Внеклассное мероприятие по литературе в 7 классе.
Игра Брейн-ринг. «Литература. XIX век против XX». В игре участвуют две команды. Команды создаются заранее. Количество участников должно быть примерно одинаковое, возможна погрешность 1-2 человека, например, если класс 26 человек, то команды должны быть по 13 человек, либо возможен вариант 12 человек против 14. На мой взгляд, стоит сделать команды из 7-9 человек. Учитель-организатор игры обязан проследить о равносильности команд, т.е. не должно быть команды сильных учеников, играющей против слабых, обе команды должны быть уравновешены сильными и слабыми учениками.
Жюри для игры: учителя-словесники (2-3 человека), старшеклассники-отличники (2-3 человека), директор школы либо завуч. Количество человек в жюри 5-7 человек. Ведущий игры – учитель русского языка и литературы.
Теория литературы:
Команда XIX века: баллада, повесть, фольклоризм литературы, историческая и фольклорная основа произведений, эпос как род литературы, литературный герой, гротеск, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, сатира и юмор как формы комического.
Команда XX века: понятие о теме и идее произведения, портрет как средство характеристики героя, лирический герой, тоническое стихосложение, публицистика, интервью как жанр публицистики, мемуары как публицистический жанр, литературные традиции.
Литература для игры:
XIX век: Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге», «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), Лермонтов М.Ю. «Молитва», «Ангел», Некрасов Н.А. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), «Размышления у парадного подъезда», Толстой А.К. «Край ты мой, родимый край…», Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», Бунин И.А. «Лапти», Чехов А.П. «Хамелеон».
XX век: Максим Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям», Андреев Л.Н. «Кусака», Пастернак Б.Л. «Июль», «Никого не будет в доме…», К. Симонов, стихотворения, Абрамов Ф.А. «О чем плачут лошади», Казаков Ю.П. «Тихое утро», М. Зощенко «Беда», Б. Окуджава «По смоленской дороге…»
Игра.
«Как хорошо вы знаете своих соперников?» Ведущий задает по 5-7 вопросов каждой команде на знание информации о сопернике, т.е. команде XX века достаются вопросы по XIX веку и наоборот. Оценивание результатов. По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Примеры вопросов для команды XIX века:
Перечислите писателей XX века, которых вы знаете. (Ответ: М. Горький, Л.Н. Андреев, А.П. Платонов, Ф.А. Абрамов, Е.И. Носов, Ю.М. Казаков, М. Зощенко. Учащиеся могут назвать писателей, которых изучали ранее, например, В.Г. Короленко, П.П. Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, Ф. Искандер, В.М. Шукшин).
Назовите описываемого героя, произведение и автора. Этот герой вступает в противостояние с миром людей, этот герой, жертвующий собой из любви к другим, попадает в положение отверженного. Цитата: «… смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они − как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». (Ответ: Герой − Данко. Произведение «Старуха Изергиль», а автор Максим Горький).
О ком это? Родился в небольшом селе Багдади вблизи г. Кутаиси в Грузии. После смерти отца семья перебирается в Москву, где два года учится в Строгановском училище на художника. Восторженно принял Октябрьскую революцию. (Ответ: Маяковский).
Что это? Вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование, которое ведется от лица автора и отражает подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые. Главная ценность − установка на достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни, однако не исключающая вымысла, объясняющегося зачастую несовершенством человеческой памяти. Формы: автобиографическая повесть, заметки1. (Ответ: мемуары).
Примеры вопросов для команды XX века:
Перечислите писателей XIX века, которых вы знаете. (Ответ: А.С. Пушкин (поэт и писатель), Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.К. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Учащиеся могут назвать писателей, которых изучали ранее, например, А. Погорельский). Примечание. Считаю, что учащиеся могут также называть и поэтов. Главное, что они знают представителей века.
Продолжите ряд и назовите произведение и его автора. Конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой и человеком, между реальным и мифологическим… (Ответ: …между городом и стихией, между личностью и историей. Произведение «Медный всадник», автор А.С. Пушкин).
