СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брашюра : СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Брашюра : СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НА МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





способы реализации проблемного обучения на уроках на математики в начальной школе.













Выполнила

Студентка Ш-32 группы

Почтаренко Наталья





Ейск, 2022


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Пояснительная записка 3

I. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С УДИВЛЕНИЕМ" 10

Прием 1. 10

Прием 2. 11

Прием 3. 15

II. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С ЗАТРУДНЕНИЕМ" 17

Прием 4. 17

Прием 5. 19

Приём 6. 20

Приём 7. 21
















ВВЕДЕНИЕ Пояснительная записка

Иногда наша жизнь преподносит нам неожиданные трудности, и никогда не знаешь, что ждать от нее в следующий раз. Когда взрослый сталкивается с проблемой, то он порой теряется в принятии решения, но что же тогда делать ребенку, попавшему в такую ситуацию?


За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования.


Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству, к достижению совместного результата.


Важнейшая задача современного образования - формирование универсальных учебных действий. Сформированность которых является также и залогом профилактики школьных трудностей.


Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики не пассивно воспринимают учебную информацию, а проявляют активность и самостоятельность в овладении знаниями, самостоятельно решают поставленные задачи. Одной из таких эффективных технологий является технология проблемного обучения, позволяющая реализовывать системно-деятельностный подход, который лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта.

В педагогической литературе имеется ряд определений для данного явления.


Так, например Оконь В. Под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.


Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций на уроке.


Что в принципе является проблемным уроком, почему он так называется? Проблемным можно назвать урок на котором преподаватель, перед тем как дать новый материал, создает затруднительную ситуацию, тем самым побуждая обучающихся мыслить и искать выход из неё на протяжении урока.


Как создать проблемную ситуацию на уроке? Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. По реакции детей проблемные ситуации делят на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».


Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:


- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;


- сталкивает противоречия практической деятельности;


- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;


- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;


- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;


- определяет проблемные теоретические и практические задания;


- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др.)


Структура проблемного урока:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.


После создания учителем проблемный ситуации нужно найти выход из нее, вот несколько вариантов:

Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.


Подводя школьников к решению проблемы учитель может использовать следующие методические приемы:

  1. побуждающий диалог – это «экскаватор», который «выкапывает» проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;

  2. подводящий диалог – логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;

  3. применение мотивирующих приёмов («яркое пятно») – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

I. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С УДИВЛЕНИЕМ"


Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

«Порядок выполнения действий в числовых выражениях»


Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

«Дециметр»

Учитель: Саша измерял длину и ширину тетради. Из полученных результатов он составил неравенства, причем оба из них верные. Как такое может быть?

Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.


«Вычитание из трехзначных чисел оканчивающихся нулём»

Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм.)

Примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174.

( Далее следует практическое задание на новый учебный материал.)

Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.)

-Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: Да, решили.

Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.)

-Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.)


-А ответы получились какие?

Ученики: Разные.

Учитель: Почему?

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?

Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.


«Деление суммы на число»

Предлагается решить примеры: (40+8):6 (20+80):10 (30+27):3 (Последний пример должен вызвать затруднение)


- Ребята, смогли решить? (Нет)

- В чем затруднение? (Сумма не делится)

- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)

- Какая тема урока (Деление суммы на число)

!!! Примечание: Проблемная ситуация не срабатывает, тогда:

1. Некоторые ученики решили.

- Ребята, смогли решить? (Нет, да)

- Хорошо, посмотрим у вас (кто решил) потом.

- А остальные ребята, в чем у вас затруднение? (Сумма не делится)

- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)

- Какая тема урока (Деление суммы на число)

2. Все решили.

- Ребята, смогли решить? (Да)

- Решили, а пример то новый! Ну, молодцы!


- Чем вычисления не похожи на другие? (В новом примере сумма не делится на число)

- А сколько у вас получилось? (Дети называют разные ответы)

- А как же так? Задание одно, а результаты разные? (Решили неправильно)

- Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)

- Какая же тема урока? (Деление суммы на число)

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

«Литр»

Шаг 1. В начале урока учитель демонстрирует ученикам две литровые колбы с водой (одна колба узкая и высокая, другая низкая и широкая) и спрашивает в какой воды больше. Большинство детей отвечает что в высокой.

Шаг 2 . Учитель переливает воду в 2 одинаковые литровые банки. Реакция удивления.

Учитель: Кто догадался, почему так получилось? Как нужно определять вместимость сосуда?

Дети: одинаковой меркой.

Учитель вводит понятие «литр»

«Масса»

Шаг 1. Учитель демонстрирует детям две подушечки одинакового размера (одна наполнена горохом, другая синтепоном) и спрашивает какая подушечка легче. Практически все отвечают, что одинаково.

Шаг 2.Тогда учитель дает детям подержать подушечки в руках и сравнить их. Реакция удивления. Дети отмечают что одна из них легче, а другая тяжелее.

Учитель: Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое понятие, как масса.

«Точки и линии»

Учитель: Как вы думаете, много ли лучей можно построить из одной точки?

Ученики: Один, два (Шаг 1.)

Учитель: Показ картинки солнышка. (Шаг 2.) Дети испытывают удивление. Что вы сначала сказали? А как оказалось на самом деле? Какая у нас возникла проблема? В чём нам предстоит разобраться сегодня на уроке?

II. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С ЗАТРУДНЕНИЕМ"



Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

«Миллиметр »

На карточке начерчены один под другим отрезки так, что хорошо заметно, что они неодинаковы (например, длиной 6см 8мм, 7см 2мм). Предлагается измерить отрезки, но длина отрезков будет выражаться в сантиметрах (7см), так как ученики еще не знакомы с миллиметром. Дети с помощью наводящих вопросов, приходят к выводу, что для более точных измерений нужна более мелкая мера, чем сантиметр. После проведения такой работы у учеников возникает познавательный интерес, желание разрешить возникшую проблему.

«Умножение»

Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.


Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.

«Умножение двузначного числа на однозначное»


Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)

-Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

-Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?

Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

«Метр»

- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)

Задание: Найти длину школьного коридора, используя данные единицы измерения.

-Что вас удивило?

- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)

-Какой возникает вопрос?


Приём 6. «Постановка конкретного проблемного вопроса»


Учитель: Рассмотрите запись на доске: 500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 8 га. Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания. (Дети пытаются выполнить задание, но не могут)

-Почему вы не справились? В чём трудность? (Мы не знаем, что такое «а, га»)

-Так какой возникает вопрос? (Что такое «а, га»?)


-А вы можете предположить, чем они являются? (Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)

-Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает? (Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)

-Итак, какая же тема урока? (Новые единицы площади)


Приём 7. «Решение задачи с заведомо допущенными ошибками»

« Решение задач на одновременное встречное движение».

-Решите задачу. Два лыжника вышли из двух посёлков одновременно. Первый лыжник двигался со скоростью 12 км/ч, а другой со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? (Дети решают задачу по-разному).

-Почему у нас получились разные ответы? (Потому что в задаче неизвестно, в каком направлении двигался каждый лыжник).

- Какая цель нашего урока?

-Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи на встречное движение. На таком уроке можно смоделировать движение лыжников (встречное, противоположное).