СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бородинское сражение. Технологическая карта урока.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока позволит рассказать обучающимся о главном сражении войны 1812 года с использованием электронной карты, изречений из литературных произведений и исторических источников.

Просмотр содержимого документа
«Бородинское сражение. Технологическая карта урока.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Белово Кемеровской области








Технологическая карта урока истории

в 8 классе в рамках ФГОС

Бородинское сражение





Исполнитель:

Бавина Елена Викторовна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»

г. Белово Кемеровской области








г. Белово

2015 г.



  • Предмет

История России

  • Класс

8 класс

  • Используемый УМК (автор, издательство, год издания)


История РоссииXIXвек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.

  • Тема урока

Бородинское сражение

  • Цель урока (как формулировка его конечного результата)

Формирование у школьников представления о Бородинском сражении, как одной из значительных битв Отечественной войны 1812 года.

  • Задачи урока (как пути реализации цели урока)


Образовательные:

Подвести учащихся к пониманию важности Бородинского сражения, как пример мужества русского народа, который останется в памяти на века.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости, патриотизма и любви к Родине на примере подвига российского народа.

Продолжить формирование коммуникативной культуры в процессе групповой деятельности.

Развивающие:

Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать исторические факты и литературный источник, выделять главное.

Способствовать формированию умения и навыков работы с разными источниками и дополнительной литературой.

  • Планируемые результаты


Личностные:

  • Формирование таких ценностей как патриотизм, гражданственность.

  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе учебной группы.

Предметные:

  • Формирование целостного представления о Бородинском сражении.

  • Знание ключевых понятий по теме.

  • Умение находить нужную информацию в педагогически отобранных литературных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные исторические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку.

Метапредметные:

  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

  • Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные особенности ее решения.

  • Перечень оборудования к уроку, включая мультимедийное


  • Мультимедийный проектор, компьютер, карта;

  • раздаточный материал картосхема «Бородинского сражения», отрывки из литературных произведений М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н. Толстого «Война и мир» и Д.В. Давыдова «Бородинское поле».

  • Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока (в том числе ссылки на электронные образовательные ресурсы)

  1. Война и мир. http://www.magister.msk.ru/library/tolstoy/wp/wp10.htm

  2. Бородинское поле http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=23&tid=2747

  3. Бородиноhttp://borodino.hrest.info/borodino-ru-text.htm




Проектирование плана и хода урока


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент. (1 мин.)


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Создает благоприятный психоэмоциональный климат на уроке.


Приветствуют учителя.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Повторение раннепройденного. (3 мин.)


- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке (Отечественной война 1812 года)? Давайте вспомним. Игра «Да-нетка»

  1. Командующий 1-й русской армией в ходе Отечественной войны 1812 г. был П.И. Багратион?(Нет)

  2. Отечественная война началась 12 июня 1812 г.? (Да)

  3. Фураж - корм для лошадей. (Да)

  4. Наполеон тем временем начал осуществление своего замысла. Он состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Санкт – Петербург? (Нет)

  5. Первоначально главнокомандующим войны против Наполеона был сам Александр I? (Да)

Отвечают на поставленные вопросы.


















Регулятивные УУД:

Владение первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.















3. Этап постановки цели. Мотивирование к учебной деятельности. (5 мин.)



Обеспечивает мотивацию учащихся к получению нового знания по теме «Бородинское сражение». Предлагает по эпиграфу сформулировать тему и задачи урока.

«Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.»

М.Ю. Лермонтов (Слайд 1)


Подводит итоги обсуждения, организует запись темы урока в тетради.(Слайд 2)

Включаются в самостоятельную деятельность:

● анализируют эпиграф и

формулируют тему урока.













Регулятивные УУД:

умение обозначать цель.


Познавательные УУД:

умение видеть проблему,

умение выдвигать гипотезы.







4. Этап введения знаний. (25 мин)


Предлагает послушать сообщение о Бородинском сражении, задать вопросы выступающему.





Организует самостоятельную деятельность учащихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения:

● извлечение знаний из текста совпадает ли информация из отрывков с реальными событиями или нет;

● самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.

Проводить деление обучающихся на группы.

На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока картосхема «Бородинского сражения»(Приложение 1), отрывки из литературных произведений М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н. Толстого «Война и мир» и Д.В. Давыдова «Бородинское поле».

Ученик выступает с сообщением, показывая по картосхеме расположение русских и французских войск.

