БРЕЙ- РИНГ « МЫ ЗНАЕМ ПРАВА »
Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией , воспитание чувства гражданского долга и ответственности.
Задачи:
-дать первоначальные правовые знания;
- сформировать понятия «закон, порядок, права»;
-познакомить с основным законом страны-с Конституцией ;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Введение в тему.
Давным-давно тысячи лет назад на Земле люди стали жить племенами, затем государствами. Одновременно с этим возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. Появились законы, помогающие навести порядок в государстве.
-Что же такое законы?
-Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
-Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей)
-Конституция – главный закон страны.Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности.
В каждой Конституции- записаны права и свободы граждан :
-право на жизнь,
-право на неприкосновенность жилища,
-право на свободный труд,
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
-право на образование.
Права - те правила по которым живут люди.Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Мультфильм « Мои права»
Загадки:
Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да
ВИДЕОРОЛИК « Уголовный кодекс для школьников»
`-.Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).
-С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).
-С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).
-Имеет ли право школьник уничтожать школьную собственность или вещь товарища?
-А присваивать эти вещи? Как эти действия называются? (Кража)
-Как называется действие, когда сильный старшеклассник «просит» деньги у ребят послабее? (вымогательство)
-Какие еще действия школьников из видеоролика, вы считаете противоправные?
Брей - ринг между командами «Право» и «Закон»
1 тур
Для проверки и закрепления знаний сейчас командам предстоит ответить на следующие ВОПРОСЫ: 1.В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
2.В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
1.В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
2.В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
1.В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
2.В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность
жилища? («Лиса и Заяц», )
2. В какой сказке воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка - путешественница")
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино»)
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
1. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов?(«Бременские музыканты»).
2. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
2 тур
Музыкальный конкурс
Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь.
“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
“Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
“Песенка Чебурашки ” (право на имя).
“ Чунга-чанга” (право на отдых).
“Если б не было школ ” (право на образование).
3 тур
Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Ребята, как вы знаете,у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю командам проиграть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Сценка 2
Учитель. Ира ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Миша. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Сценка 1команды
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)
Сценка 2 команды
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
( Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
4 тур
«Анаграммы»
Участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е Семья – м я с ь е Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д Закон – к о н з а
Жизнь – з и н ь ж и Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н Порядок – Я Д П О Р О К Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С Подросток – С О Д Р О П К Т О Школа – Л О К А Ш Медицина – Д Е М И Н А Ц И
5 тур
Знание прав
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
2.Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
1.Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
2Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
1.Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
1.Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
2.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
1.Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
2.Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
1.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
2.Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Подведение итога