СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брей- ринг " Права граждан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия -формирование первоначальных правовых знаний и воспитание чувства гражданского долга и ответственности.

Просмотр содержимого документа
«Брей- ринг " Права граждан"»

БРЕЙ- РИНГ « МЫ ЗНАЕМ ПРАВА »

Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией , воспитание чувства гражданского долга и ответственности.

Задачи:

-дать первоначальные правовые знания;

- сформировать понятия «закон, порядок, права»;

-познакомить с основным законом страны-с Конституцией ;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.


  1. Введение в тему.

Давным-давно тысячи лет назад на Земле люди стали жить племенами, затем государствами. Одновременно с этим возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. Появились законы, помогающие навести порядок в государстве.

-Что же такое законы?

-Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

-Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей)

-Конституция – главный закон страны.Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.

В каждой Конституции- записаны права и свободы граждан :

-право на жизнь,

-право на неприкосновенность жилища,

-право на свободный труд,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

-право на образование.

Права - те правила по которым живут люди.Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Мультфильм « Мои права»

Загадки:

Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)

Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)

У взрослых право на работу,
А у детей есть на ­­___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)

Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да

ВИДЕОРОЛИК « Уголовный кодекс для школьников»

`-.Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).

-С какого возраста ребенок  получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

-С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

-Имеет ли право школьник уничтожать школьную собственность или вещь товарища?

-А присваивать эти вещи? Как эти действия называются? (Кража)

-Как называется действие, когда сильный старшеклассник «просит» деньги у ребят послабее? (вымогательство)

-Какие еще действия школьников из видеоролика, вы считаете противоправные?

Брей - ринг между командами «Право» и «Закон»
1 тур

Для проверки и закрепления знаний сейчас командам предстоит ответить на следующие ВОПРОСЫ: 1.В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2.В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

1.В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

2.В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

1.В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

2.В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

1.  В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность

 жилища? («Лиса и За­яц»,  )

2. В какой сказке воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?      («Лягушка - путешественница")

 1. В какой сказке и кто нарушал право на свобо­ду и свободный труд за вознаграждение, дер­жал кукол в рабстве?

(«Приключения Бурати­но») 

     2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

      1. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов?(«Бременские музыканты»).

      2. Кто из сказочных женщин пользовался пра­вом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

2 тур

Музыкальный конкурс

Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

  2. “Песенка мамонтенка ” (жить в семье).

  3. “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

  4. “Песенка Чебурашки ” (право на имя).

  5. “ Чунга-чанга” (право на отдых).

  6. “Если б не было школ ” (право на образование).

3 тур

Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Ребята, как вы знаете,у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю командам проиграть несколько сценок и дать оценку по­ведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.)

Сценка 2

Учитель. Ира ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Миша. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми!

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

Сценка 1команды

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)

Сценка 2 команды

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

( Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

4 тур


«Анаграммы»

Участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок —    к о р ё н б е Семья – м я с ь е Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д Закон – к о н з а

Жизнь – з и н ь ж и Родители – д и л и е т о р

 Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н Порядок – Я Д П О Р О К Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С Подросток – С О Д Р О П К Т О Школа – Л О К А Ш Медицина – Д Е М И Н А Ц И

5 тур

Знание прав

  1. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

2.Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

1.Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

2Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

1.Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

  1. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

1.Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.

2.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

1.Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

2.Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

1.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

2.Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Подведение итога