© 2019, Когтева Мария Владимировна 120 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Перед педагогом стоит множество задач различного вида, но выполнить их он сможет только лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями и формировать компетенции, необходимые для решения педагогических задач, а это возможно только в процессе саморазвития.
Совершенствование профессиональной деятельности необходимо начинать с определения ее уровня (достоинств и недостатков).
Любой научно обоснованный анализ является мощным источником развития.
Таким образом, с помощью различных диагностик я попытаюсь это доказать.
- 1. Ялтинско-потсдамская система миропорядка 1945 год 1991гг
характеристика.
Миропорядок- такое устройство международных отношений, которое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики(гос-ва,народы, междунар.организации) в безопасном существовании и реализации своих интересов.
Миропорядок 21в характеризуется становлением новой структуры мировой политики, трансформационные процессы практически изменили систему международных отношений.
1. Биполярность - это отрыв 2 членов международного сообщества по потенциалу комплексного влияния на международные отношения от всех остальных стран приверженность разных общественно-политических систем. Коммунизм и капитализм во главе с США и СССР.
2. конфронтация отношения между системами. Конфронтация действия одной стороны противопоставляется действием другой. Холодная война. НАТО тире ОВД. Карибский кризис при хрущеве и Джонни Кеннеди. Понятие баланс сил и ядерное сдерживание. В условиях противостояния удавалось добиться определенной стабильности в отношениях между США и СССР и блоками складывали ситуации конфронтационная стабильность которые способствовали недопущение новой мировой войны достижение паритета в конце шестидесятых семидесятых годов.
Нестабильность на региональном уровне проявляется в локальных Войнах. 60,8 года Вьетнам Афганистан корейская англо Мозамбика. При участии сверхдержав удавалось не довести до более широкого конфликта эти войны.
3. Он отражением объективной потребности в регулировании международных отношений и формирование мирового сообщества в котором представлены интересы всех народов. Вместе с тем он не смогла в полной мере выполнить разлагающиеся на неё миссию поддержания мира. Удалось избежать ядерной войны.
Предпосылки и причины распада ялтинско-потсдамская миропорядка. Противоречивость ялтинско-потсдамской миропорядка накопившиеся изменения в мире создают условия для трансформации или разрушение сложившихся миропорядка.
Условия. 1 - это ослабление роли военной силы в решении политических проблем на региональном уровне. Применение ядерного оружия как средство решения политических вопросов теряет смысл
2. В связи с крушением колониальной системы мира в 50-ых 60-ых годах и выходом на международную Арену большого количества обособившаяся государств потребовалось создание для них условий включения мировое сообщество. Трудности развивающиеся страны видели в Европе
2. Миграционные процессы как одна из тенденций развития мира во второй пол. 20 - нач 21вв. причины виды последствия. Мигр-й кризис в Европе.
Миграция - это одна из важнейших тенденций в условиях современного мира это имеет особый характер при глобализация. Миграция населения - это перемещение населения то есть переселение, смена места жительства.
Виды миграции: массовая эмиграция иммиграция внешняя и внутренняя сезонное постоянное принудительная добровольная политическая экономическая религиозная нелегальная легальная
Последствия миграции.
«+» это капитал рабочая сила обмен опытом обогащение культуры дополнительные налоговые сборы и другие поступления в гос казну решение демографическая проблема если она имеется.
«-» конфликты часто не работают усиления криминала нелегальная миграция 3 сиденья культуры коренного народа преобладание предложения над спросом на рынке труда снижение зарплат повышенной заболеваемости.
Миграция имеет значение: историческое - миграции связано с процессами заселения земли. экономическая - с хозяйственным освоением земли развитием продовольственных сил соединением территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой. Социальная - связанных с более полной реализации потребностей населения в жилье работу социальным профессиональным продвижением.
Миграционный кризис в Европе разыгрался с 2015 года. Мигранты движутся из Ближнего Востока Северной Африки выбирают морские пути через Средиземное море в Грецию Италию Испанию. Сухопутные пути через Балканский полуостров через Турцию.
Европейский союз принимает меры по расселению мигрантов;происходит распределение мигрантов по всем странам Европейского Союза равномерно. Но есть страны которые отказались принимать у себя мигрантов это ВБ Польша Чехия и Венгрия.
3 в.
Международная неправительственная организация - это постоянные объединения союзов ассоциации обществ направленных на характерные для достижения общих целей в области здравоохранения культуры образования и так далее.
Создаются на основе составленного учредительного документа представителями из нескольких стран обществ ассоциаций.
4. Причины и условия выхода в международных отношений в конце XX начале XXI веков на новый уровень. Современные тенденции развития международных отношений.
Миропорядок 21 века характеризуется становлением новой структуры мировой политики меняется привычная картина международных отношений.
Мир находится в поисках новых отношений и новых субъектов. Мировая политика это совокупность деятельности государств на международной арене.
Особенности развития современного мира. 1 единство целостность человечества взаимозависимость. 2. Переход к информационному обществу. 3. Многообразие форм современной цивилизации 4.Противоречивость современного мира.
