю. - Солнце

Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!..
Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит;
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?

(О любви)


Лермонтов М. Ю. - Весна


Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,

(О временах года)


Лермонтов М. Ю. - Сосед

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный,
Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь – а после тайной.


Работа в тетради

- Откройте рабочие тетради на странице 30. Выполняем упражнение 1.

Задание: Прочитай в учебнике статью о поэте М. Ю. Лермонтове. Проверь себя: внимательно ли прочитана статья.

  1. Как звали маленького М. Ю. Лермонтова? (Мишель)

  2. Что особенного было в его речи, когда он был малышом? (говорил в рифму)

  3. Что говорили о маленьком Лермонтове? (надо записывать его изречения)

  4. Сколько лет прожил М. Ю. Лермонтов? (27 лет)

  5. Какие произведения успел написать за свою жизнь М. Ю. Лермонтов?


Читают выразительно стихотворение, выбрав настроение.









































Решают задание из тетради.






- Мишель.


- Говорил в рифму.



- Надо записывать его изречения.

- 27 лет.

Речь учителя, карточка.




































Речь учителя, рабочая тетрадь.





















Предметные:

Уметь читать осознанно текст художественного произведения;

Личностные:

Проявлять желание читать произведения о дружбе;

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Предметные:

Умение определять тему и главную мыслю произведения;

анализировать содержание текста;

оценивать события, героев произведения.

IV

4. Итого-рефлексивный

9. Итог урока



10. Рефлексия









11.Домашняя работа

Подвести итог проделанной работы на уроке литературного чтения.



Формирование у детей самооценки.


Закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету.

Словесный, фронтальная







Словесный, фронтальная


Практический,

индивидуальная

- О ком мы сегодня говорили на уроке?

- Мы сегодня говорили о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

- Понравилось ли вам творчество данного автора?

- Какие стихотворения вам больше запомнились?


Рефлексия «Незаконченное предложение» (Кубик Блума)


-Ребята, у меня в руках есть кубик, я начну его кидать, а ваша задача будет поймать его и продолжить предложение.







Выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова на выбор.

Высказывания детей










Составляют окончание предложения.











Записывают домашнее задание.

Речь учителя, презентация.








Речь учителя, кубик Блума.









Речь учителя






Личностные:

Формирование самоиндефикации, адекватной, позитивной самооценки, самообслуживание и самовосприятия.

Р.:

Рефлексия своей деятельности, умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!