СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Братья наши меньшие рядом с нами" (урок родной (русской) литературы в 6 классе по рассказу Полины Ухановой "Ночной переполох")

Нажмите, чтобы узнать подробности

      По предмету "Родная (русская) литература" создана авторская программа для 5 - 9 классов в соответствии с ФГОС  ООО. Сейчас составляются рабочие тетради для работы  по программе. Методическая разработка представляет собой материал для рабочей тетради по родной (русской) литературе в 6 классе по теме "Братья наши меньшие рядом с нами" (Рассказ Полины Ухановой "Ночной переполох").

Просмотр содержимого документа
«"Братья наши меньшие рядом с нами" (урок родной (русской) литературы в 6 классе по рассказу Полины Ухановой "Ночной переполох")»

Урок 30.

П.. Уханова «Ночной переполох».

Братья наши меньшие рядом с нами.

Дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1). Докажите, что произведение «Ночной переполох» является рассказом, указав 3 признака жанра.

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

2). Рассказ – эпическое произведение. Вы знаете элементы композиции эпического произведения: экспозиция (вступление), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение. Дополните «композиционную кривую» рассказа «Ночной переполох»:

?

К

Э ----- З ----- РД ---- Р ---- Закл.

Малыш Чужой ? ?

Бим противный

запах гнили

3). Образ запаха. Обратите внимание на детали его описания: «Бим почувствовал незнакомый, достаточно противный запах. То ли гнилого пня, то ли помойной ямы, а может, и того и другого вместе»; «Никто в нашем доме не пахнет так противно!»; «С еще большей силой щенок почувствовал запах, чужой, противный запах гнили»; «Пахло все так же сильно»; «Этот мерзкий запах уже везде!»; «…что-то немыслимое пронеслось мимо него, что-то с этим ужасным запахом!»; «… запах твари». Лексическая работа. ТВАРЬ. 1. Устар. и прост. Живое существо. Твари земные. Бессловесные твари (животные). 2. Прост. О подлом, мерзком человеке.— Вы думали, что я подлец? продажная тварь? || Употребляется как бранное слово.

- Учитывая лексическое значение, определите, в каком смысле употреблено слово «тварь».

___________________________________________________________

- Зачем в тексте такое подробное описание «ужасного запаха»?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- Если бы Вас попросили нарисовать этот запах, какими красками Вы бы воспользовались? Почему?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4). Образ Бима. Что нам известно об этом герое? Почему в тексте нет описания внешности щенка?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Анализируем язык произведения. Определите, что такое парцелляция. Для этого прочитайте информацию:

Парцелляция особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как ряд самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности. Например: Река текла широко. Глубокая. Медленная. Бурая. В литературоведении указываются несколько функций парцелляции:

  • выделить некоторые детали картины

  • усилить эмоциональность высказывания

  • создать эффект неожиданности

  • усилить контраст изображаемых явлений

  • акцентировать внимание на главном в изображаемом



- Определите роль парцелляции во фрагменте рассказа П.Ухановой: «Тихо. Лишь мерное тиканье часов на стене. И темнота. Абсолютная».

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

- Опираясь на текст, докажите, что Биму было очень страшно.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

- Проанализируйте информацию: «Многим кличка Бим знакома благодаря фильму по повести Гавриила Троепольского "Белый Бим черное ухо". Собаки, носящие эту кличку, отличаются добродушием и послушностью, легко поддаются дрессировке, умны и сообразительны. Преданные и любящие, они полностью посвящают свою жизнь служению своему хозяину». Согласны ли Вы с такой характеристикой в отношении главного героя рассказа?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- По утверждению исследователей, имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста. В рассказе пёс называется по-разному: щенок, малыш, Бим, наш герой, Бимчик, Бимка. Как называются суффиксы, с помощью которых образованы два последних слова?

___________________________________________

- Можно ли понять, как автор относится к щенку? Почему?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- О крысе в течение всего рассказа напоминает только «противный запах», а сама крыса появляется только в конце произведения. Автор пишет: малыш увидел, что в луже крови «лежит серое, почти с него ростом, существо». Почему эта деталь так важна для характеристики Бима?

_________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________


- Выберите нужные для характеристики Бима качества: доброта, смелость, жестокость, храбрость, верность, равнодушие, дружелюбие, бессердечие, решительность, трусость.


_________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________


- В конце рассказа Маринка говорит о щенке: «смелый Бимка», «мой Бимка – настоящий герой… спаситель».


Лексическая работа. Прочитайте значение слова «герой».