В последнее десятилетие XX в. международные отношения пережили большие, если не сказать эпохальные изменения. Главное, в эти годы окончилось военно-политическое противостояние двух систем — капиталистической и социалистической, США и СССР, Запада и Востока.
В силу ряда причин внутреннего и внешнего порядка произошел распад Советского Союза, прекратила существование социалистическая система.
Этому предшествовала целая серия событий. Первым из них по времени стала «перестройка» в СССР. Затем последовали: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление»); ликвидация в два раза большего по сравнению с американским количеством ракет средней дальности в Европе в течение трехлетнего периода; отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана; прекращение контроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов; объединение Германии, которому не было оказано противодействия; подписание советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений, более выгодную американской стороне; роспуск Организации Варшавского договора и прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи, что означало потерю
Двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания Второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. По сравнению с СССР территория России стала меньше на четверть, а население — наполовину
Россия заявила о намерении остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве, что отвечало духу международных договоров о нераспространении ядерного оружия (советское ядерное оружие оставалось после распада СССР на территории еще трех государств — Украины, Белоруссии и Казахстана). США были заинтересованы в сохранении надежного контроля за ядерным оружием и проведении сокращений, предусмотренных договором ОСНВ-1, поэтому они всемерно поддержали Россию. В Беловежском соглашении лидеров трех славянских республик — России, Украины и Белоруссии, а затем на Алма-Атинской встрече руководителей постсоветских государств в декабре 1991 г. было предусмотрено, что ядерные силы (и ракетные войска стратегического назначения, и тактическое ядерное оружие) не будут разделены и будут находиться под контролем и охраной командования объединенных вооруженных сил СНГ. Управление ядерным оружием предоставлялось Президенту России и главнокомандующему объединенными вооруженными силами СНГ. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев передал главнокомандующему Е. М. Шапошникову так называемую «ядерную кнопку». Правом принимать решение о применении ядерно
В начале 1992 г. российской стороной была продемонстрирована открытость в отношениях с США. Президент Б. Н. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России отныне не будут нацелены на территорию США.
В январе 1993 г. президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривающий, что к 2003 г. ядерные силы двух стран должны быть взаимно сокращены до уровня, составляющего Ул от уровня, зафиксированного ранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточно выработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996 г. Государственная Дума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет к уничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерного паритета России и США.
Свидетельством отказа России от военного противостояния с другими странами стала ее новая военная доктрина, утвержденная 2 ноября 1993 г. указом президента. «Основные положения военной доктрины
Первая тенденция - рассредоточение власти. Формирование системы коллективного лидерства США Западной Европы и Японии. Другие США надо признать единственным мировым лидером. 3 Возрождение биполярной системе вместо СССР Китай. Происходит формирование многополюсного мира.
Вторая тенденция - новое понимание роли ядерного оружия в системе безопасности страны поняли что ядерная война не могут быть средством достижения политических экономических или других целей в условиях Когда резко усилилась глобальная взаимосвязь государства. встал вопрос о необходимости уничтожения части запасов ядерного оружия.
3 тенденция формирования в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности. Проблема состояние всеобщей безопасности очевидно что расчёт на силовое давление в целях обеспечения национальной обороны перестает быть эффективным. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы потенциал других стран. Значит можно ограничить национальные расходы на ВПК.
Четвёртая тенденция это разработка политических инструментов предупреждающего воздействие мирового сообщества на участников конфликтов. Переговоры всё больше рассматривается как процесс совместного принятия решений стороны нацелена сотрудничество и ищут выход приемлемый для всех сторон.
Пятая тенденция включение в круг задач обеспечения безопасности проблем иного характера кроме военных это изменение климата разрушения природной среды терроризм глобальные проблемы решение которых требует объединения усилий государств всего мира.
6 тенденция - это демократизация в мире увеличилось число демократических государств что привело к активизации их участия в политическом процессе. Необходим демократический контроль над внешней политикой и система международных отношений. Эффективным средством влияния на позиции государств является обращение И рекомендации принимаемые в ходе международного диалога общения.
Таким образом международные отношения меняются от баланса сил до баланса интересов и потом к общности интересов.
7 тенденция - глобализация международной жизни. сегодня можно говорить только о географической отдаленности стран. В социальном политическом и экономическом смысле Планета представляет собой единое пространство.
5. Политика "холодной войны" в системе международных отношений второй половины ХХ вв.: причины , формы и методы противоборства держав, последствия.
Международные отношения — явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй — обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы — периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.
Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и ядерное оружие, а позже — межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на тезисе о «коммунистической опасности». Противоборство двух идеологий началось еще в 1945 году. Постепенно это противоборство охватило все сферы общественной жизни.
Формами яв-ся:
Гонка вооружений
Дипломатическое противоборство
Экономческое соперничество
Участие в локальных войнах
Расширение сети военных баз
Если же попытаться выделить некие основные, наиболее общие последствия холодной войны, то нужно упомянуть следующие:
разделение мира по идеологическому принципу – с началом холодной войны и образованием военно-политических блоков.