О ком это? Родился на Украине, в местечке Немиров. Когда ему исполняется три года, семья переезжает в имение Грешнево в Ярославской губернии. Отец − отставной офицер и помещик. Отец был деспотичным человеком, мать же имела характер кроткий. В семнадцать лет − тетрадь лирики и рукопись романа. Уезжает в Петербург, следует разрыв с отцом, учеба в Университете. (Ответ: Некрасов).
Что это? Повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого. По происхождению связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Это один из жанров в поэзии романтизма2. (Ответ: баллада).
Конкурс капитанов. Капитаны представляют свою команду, свой век. Капитан должен представить свой век, рассказать об отличительных особенностях, представить писателей и поэтов и их произведения, герои и темы, дать представление об эпохе, добавить краткую историческую справку. Время выступления 1-2 минуты от каждой команды. Возможны 2-3 вопроса от команды-соперника. Примечание. Задание капитанам ведущий дает заранее, на мой взгляд, достаточно 3 дней для подготовки этого задания. Максимальный балл за конкурс – 5 баллов.
«Героический» диктант. Участникам предлагается угадать героя произведения. Ведущий зачитывает характеристику героя или портретное описание, участники должны назвать героя. Предлагаю по 3 героя от каждого века. Игроки пишут ответы и отдают жюри. Оценивание результатов: 3 балла за каждый правильный ответ.
Примеры характеристик героев для конкурса:
О ком это? «…один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
– Веди ты нас! – сказали они.
Тогда он повел...» (Ответ: Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).
2. Чьи это слова?
«…Нет! что однажды решено –
Исполню до конца!
Мне вам рассказывать смешно,
Как я люблю отца,
Как любит он. Но долг другой,
И выше и святей,
Меня зовет. Мучитель мой!
Давайте лошадей!»
(Ответ: Некрасов Н.А. «Русские женщины» княгиня Трубецкая).
Домашнее задание. Конкурс «Я знаю этот текст…»
Этот конкурс представляет собой отгадывание по кусочку текста произведения. Учащиеся должны указать название и автора. Тексты выдаются капитанам за неделю до игры. Участники должны найти, откуда текст взят, а на игре назвать произведение и автора. Максимальный балл конкурс – 5 баллов. Если участники называют один параметр, то в этом случае максимальный балл за конкурс – 4 балла.
Примеры текстов для конкурса «Я знаю этот текст…»:
«Он подошел к колодцу, загремел цепью, вытащил тяжелую бадью с водой и жадно приник к ней. Пить ему не хотелось, но он считал, что лучше этой воды нигде нет, и поэтому каждый раз, проходя мимо колодца, пил ее с огромным наслаждением. Вода, переливаясь через край бадьи, плескала ему на босые ноги, он поджимал их, но все пил и пил, изредка отрываясь и шумно дыша». (Ответ: «Тихое утро» Ю. Казаков).
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
(Ответ: М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Ангел»).
Конкурс «Мои ассоциации».
Напишите ассоциативный ряд по каждому из веков, напишите слова, авторы, произведения, с которыми у вас ассоциируется XIX или XX век. Вы можете писать не только те произведения, которые мы сегодня с вами обсуждали, или те, которые вы изучали в течение года, а только те, с которыми вы соотносите ту или иную эпоху. Примечание. Учащиеся могут писать любые произведения, например, музыкальные или названия картин художников.
Список использованных источников:
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2007. – 320 с.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – М., 2007. – 400с.
Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: 7 кл.: Пособие для учителя. – М., 2003. – 192 с.
Липина Е.Ю. Литература: тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. 5-9 классы. – М., 2006. – 222 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. 10-11 классы. – М., 2006. – 255 с.
Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М., 2003. – 256 с.
http://www.lib.ru
1 Характеристика понятия взята из словаря литературоведческих терминов. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. − М., 2007 − С. 86
2 Характеристика понятия взята из словаря литературоведческих терминов. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. − М., 2007 − С. 27
8