ГЕРО́Й. - 1. Человек, совершивший (совершающий) подвиги мужества, доблести, самоотверженности. Герой труда. 2. Лицо, чем-либо отличившееся и привлекшее к себе внимание. Он неожиданно стал героем дня. 3. перен. Лицо, являющееся для кого-либо предметом поклонения, восхищения, образцом для подражания. Ильин видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей. 4. Лицо, воплощающее в себе характерные, типичные черты своей эпохи, среды. 5. Главное действующее лицо в романе, пьесе, фильме и т. п. Герои Тургенева.


- В каком значении употребляется слово «герой» по отношению к Биму?


________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- Лексическая работа. Изучите разницу в значении слов «спаситель» и «спасатель».

СпасИтель - 1. Тот, кто спас, спасёт кого-либо. 2. [с прописной буквы] В христианстве: искупитель грехов человечества; одно из имён Иисуса Христа. СпасАтель - специалист по спасательным работам.

- Почему Маринка называет Бима спасИтелем?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5). Проанализируйте «сильные позиции» произведения. Подчеркните в них ключевые слова.


Название. «Ночной переполох».


Начало. «Перед сном, когда Маринка, да и все остальные в доме, собрались ложиться в постели, Бим неожиданно почувствовал незнакомый, достаточно противный запах».


«Золотое сечение». «Бимчик кричал во всю силу своих щенячьих легких. Кричал и преследовал, бежал на запах твари, пробравшейся к ним в дом».


Конец. «Тем временем бабушка убрала крысу и все вытерла, а папа, взглянув на дочь, еле заметно улыбнулся, пожелал всем спокойной ночи и погасил свет».

- Что даёт информация о «сильных позициях» для понимания идеи (основной мысли) рассказа? Сформулируйте и запишите основную мысль произведения.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- Озаглавьте рассказ в соответствии с основной мыслью текста (предложите 2 – 3 варианта заглавия).

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

- Есть такое выражение: «Братья наши меньшие рядом с нами». Как Вы понимаете это высказывание? ( Подсказка: обратите внимание на ключевые, то есть главные слова

фразы).

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6). Рассказ Полины Ухановой имеет необычное название – «Ночной переполох».

Работа со словарём. Переполох - общая внезапная тревога, волнение. Образовано приставочным способом общеславянского существительного полохъ, означавшего «испуг» и восходящего к основе пол, имеющей соответствия в других языках (например, греческое pallo — «потрясаю»). Поло́х - укр. поло́х «страх», по́лох «ужас», блр. по́лох «испуг», др.-русск. полошити «пугать», сербохорв. пла̏х «быстрый, резкий» (Словарь Фасмера).

- В чём причина ночного переполоха?


_______________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________

Лексическая работа. Слово ПЕРЕПОЛОХ имеет синонимы: суматоха, паника, неразбериха, сумятица, беспорядок.

- Учитывая синонимию слова «переполох», постарайтесь объяснить символическое значение названия рассказа.


_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

7). Что Вы почерпнули для себя из рассказа «Ночной переполох»?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
8). Дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили».

9). ДЗ обязательное. Напишите сочинение – рассуждение

«Почему Бим – настоящий герой?»

Подсказка! Обязательно укажите автора и произведение, о котором пойдёт речь. Не

забудьте про тезис (дайте определение слова герой и сформулируйте ответ на вопрос в

заглавии сочинения), приведите не менее 2- 3-х аргументов (примеры из текста обязательны!)

и сделайте вывод.

Старайтесь избегать сложных предложений с союзом потому что, так как эти

конструкции такого вида характерны для научного стиля: поэтому, например, вместо

предложения Бим смелый, потому что не испугался крысы удачнее будет написать так: Бим

смелый. Ведь он не испугался крысы.

(Объём сочинения: не менее 5 - 7 предложений).

ДЗ Творческое задание по желанию. Выполните одно творческое задание (на выбор):

1). Прочитайте информацию. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Инструкция по созданию синквейна.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строкаодно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строкадва прилагательных, обозначающих описание признаков и свойств предмета и выражающих главную мысль.

3 строкатри глагола, описывающие характерные действия предмета в рамках темы.

4 строкафраза (4 – 6 слов), несущая определенный смысл и выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.

5 строкаодно слово, слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, обычно в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например, синквейн о кошке:

Кто? Кошка.
Какая? Пушистая, ласковая.
Что делает? Мурлыкает, играет, бегает.
Предложение. Любимый домашний питомец.
Ассоциация. Животное.

- Опираясь на рассказ «Ночной переполох», создайте смысловую пирамиду (так ещё называют синквейн) о двух персонажах текста.

Щенок Крыса

_____________________________ _____________________________

_____________________________ _______________________________

________________________________ ____________________________________

____________________ ________________

2). На основе приёма «Акрослово» опишите щенка:

Б ________________________________________________________________

И ________________________________________________________________

М ________________________________________________________________



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рассказ Полины Ухановой «Ночной переполох».