разделение мира на сферы влияния и борьбу за них
милитаризация мировой экономики
формирование ряда социалистических режимов
6. Российская Федерация в период радикальных экономических и политических реформ в 90-е годы ХХ века.
Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990-е годы в Российской Федерации, включали либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий.
В 1960-е — 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Цены освоб. от регулир-я. Гос-во рерулир. цены на соц-знач товары.
К 1989 году развился «настоящий экономический кризис», оказавший значительное влияние на потребительский рынок со сбоем поставок продовольствия и ажиотажным спросом населения, в том числе на продукты первой необходимости. Появ. новые деньгиДенежные доходы населения не контролировались, нарастала инфляция, а также «фактически оказалась похороненной» программа экономических реформ 1987 года.
В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. В конце ноября 1991 года Россией были взяты обязательства по долгам СССР. В 1990-1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Подведя итоги можем сказать, что в результате реформы 1990-х годов в России не была создана полноценная рыночная экономика. Созданная экономическая система скорее носила черты государственного капитализма, её называют, в частности, «квазирыночной». К 1992 г инфляция сост 2600%, увелич безработица, нерегуляр зарплат. Приватизация - олигархи. Повыш. пенсии. Сокр. Ввп до 50%, 40% нас. за ч. бед. Развал впк, зравоохр,науки и обр.
7. РФ в первые десятилетия ХХI в.: важнейшие тенденции социально экономического и политического развития. Укрепление государственности. Обеспечени гражданского согласия.
В начале 21 века произошло укрепление Центральной власти. было создано 7 федеральных округов во главе с представителями президента законодательства республик краев областей привели в соответствии с Федеральными законами.
8. Становления внешней политики России в 90-е годы ХХ в. - начале ХХI в. Принципы новой концепии внешней политики РФ.
Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьезные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ. Большая семерка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмерки» — в нее была принята Россия.
К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.
Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.
Современная Россия поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет диппредставительства в 144 странах. Ее главной задачей объявлено содействие технологической модернизации страны путем привлечения ресурсов развитых экономик. Для обеспечения перелива ресурсов Россия предприняла ряд шагов, призванных улучшить отношения со странами Запада. Москва формирует модернизационные альянсы с Германией, Францией и Италией. Для нормализации отношений с Европейским Союзом Россия пошла на историческое примирение с Польшей. Россия имеет прекрасные отношения с Китаем и Индией.
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации и другие аналогичные документы.
Основные черты девяностых:
Отношения с бывшими союзными республиками.
Ухудшения геополитической ситуации для России после ликвидации ОВД Приближении НАТО К границам РФ.
Став преемником СССР Россия всё-же утратила статус сверхдержавы
Усилилась зависимость России от международного валютного фонда МВФ.
проблемы в отношениях с СНГ балтикой Грузией Украиной и западом.
Произошло: сокращение вооруженных сил.
Проблема ядерного оружия в бывших СССР ных республиках
прекращение Холодной войны (Россия и США больше не противники.)
Сокращение вооружений в декабре 1992.
1994 вывод войск РФ из ФРГ.
Вступление на недолгий срок в G7.
В 2000 году курс на
отстаивание национальных интересов во внешней политике.
Цели - перевод экономики на новый уровень
- добрососедские отношения
Принципы : национальная безопасность
- сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности.
-Прочные позиции в мире.
-Пояс добрососедства.
-Всесторонняя защита прав российских граждан за рубежом.
Проблемы : вступление в НАТО балтийских государств.
Произошел вывод российских баз из Вьетнама и кубы. Позже построена база в Сирии.
9. Основные направления внешней политики РФ в современных условиях. Какие изменения произошли во внешнеполитическом положении России в начале XXI века?
Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:
- недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия).
- создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;
- интеграция в международные экономические и политические структуры;
- участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.
Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”.
Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.
Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств.
10.США во второй половине XX- начале XXI века.
Из Второй мировой войны Соединённые Штаты Америки вышли, значительно усилив своё политическое и экономическое влияние в мире. Континентальная территория США, в отличие от европейских стран, не была полем боевых действий; гораздо меньшими, чем у других участников войны, оказались людские потери (около 300 тыс. человек). Поставляя союзникам оружие и продовольствие, США поддерживали свою промышленность и сельское хозяйство и одновременно становились кредитором многих государств. Укрепление политического, экономического, военного лидерства в мире стало ведущей идеей политики США во второй половине XX — начале XXI в. Этому способствовало, с одной стороны, ключевое положение США в ООН (в составе 5 государств — членов Совета Безопасности), а с другой — активное участие в создании НАТО, сети других военно-политических блоков.
В стране была проведена реорганизация военной отрасли. В 1947 г. были подчинены единому управлению все военные ведомства, для руководства ими вводился пост министра обороны, создавался Совет национальной безопасности при президенте. Тогда же начало свою деятельность Центральное разведывательное управление (ЦРУ). В условиях начавшейся «холодной войны» концепции «позиции силы» и «сдерживания» государств «восточного блока» дополнились планами «передового базирования» — американского военного присутствия в разных странах и регионах мира. Была развернута сеть военных баз и объектов США в Европе (в государствах — участниках НАТО), на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана, в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна, на Ближнем Востоке и т. д. К 80-м гг. XX в. США имели почти 1600 военных баз и объектов на территории 34 государств, где находились свыше 500 тыс. американских военнослужащих. В начале XXI в. американские военные базы появились даже в бывшей советской Средней Азии, Афганистане, Ираке.
