Открытый урок по теме «Безличное предложение».
Цели: Знакомство с общими признаками безличных предложений, со способами выражения в них сказуемого, формирование умений находить безличные предложения по их структурным особенностям, различать двусоставные и синонимичные односоставные предложения.
Обеспечение условий для формирования внимательного отношения к слову, к русскому языку к природе для формирования познавательного интереса учащихся через знакомство с работами разных авторов о природе.
Обеспечение условий для развития аналитического и синтезирующего мышления, формирования умений выделять главное, составлять схемы, оценивать результаты своей работы и соседа по парте, развивать приёмы наблюдения, развития инициативы, уверенности в своих силах.
Урок объяснения нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Терминологическая работа.
Найдите соответствие:
а.Музыка…
Б. Двусоставное
б. По радио передавали классическую музыку
В Определённо- личное
в. Люблю слушать народную музыку.
Г. Неопределённо- личное
г. Паустовский умел слушать музыку дождя.
- Проверьте работу друг друга.
- Укажите вариант ответа, обоснуйте.
Вводная беседа.
- Какая бывает музыка? А какую музыку любил слушать К. Г. Паустовский?
- Как вы понимаете смысл этой метафоры?
Давайте прочитаем отрывок из рассказа Пескова, известного писателя- публициста, и узнаем о необычной музыке, музыке природы.
3.Выборочный анализ текста, переход к новой теме.
Текст.
В_лшебная осень парков.2) Тихо.3) Чуть-чуть сыровато.4) Листья (не)хотя отрывают_ся и словно п_в_сают на ( не)видимых паутинках..5) Долго падают листья. 6) Как они хороши! 7)Хотелось сказать садовнику, что(бы) не подметал 8) Как же снять? Как поймать дыхание осени?9) Полёт листьев сопр_в_ждает какая-то музыка. 10) Стройная музыка падающих листьев… 11) Вспоминаю.. 12) Скорее снимать, поймать хоть отрывок музыки листопада!
– Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Прочитайте вслух.
Что мы прочитали?
Докажите.
Определите стиль текста.
Найдите метафоры Объясните их смысл.
О чём этот текст? Как его можно озаглавить?
Какие предложения передают настроение текста? Какие они по составу?
Выпишите номера односоставных предложений с главным членом сказуемым.
Определите вид односоставных предложений.
Всё ли получилось?
Внимательно рассмотрите предложения, вызвавшие затруднения. Определите тип сказуемого в них .
Кто или что является предметом речи в этих предложениях? Попытайтесь подобрать подходящее по смыслу подлежащее. Получилось?
Итак, сегодня на уроке речь пойдёт об односоставных предложениях, в которых ( продолжите фразу).
Объяснение нового материала.
Сформулируем тему урока.
Какие вопросы, связанные с этой темой, хочется задать?
- Продолжим работу
-Вспомним вывод о том, можно ли определить , кто или что производит действие , о ком или о чём говорится в предложении.
-Какие типы сказуемых мы встретили в ходе анализа предложений? Укажем их номера. Рассмотрите таблицу на стр 90, сделайте вывод о наших наблюдениях.
-Работаем с первой частью таблицы… Прочитайте ,чем может выражено ПГС в безличных предложениях.
- Как вы понимаете смысл выражения « личный глагол в безличной форме»?
- Сравним предложения
Остро пахнет травой.- Трава пахнет остро.
- Чем они отличаются?
-Что их объединяет?
- Вставьте любое подлежащее в первое предложение. Сделайте вывод о безличной форме личного глагола.
-Прочитайте вторую часть таблицы. Ка выражается СГС в безличном предложении?
-Рассмотрите последнюю часть таблицы. Чем выражается именная часть?
- Обратите внимание, какое слово повторяется регулярно? Почему?
5. Закрепление .
1. Упр 197 Рассмотрим предложения № 1,2,8,10 записываем , анализируем.
Объяснение домашнего задания – закончить, заполнить примерами( по материалу упр. 197)
2 Беседа на восприятие.
- Какие предложения изучались на уроке?
- Что значит « безличное»?
- Чем безличные предложения отличаются от определённо- личных и неопределённо- личных предложений?
6. Проверочная работа.
- Укажите номера безличных предложений.
1. Что-то зашелестело в кустах.
2 Было прохладно.
Дует свежий ветерок.
Поутру в степи свежо.
Остро пахло травой.
Люблю грозу в начале мая.
Мох пахнет грибной сыростью.
Смеркалось.
.Наконец-то пошёл снег.
10.Скорее снимать!
7. Само- и взаимопроверка, выставление оценок, запись домашнего задания.
Дома выучить теорию параграфа, заполнит таблицу примерами из упр. 197.