Перед сном, когда Маринка, да и все остальные в доме, собрались ложиться в постели, Бим неожиданно почувствовал незнакомый, достаточно противный запах. То ли гнилого пня, то ли помойной ямы, а может, и того и другого вместе. «Фу! - подумал маленький щенок. - Никто в нашем доме не пахнет так противно! Фу!»

Но, похоже, никто кроме него чужой запах не замечал. Даже Маринка, которая обычно от всякого чуть неприятного ей запаха кривила нос, тут вела себя совершенно спокойно. «Может, мне показалось?» - решил Бимчик, но его нос упрямо чувствовал присутствие чужого, гадкого запашка.

Привыкнув немного к запаху, малыш решил оставить выяснение, кто его издает, до утра и устроиться, наконец, на ночь. Тем более, что все давно легли, и Маринка уже несколько раз тревожно звала его на кровать, где Бим обычно спал.

Уютно устроившись в ногах хозяйки, щенок сладко зевнул, еще раз понюхал воздух, вздохнул и закрыл глаза...

Наверное, что-то разбудило его, какой-то шорох или стук. Спросонья Бим не разобрал, что заставило его проснуться. Тихо. Лишь мерное тиканье часов на стене. И темнота. Абсолютная. И все же, что-то было. Точно. С еще большей силой щенок почувствовал запах, чужой, противный запах гнили. Бимчик решил спрыгнуть с кровати и посмотреть, откуда так ужасно пахнет.

Теперь малыш стоял посредине Маришкиной спальни и пытался определить источник запаха. Вдруг что-то на стене затрещало и... часы пробили три. «Как поздно. Я никогда так поздно (или так рано) не вставал», - подумал Бим. Ощущение некой таинственности происходящего взбодрило его и придало храбрости. По правде сказать, Бимчик немного испугался неожиданного боя часов. «Ну, Бим, вперед!» - напутствовал себя щенок, и смело шагнул по направлению к углу, откуда, как казалось, пахло сильнее всего.

Пусто! Мокрый нос Бима уткнулся в пустой угол. Пахло все так же сильно, но теперь становилось все невозможнее определить, откуда он. «Фу! Этот мерзкий запах уже везде! Даже моя шерстка, похоже, им пропиталась!» Повернувшись в другую сторону и продолжая путь в темноте, Бимчик дошел до противоположного угла комнаты. Здесь тоже оказалось пусто, но пахло значительно сильней. Фыркнув от возмущения, наш герой уже собрался развернуть свои маленькие лапки в сторону следующего угла, но тут ... что-то немыслимое пронеслось мимо него, что-то с этим ужасным запахом!

«Ггггааааааааввввввв, гггггггааввввв, ггггаааавввв, гааааав!!!!!!!!» Бимчик кричал во всю силу своих щенячьих легких. Кричал и преследовал, бежал на запах твари, пробравшейся к ним в дом. Через мгновенье начался переполох, во всех комнатах одновременно вспыхнул свет, и ослепленный Бимчик приостановился, дожидаясь, когда зрение вернется к нему.

«Аааааааааааййййййййй, мама, мама! Здесь крыса!!!!!!!!!!!» Маринка в ужасе стояла на кровати, прижавшись к стене, и тыкала пальцем под стол.

«Крыса?!» - все еще ослепленный, Бимчик услышал голос папы, и тут же ему в голову пришла мысль, что если папа взялся за это дело, то «крысе», кем бы она ни была, не поздоровится. «Детка, не двигайся, я иду!» - быстрые, быстрые шаги, секунда и … «ббббддддж»!

К щенку, наконец, вернулось зрение. Храбрый малыш быстро оглянулся по сторонам и с удивлением увидел, что Маринка, всхлипывая, плачет на папином плече, а под дубовым, письменным столом растекается алая лужа крови. А в этой луже без движения лежит серое, почти с него ростом, существо.

- Бимка, мой храбрый, смелый Бимка! Она же могла укусить тебя! Папа! Это мой Бим всех разбудил и спас, мой Бим!

- Да, родная. Твой пес - настоящий герой! - с этими словами папа подошел к щенку и отнес его на кровать к дочери. Радостный Бим лизнул хозяйку в нос и громко гавкнул. Почти совсем успокоившись, Маринка прижала к груди щенка и тихо прошептала: «Ты мой спаситель, Бим! Спаситель и герой! Я очень-очень-очень тебя люблю!»

Тем временем бабушка убрала крысу и все вытерла, а папа, взглянув на дочь, еле заметно улыбнулся, пожелал всем спокойной ночи и погасил свет.