11. Пердпосылки и причины крушения мировой системы социализма и победы демократических революций 1989-1991 гг. в странах Восочной Европы.Современная ситуация в регионе.
Кризис и крушение коммунистических режимов предпосылки крушения и падения связанные с оппозиционными силами коммунистов в обществе в период крушения. Это проявлялось в попытках противостоять режиму доходило до открытых выступлений. Были подавлены при участии СССР доктрина Брежнева оправдывала вмешательство в государстве соцлагеря если там появлялась угроза социализму вплоть до применения войск Варшавского договора МВД но в ходе перестройки произошло ослабление позиций СССР а также отказ от доктрины Брежнева внутри государств также усиливается экономические проблемы и недовольство населения политика коммунистов которой отказались осуществлять реформы по образцу СССР. Волна и недовольство усиливается в в 1989 году происходит бархатные революции.
- В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти. Они получили два названия:
а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии).
Бархатная революция - это общее название процессов протекающих в государствах Центральной Восточной Европы в период с конца восьмидесятых начала девяностых приведших к изменению общественного строя полит системы к ликвидации Варшавского договора и СЭВ И вообще социалистического лагеря; крушение в 1989 году берлинской стены стало символом. Произошли в таких странах как Польша Венгрия Германия Болгария Чехословакия Румыния и других.
К концу 80-х годов возможности развития государств Центральной и Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны.
катастрофически увеличивалось экономическое и технологическое отставание от стран Запада, увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца. Хозяйственные трудности вызывали социальное напряжение в обществе, достигшая высокого уровня. Активизировалась политическая оппозиция и другие элементы гражданского общества (церковь, творческие союзы, университетские центры и т.д.). Резко снизился авторитет коммунистических партий и возглавляемых ими режимов, не подвергавшихся реформированию из-за монополии на власть партийно-государственной бюрократии.
Важной предпосылкой революций конца 80-х - начале 90-х годов стала советская перестройка и отказ СССР от «доктрины Брежнева».
В Венгрии в 1989 г. коммунистам пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Осенью коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло заявило о разрыве с прошлым. На выборах 1990 г. победу одержала демократическая оппозиция.
«Октябрьская» революция 1989 г. в ГДР привела не только отставку прежнего руководства страны, но и падения Берлинской стены и победу на парламентских выборах в марте 1990 г. правоцентристских сил, взявших курс на объединение Германии. «Бархатные» революции произошли также в Чехословакии и Болгарии. Следовательно, революции 1989-1991 гг в странах Центральной и Восточной Европы отличались методами осуществления: от мирной («бархатной») в Чехословакии к кровавой в Румынии, но везде они были направлены на ликвидацию социалистического строя. Революционные изменения имели ряд общих черт, свидетельствующих о демонтаже тоталитарной системы: лишение коммунистов монополии на власть, утверждения плюралистической политической системы, деполитизация армии, органов правопорядка, госбезопасности, восстановление принципа разделения властей и свободных выборов, разработка программ рыночных реформ, отмены цензуры и т.д.
12. Китай на современном этапе. Причины превращения Китая из региональной в глобальную державу.
В настоящий период времени Китай считается вторым самым крупным в мире импортёром после США, но иногда степень влияния этой страны на деятельность транснациональных корпораций может просто поражать. Китай активно развивается, а потому всё больше китайцев обращает внимание на так называемый люксовый сегмент. И если в Европе сейчас наблюдается в этой сфере, особенно в индустрии моды, стойкий упадок, то в КНР продажи люксовых товаров увеличились на 19%. Многие европейские бренды больше половины своих прибылей получают за счёт торговли именно с Китаем.
Правда, иногда столь удачные тренды перебиваются различными государственными кампаниями, направленными на борьбу с коррупцией и прочие вещи подобного плана. Впрочем, это не мешает Гонконгу уже несколько лет подряд считаться раем для шопинга, потому как здесь нулевые налоги на товары в категории «люкс» и европейские производители брендовых вещей предпочитают направлять свою продукцию именно сюда.Китайская экономика отчаянно нуждается в нефти, а потому китайские переработчики начинают играть всё более важные роли в нефтяном секторе, оперируя тремя крупнейшими месторождениями в стране. Эксперты считают, что к 2035 году Китай будет потреблять порядка 89% всей добываемой в Ираке нефти.
Главной причиной превращения Китая из региональной в глобальную державу стала Дешевизна рабочей силы, высокое трудолюбие и исполнительность китайского народа, большое число граждан, производство множества товаров народного потребления по весьма доступной цене, большой поток экспорта товаров за границу.
13. Важнейшие тенденции развития стран Запада в конце XX- начале XXI века. Германия на современном этапе: раскол и объединения.