(Слайд 3)



Включаются в самостоятельную деятельность по анализу текста, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе.

1 группа – отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (Приложение 2);

2 группа – отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (Приложение 3);

3 группа – стихотворение Д.В. Давыдова «Бородинское поле» (Приложение 4).

Работая в группах учащиеся рассуждают в течении 10 мин. На выступление каждой группы отводится по 5 мин.



Регулятивные УУД:

Умение планировать деятельность.


Познавательные УУД:

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).


Коммуникативные УУД:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.


5. Этап первичного закрепления и систематизации знаний. (5 мин)


Организует деятельность обучающихся по включению новых знаний в систему знаний.


Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания:

учащиеся должны высказать свою точку зрения в четкой и сжатой форме (прием «ПОПС-формула».

П - позиция: «Я считаю, что..

О – обоснование: «…потому, что..»

П – пример: «… например,…»

С – следствие: «…поэтому».

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

Умение делать выводы и умозаключения.

6. Этапподведения итогов обучения. (3 мин)


Организует дискуссию по осмыслению полученных результатов учебной деятельности.

Проводит кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении обучающимися изученного мате­риала.

Обучающиеся формулируют и записывают вывод в тетрадь.


Личностные УУД:

Умение осуществлять личностный моральный выбор.


Коммуникативные УУД:

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

7. Этап определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению. (2 мин)


Обеспечивает понима­ние учащимися цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания. Составить исторические портреты героев Отечественной войны 1812 года.



Воспринимают задание, уточняют.


Личностные УУД:

Умение устанавливать самостоятельно взаимосвязь между целью учебной деятельности и её мотивом.


Регулятивные УУД:

Умение оценивать свою деятельность

8. Этап рефлексии. (2 мин)


Обеспечивает усвоение учащимися принципов само­регуляции и сотрудни­чества.

Организует работу по самооценке результатов учебной деятельности на уроке.

Анализируют свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов деятельности своей и всего класса. Заполняют лист рефлексии. (Приложение 5)


Личностные УУД:

Умение осуществлять личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД:

Умение оценивать свою деятельность.





Приложение 1.

Приложение 2.

«Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в эдакой безделке?
        Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
        Ночная пала тень.
 
Прилёг вздремнуть я у лафета,*
И слышно было до рассвета,
        Как ликовал француз,
Но тих был наш бивак** открытый:
Кто кивер*** чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
        Кусая длинный ус.
 
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
        Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
        Он спит в земле сырой.
 
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
        Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
        Мы в Бородинский бой.
 
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
        И всё на наш редут...
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
        Все побывали тут
 
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
        В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
        Гора кровавых тел».
отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтов «Бородино»








Приложение 3.

«24-го было сражение при Шевардинском редуте, 25-го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26-го произошло Бородинское сражение.

Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть -- для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение.

Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он, наверное, теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я, наверное, проиграю и потому не должен меняться.

Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.

До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры. Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями».«Война и мир» Л.Н. Толстой. Т.3, Ч.2, XIX.



Приложение 4.

Бородинское поле

Элегия


Умолкшие холмы, дол некогда кровавый!

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу

Попрали сильные. Счастливцы горделивы

Невольным пахарем влекут меня на нивы...

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,

Ты, голосом своим рождающий в полках

Погибели врагов предчувственные клики,

Вождь гомерический1, Багратион великий?

Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

Ермолов! я лечу - веди меня, я твой:

О, обреченный быть побед любимым сыном,

Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!


Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей

Умчался брани дым, не слышен стук мечей,

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,

Завидую костям соратника иль друга.

1829 Д.В. Давыдов

Примечания:
1. Вождь гомерический — подобный героям «Илиады» Гомера (Ахиллу, Гектору).





Приложение 5

Лист самооценки урока



В ходе урока я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления




Определял цели, ставил задачи




Ждал помощи от участников группы




Принимал участие в совместной работе




Помогал группе в выборе правильных решений




Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы




Преодолевал трудности, добивался достижения результата




Осознавал ответственность за общее дело





















Список используемых материалов:


1. Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтов «Бородино»

2. Отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

3. Стихотворение Д.В. Давыдова «Бородинское поле»

4. Война и мир. http://www.magister.msk.ru/library/tolstoy/wp/wp10.htm

5. Бородинское поле http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=23&tid=2747

6. Бородиноhttp://borodino.hrest.info/borodino-ru-text.htm