Тенденции социально-экономического развития:
Завершилась структурная перестройка экономики, начавшаяся в предыдущий период. Основную долю ВВП составляют наукоемкие производства (определяют темпы и характер производства, обуславливают высокую производительность труда) и сфера услуг.
Характерной особенностью экономики стала техногенность (создание, освоение, распространение, потребление новых технологий, т.е. постоянное технологическое обновление), уровень техногенности определяет эффективность современной экономики.
Информационная революция сформировала «новую экономику» - экономику знаний. Информационная сфера (активизируются все виды трудовой деятельности, направленные на создание, освоение, распространение, потребление нового знания) становится ведущей в развитых странах. Появляется необходимость вывода образования на более высокий уровень, поддержания его и дальнейшего повышения. Эта необходимость находится в прямой зависимости от степени заинтересованности государственного управления в этом.
Перерастание индустриального общества в постиндустриальное общество, становление индустриального общества. Явный приоритет третьего сектора экономики.
Рост национального богатства. Удовлетворение реальных и потенциальных материальных потребностей потребителя. Рост образованности населения. Высокий жизненный уровень.
Изменение экономического порядка на национальном уровне. Усиление интернационализации экономической жизни. Информационная революция и появление нового поколения ТНК создали основу глобализации экономики.
Усиление интернационализации экономик, но основе, которой формируется интеграция (региональная).
Главными причинами раскола Германии стали:
1. Введение своей валюты в западной и восточной зонах Германии.
2. Подключение Западной Германии к плану «Маршалла».
3. Создание правительств в Западной и Восточной Германии и создание ФРГ и ГДР.
4. После выполнения двухлетнего плана восстановления народного хозяйства съезд СЕПГ в июле 1952 г. принял решение о строительстве «основ социализма» в ГДР.
Германия была разъединена насильно. К концу 1980-х гг. социально-экономическое положение в ГДР ухудшилось. В стране назрел глубокий политический кризис и возникла революционная ситуация. Выход мог быть найден только через смену власти.
Люди сами стремились к объединению. Поэтому объединение Германии произошло мирным путем.
14. Международные конфликты в современном мире: понятие, виды, функции. Югославский кризис и причины распада Югославии.
Международный конфликт – Открытое столкновение сторон в системе международных отношений преследующих различные взаимоисключающие цели вникающий на основе несовпадения или противоречие их интересов.\столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса.
Стадии международного конфликта. 1. Осознание несовместимости. 2 возрастание напряженности. 3 давление без применения военной силы для разрешения несовместимости. 4 военная Интервенция или война
Функции конфликтов:
Положительные: предотвращение застоев в международных отношениях; стимулирование начал в поисках выходов из сложных ситуаций;определение степени рассогласованности интересов и целей государств;предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.
Отрицательные: вызывают беспорядок, нестабильность и насилие; усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах; вызывают неблагоприятные демографические процессы; порождают возможность неэффективных политических решений.
Международный конфликты подразделяются на:
Внешние конфликты(дипломатические споры,территориальные притязания, экономические противоречия, вооруженный конфликт.)
Классический межгосударственный конфликт - война (национально-освободительная, территориальная.)
Территориальный конфликт - отделение - присоединение территории
Не территориальный конфликт - этнический, националистический, религиозно - идеологический.
Также конфликты бывают 1.От количества участников это двусторонний или внутригосударственные межгосударственные. 2.От географического расположения локальные региональные и глобальные. 3.От времени краткосрочные длительные. 5.От характера средств вооружённой невооруженный.
Причины бывают экономические этнические территориальные религиозныеи др. По возможности урегулирования - это не нулевая сумма (компромисс) и нулевая сумма.
Югославский кризис был обусловлен противоречиями республиканского и этнического характера в самом крупном государстве Балканского полуострова - Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ). Его предпосылками выступили особенности конституционных принципов самостоятельности республик, которые привели к росту сепаратистских настроений в них. Условия ослабления центральной власти привели к росту желания отдельных элитарных групп республик обрести полноту власти, что означало крах федерации. Что касается военных предпосылок передела власти, то они заключались в самом принципе формирования вооруженных сил СФРЮ. Дело в том, что войска Югославии состояли как из регулярной армии, так и войск территориальной обороны, которые формировались на основе территориального принципа и контролировались республиканскими органами власти.
Причины распада Югославии.
Основные факторы, которые выделяют историки: смерть первого президента (бывшего лидера) Тито; распад СССР и последующее «изнашивание» социалистической системы; процветание национализма во всем мире. В качестве еще одной предпосылки к расколу многие ученые относят неправильную внутреннюю политику многонационального государства. По конституции Югославии, на тот момент власти республик могли создавать внутри своих «владений» группировки.
15. Особенности и новое качество современных международных конфликтов. Принципы мирного урегулирования международных конфликтов.
На современном этапе внутренние международные конфликты стали основной проблемой мирового сообщества. Сегодня насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присуща вся атрибутика неурегулированных конфликтов. Это обстоятельство позволило ввести в политологический оборот термин "эра национальных революций". Ни ООН, ни другие международные организации, отдельные государства не могут похвастаться какими-то существенными успехами в предотвращении и урегулировании конфликтов. Нередко само миротворчество превращается в скрытое противоборство тех или иных государств, стремящихся использовать кризисную ситуацию для завоевания или усиления своих геополитических позиций. При таком подходе возникает вопрос о зависимости урегулирования конфликта от заинтересованности в этом остального мирового сообщества. Тем более что набирающий рост процесс глобализации превратил проблему локальных конфликтов в проблему обеспечения международной безопасности. Наиболее применимым до настоящего времени способом разрешения конфликта являются прямые и косвенные насильственные действия. Забота о безопасности человечества и всеобщей безопасности позволяет сегодня нарушать принцип суверенитета государства, при помощи военных действий обеспечивать порядок. То есть, в конечном счете, не способствует поиску компромисса, а устанавливает свою, политически и экономически выверенную безопасность. Стабильность мирового сообщества, как характеристика международной безопасности, в данном случае вызывает закономерный скептицизм.
ООН и ОБСЕ не обладают действенными механизмами урегулирования военных кризисов в связи с отсутствием у них собственных средств оперативного силового воздействия на явления социально- политической напряженности, сопровождающиеся вооруженной борьбой.
16.Ближневосточный (арабо-израильский, палестино-израильский) конфликт: причины, развитие, состояние в современных условиях.
Арабо-израильский конфликт – противостояние Израиля и ряда арабских государств, народов и организаций, находящихся преимущественно в ближневосточном регионе. Это противостояние носит религиозный, политипический, экономический и информационный характер. Арабо-израильский конфликт причины имеет следующие. Прежде всего, это историко-территориальные притязания обеих сторон: истории евреев и палестинских арабов по-разному представляют свои права на одну и ту же землю, на которой расположены главные святыни обоих народов. В экономическом плане борьба идет за стратегические торговые пути.
Арабо-израильский конфликт за свою историю прошел 4 основные этапа. Первый этап (до мая 1948 года) противоречия носили локальный характер. Ответственность за эскалацию поровну разделена сторонами. При этом еврейские лидеры изначально было более склонны к компромиссам. Второй этап начался с войны 1948 года и длился до окончания войны 1973 года. Этот период был наиболее кровопролитным, поэтому получил названия «ядра противостояния». За двадцать пять лет произошло пять открытых военных столкновений, все из которых были выиграны израильской стороной. Практически во всех случаях ответственность за начало военных действий лежит на арабских государствах. Мирные дипломатические переговоры в это время практически не велись. Третий этап (1973 – 1993 гг.) был ознаменован началом мирного процесса. Прошла череда стратегических переговоров, были заключены мирные соглашения. Некоторые арабские государства пошли на мирные переговоры с Израилем, сменив свою изначальную позицию. Мирные тенденции были нарушены войной в Ливане 1982 года. Современная история арабо-израильского конфликта (четвертый этап) начинается с 1994 года. Противостояние перешло в новую фазу – терроризма и антитеррористических операций. Мирные переговоры проводятся с постоянной периодичностью, но их результативность пока не столь высока, чтобы войну можно было бы прекратить. Разрешение конфликта сегодня стало международной задачей и вовлекло в ее разрешение множество посредников. Все участники противостояния (кроме наиболее радикальных террористических группировок) осознали необходимость мирного урегулирования конфликта.
19. Причины распада СССР. История возникновения, юридический статус Содружества Независимых Государств. Формы интеграции на пространстве СНГ.
Основными причинами распада СССР следующие:
кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
обострение национальных противоречий;
ослабление центральной власти;
авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.
СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ, как Беловежские соглашения).
Юридическим (правовым) статусом СНГ являются такие задачи как:
1) осуществление сотрудничества в различных областях;
2) экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
3) обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с принципами МП и документами СБСЕ;
4) сотрудничество в обеспечении мира и безопасности, осуществлении мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения;
5) содействие гражданам государств в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
6) взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
7) мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.
Правовой статус СНГ (Устав и другие учредительные документы СНГ не содержат положений, позволяющих определить юридическую природу Содружества).
СНГ – региональная международная организация (соответствует ее признакам – учреждена на основе МП и международного договора, имеет самостоятельные организационно-правовые категории, права и обязанности, обособленную область сотрудничества, обладает автономной волей).
Формами интеграции на пространстве СНГ являются некие предпосылки к организации интеграционных взаимодействий государств:
отсутствие объективного противоречия между развитием многостороннего сотрудничества и задачами укрепления суверенитета государств-членов;
Схожесть путей экономической трансформации государств-членов в направлении к рыночной экономике, примерно одинаковый уровень развития производительных сил, близкие технические и потребительские стандарты;
Наличие на постсоветской территории огромного ресурсного потенциала, развитой науки и богатой культуры: на СНГ приходятся 18% планетарных запасов нефти, 40% природного газа и 10% мирового производства электроэнергии (при полуторапроцентной доле региона в мировом продукте);
Сохранение взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик в связи с общностью их исторической эволюции, функционированием объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередач, а также с отсутствием тех или иных видов природных ресурсов в одних государствах при их избытке в других;
Выгодное географическое положение региона, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, наличие реальных и новых потенциальных транспортных коридоров для перевозки грузов между Европой и Азией.
20. Направления и перспективы развития сотрудничества государств-участников ЕврАзЭС в рамках организации Таможенного союза и Единого экономического пространства на современном этапе.
Дата основания: 10 октября 2000 г., Астана, Казахстан
Создание ЕврАзЭС является переходом на следующий, более высокий уровень интеграции. Ближайшей целью новой организации является формирование полноценного таможенного союза. При этом Евразийское экономическое сообщество - есть открытая организация, участники которой поставили перед собой цель реального повышения уровня жизни своих народов при эффективном использовании экономических потенциалов государств-участников.
Главной целью создания Евразийского экономического сообщества является повышение эффективности продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства через активизацию проведения в жизнь согласованной таможенно-тарифной политики, выработку единой позиции государств-членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями, выступление на международной арене от лица Сообщества и прежде всего по вопросам торгово-таможенной политики в пределах тех полномочий, которые будут представлены соответствующим органам управления государствами-членами. В ЕврАзЭС заложены правовые основы для экономической стабилизации и экономического роста за счет структурной перестройки и взаимодополняемости экономик пяти государств, конкретизации задач интеграции в основных областях экономики.
2017 - В ходе саммита подписано почти два десятка документов, направленных на усиление борьбы с коррупцией, легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и распространением оружия массового поражения. Участники также обсудили совместные исследования и использование космического пространства в мирных целях, расширение культурного взаимодействия.
Более интенсивно эти процессы проходят в рамках ЕАЭС, куда пока входят 5 стран - Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
21.На примере истории создания и функционирования Европейского Союза охарактеризуйте развитие интеграционных процессов в современной Европе.
Европейское экономическое сообщество. наиболее полного развития интеграция достигла в Европе.
первый этап формирования евроинтеграции - это конец сороковых годов 20 века.
последствия Второй мировой войны привели к идее объединения Европы. исходила она от Франции( Шумена и Монне).
В 1948 году появляется Таможенный союз бенилюкса
в 1949-50 годах создаётся объединение угля и стали Франция ФРГ .
9 мая 1952 года первый день рождения Евросоюза
1901 год - это создание Европейского объединения угля и стали (входило 6 стран Бенилюкс Франция Германия Испания).
1957 год Римский договор + атомная энергетика, второй день рождения Европейского союза
1967 год происходит слияние ранних объединений появляются общий рынок
1968 год таможенный союз вместе с промышленностью сельским хозяйством
1978 год создания валютной системы - экю
1985 год создание шенгенской зоны что привело к свободному передвижению рабочей силы
1992 год маастрихтский договор появление Евросоюза
1986 год 12 государств единый рынок.
Страны-участники 1957 год 6 стран ФРГ франция италия Бенилюкс
1973 год + Ирландия Дания и Великобритания
1981 год плюс Греция
86 плюс Испания и Португалия (появляется 12 звёзд на флаге)
1995 год плюс Австрия Финляндия Швеция.
После 89-90 года и бархатных революций страны заявляют о желании вступить в евро сообщество . Им поставлено условие перевести экономику
происходит подготовка она занимает 10 лет.
Происходит совершенствование товаров к требованиям евростандартам
в 2004 году вступает Венгрия Польша Латвия Литва Эстония Чехия Словения Словакия Кипр и Мальта
в 2007 году Румыния и Болгария
2012 Хорватии
В итоге 28 государств
в 2014 году Украина становится ассоциативным членом Евросоюза но она отступает от своего желания вступить в Евросоюз так как А как тогда пришлось бы разорвать все торговые отношения с Россией и соответственно на Украине начинается революционное настроение.
На Евросоюз приходится 40% промышленного объема 42% ВВП больше 50% экспорта в развивающ. страны
Евросоюз главный конкурент США. Но также США очень сильно влияет на Европейский союз. США пытается шантажировать Европейский союз тем что если этот не будет выполнять требования то они повысят пошлины на сталь и автомобили также Евросоюзу приходиться включаться в санкции и дорогое происходят проблемы с энергоресурсами.
Северный поток 1 была а создан без каких-либо проблем но Северный поток-2 уже был под угрозой срыва после четырнадцатого года США навязывает Евросоюзу поставки сжиженного газа из Америки Что гораздо дороже чем газ из России.
Было выявлено, что ЕС является одним из уникальных примеров успешной интеграции в Западной Европе. В результате деятельности ЕС достигнуты значительные результаты в сфере экономики. Из основных достижений можно выделить:
- создание единого рынка;
- введение единой валюты - евро;
- создание фондов, которые направлены на регулирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Также в ходе развития процессов интеграции в ЕС были созданы ряд наднациональных органов, таких как Совет ЕС, суд ЕС, Европейский парламент, Европейский инвестиционный банк.
Основные направления создания и деятельности ЕС координируются в сфере прав и свобод человека, в сфере экономики, в социальной сфере.
К современному моменту развитие ЕС достигло того этапа взаимодействия, когда стало возможным констатировать необратимость самого процесса интеграции.
Дальнейшая судьба Евросоюза зависит от его способности адекватно отвечать нуждам государств-членов и своих граждан, противостоять вызовам внутренней и внешней безопасности, обеспечить экономический рост и социальную справедливость в глобальном контексте растущей экономической и социальной дестабилизации, в то время как центр тяжести глобального управления и принятия стратегических решений продолжает перемещаться от Европы в тихоокеанском направлении и к растущим экономикам.
22. НАТО: цели и история создания, функционирование. Причины эволюции НАТО в современных условиях. Продвижение НАТО на Восток. Отношение НАТО и России в начале 21вв.
Организация североатлантического договора 4 04 1949 года 12 стран.
3 причины создания
1. послевоенный раздел Европы на Восточную и западную сферы влияния вставили будущее плацдармы для холодной войны с.ш.а. и СССР
2. программа послевоенного экономического урегулирования которая вылилась в план Маршалла послуживший первым этапом объединение западных стран под крылом США.
3. Внедрение в США идеи идеи Красная угроза которая обозначила нового общего врага тире СССР. Версальское соглашение первый шаг по пути североатлантического Альянса. Сша-канада Исландия Великобритания Франция Бенилюкс Норвегия Дания Португалия Италия.
Договор был нацелен на создание общей системы безопасности стороны обязывались защищать того на кого нападет противник.
Позже в НАТО вступили Греция и Турция в 1952 году Германия
в 1955 Испания в 1982 Венгрия Польша и Чехия в 1999 году Болгария Латвия Румыния Литва Словения Словакия и Эстония в 2004 Албания и Хорватия В 2009 и Черногория в 2017.
происходит расширение НАТО на восток (начинается с девяностых).
1991 год Россия вступила в Совет североатлантического совета. Россия имеет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
1 апреля 2014 года приостановлена сотрудничество с Российской Федерацией
1944 год партнерство ради мира.
2001 год башни близнецы открыли воздушное пространство для НАТО 2002 год декларация отношения РФ и НАТО
1999 год бомбардировка Югославии вооруженными силами НАТО
2008 год войска в Грузии в Южный Осетии точка стоит вопрос о продолжении существовании НАТО в условиях изменяющегося миропорядка.
1955 год распался УВД точка продвижение НАТО.
Как можно оценивать ситуацию продвижение НАТО на восток границам РФ с точки зрения позиции Российской Федерации вопрос. Как можно рассматривать ошибки в начале горбачевского правления
Когда происходит распад мировой системы социализма и переориентация бывших союзников СССР на Запад. Распад выводы что потребовала вывода советских войск из бывших союзных государств на территорию СССР и России точка СССР должен был получить конкретный гарантии безопасности для себя были получены гарантии в устойчивым формирование на ходу. Россия не получила никаких материальных компенсации оставила часть техники.
США не хотят защищать другие страны решение создание собственных Вооруженных сил. Осенью 2018 года президент Франции Эммануэль макрон предложил создать армию Европейского Союза чтобы защищаться якобы от России а если понадобится и от США
НАТО является самой известной организацией, отношение к которой неоднозначно. Но знать о некоторых тонкостях работы, сферы деятельности, и где находится сейчас НАТО будет очень полезно каждому. Также важно иметь представление о том, какова точная дата его создания. Датой возникновения НАТО можно считать 4 апреля 1949 года, так как Ассоциация североамериканских стран и государств Европы была сформирована именно тогда в Вашингтоне. Ее основная функция – защита Европы и Северной Атлантики от возможной агрессии со стороны СССР. Одна из основных сфер деятельности — это сдерживание возможной агрессии по отношению к территориям стран — союзников. Цели, в соответствии с декларацией, касаются исключительно свободы, безопасности и демократии.
Помимо этого сфера деятельности включает в себя:
Защиту демократии и прав.
Урегулирование волнений геополитического характера.
Охрану границ, которые были установлены после завершения Второй Мировой войны.
Российская политика в отношении НАТО в начале XXI в. стала отличаться большей взвешенностью. Официальные лица России уже не так резко, как прежде, возмущались по поводу включения в НАТО новых членов не только из-за неизбежности этого процесса, но и из практической цели видеть в НАТО гарант европейской стабильности.
Сегодня наша страна является, пожалуй, одним из самых важных партнеров НАТО среди ненатовских государств. По ее территории перемещаются военные грузы Альянса, некоторые страны НАТО (Греция) приобретают российские вооружения, российская армия и флот проводят совместные маневры с армиями и флотами стран НАТО. Руководство НАТО не раз лестно отзывалась о России, как о ключевом партнере в борьбе с международным терроризмом. Такая позиция сторон настраивает на развитие сотрудничества в будущем. Расширение НАТО включило в состав альянса семь государств Восточной и Северной Европы: Латвию, Эстонию, Литву, Румынию, Словакию, Болгарию и Словению. Немногим позже министр обороны США заявил, что Россия стоит “на пороге НАТО”. Это лишний раз спровоцировало усиление присутствия альянса в государствах Восточной Европы и откликнулось изменением концепции организации Североамериканского договора в сторону защиты от возможной агрессии России.