СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брейн-ринг по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брейн-ринг по русскому языку

 Цели внеклассного мероприятия: 

  • Систематизация и обобщение изученного материала по русскому языку;
  • Расширение знаний по русскому языку;
  • Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову

Ход мероприятия.

 

1. Вступление. Слово учителя.

Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

- Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?  Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем?  В этом нам помогут разобраться  участники нашего брейн-ринга, уважаемое жюри и, конечно, же вы, зрители. Сегодня в соревнование вступят две команды. Попросим их представиться.

 

Представление команд, девиз, обращение к жюри, зрителям.

 

  1. Разминка:

 

  1. Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
  2. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
  3. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).

4. На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме? (Что делать, что сделать?)

5. Сколько звуков в слове «петь»? (3)

6. Сколько согласных звуков в слове «союз»? (3)

7. Сколько всего букв в названии нашей страны? ( Россия — 6 букв)

8. Назовите 2 синонима слову Родина (Отечество, отчизна).

 

  1. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.

 

  1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
  3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
  4. Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена)
  5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
  6. Разговор двух лиц. (Диалог)
  7. Памятный подарок. (Сувенир).
  8. Устное народное творчество народа (Фольклор)
  9. Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)

 

  1. «Правильно ли мы говорим».

 

    Очень часто мы слышим на улице, в транспорте, по телевидению неправильное произношение слов, да так, что уши в трубочку сворачиваются. Как вы думаете, как нужно правильно сказать  звонит или звонит, торты или торты. В произношении некоторых наиболее часто употребляемых слов помогут нам разобраться наши игроки. На выполнение задания у них 1 минута.

 

Карточки

 

    торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), свекла (ударение на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге).

 

Торты , алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, свекла, арахис, феномен, ворота.

 

Игра со зрителями.

Определите род имен существительных:

Мебель (ж. р.)., Кофе (м. р.), Тюль (м. р.), Такси (ср. р.), Рояль (м. р.), концертный рояль, Хрусталь (м. р.), горный хрусталь, Кенгуру (м. р.), Какао (ср. р.).

  1. «Черный ящик».

- Отгадайте загадку.

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как  поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

 

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

 

Карточки.

 

Дарагой друк здраствуй!

         Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

        Зато часта бывайу взаапарке  фкино наречьки. Вот  и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.      

Дасвиданьи.

           

                                                                                                                 Пьос

 

Дорогой друг, здравствуй!

Пишет тебе Пес. Как ты живешь? Я живу весело, много гуляю и не люблю делать уроки. Зато часто бываю в зоопарке, в кино, на речке. Вот и все новости. Напиши и ты мне письмо. До свидания. Пес.

 

Игра со зрителями.

- Назовите имена и отчества писателей.

1) Пушкин (Александр Сергеевич)

2) Гоголь (Николай Васильевич)

3) Ломоносов (Михайло Васильевич)

4) Лермонтов (Михаил Юрьевич)

5) Крылов (Иван Андреевич)

 

- Определите количество звуков в словах.

1) Класс – 4

2) роль – 3

3) ярость – 6

4) школа – 5

5) роют – 5

 

 

 

  1. «Потерялось слово»

 

Рыдают слоги в каждой строчке:

- От наших слов  - одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.

 

Карточки.

 

Каждая команда получает по два «рассыпанных» слова.

Задача. Собрать за короткое время.

 

Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.

 

7. «Собери фразеологизмы»

 

Повесить

Отводить

Вешать

Распустить

Сматывать

 

Нос

Лапшу

Глаза

Удочки

Нюни

 

 

 

Смотреть сквозь

Ломать

Гореть под

Вставлять палки в

Сесть в

Калошу

Ногами

Голову

Пальцы

Колеса

 

Карточки

 

Повесить нос

Отводить глаза

Вешать лапшу

Распустить нюни

Сматывать удочки

Смотреть сквозь пальцы

Ломать голову

Гореть под ногами

Вставлять палки в колеса

Сесть в калошу

 

Продемонстрируй один из них.

 

  1. «Рассказ на одну букву».

 

В течение одной минуты составить предложение, в котором все слова начинаются на одну букву.

         П или М

Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.

 

Игра со зрителями.

Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении        (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов(манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений(сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах(эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

 

  1. Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.

Соревнование

 

  1. «Ты – мне, я – тебе».

Команды друг другу задают по два вопроса.

 

Жюри подводит итоги, вручение дипломов.

Ведущий: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение « Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого. Ведь, согласитесь, именно лень – матушка порой мешает нам в изучении нового.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг по русскому языку»

Брейн-ринг по русскому языку

 Цели внеклассного мероприятия: 

  • Систематизация и обобщение изученного материала по русскому языку;

  • Расширение знаний по русскому языку;

  • Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову

Ход мероприятия.


1. Вступление. Слово учителя.

Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


- Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?  Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем?  В этом нам помогут разобраться  участники нашего брейн-ринга, уважаемое жюри и, конечно, же вы, зрители. Сегодня в соревнование вступят две команды. Попросим их представиться.


Представление команд, девиз, обращение к жюри, зрителям.


  1. Разминка:


  1. Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

  2. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).

  3. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).

4. На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме? (Что делать, что сделать?)

5. Сколько звуков в слове «петь»? (3)

6. Сколько согласных звуков в слове «союз»? (3)

7. Сколько всего букв в названии нашей страны? ( Россия — 6 букв)

8. Назовите 2 синонима слову Родина (Отечество, отчизна).


  1. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.


  1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)

  2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

  3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

  4. Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена)

  5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

  6. Разговор двух лиц. (Диалог)

  7. Памятный подарок. (Сувенир).

  8. Устное народное творчество народа (Фольклор)

  9. Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)


  1. «Правильно ли мы говорим».


    Очень часто мы слышим на улице, в транспорте, по телевидению неправильное произношение слов, да так, что уши в трубочку сворачиваются. Как вы думаете, как нужно правильно сказать  звонит или звонит, торты или торты. В произношении некоторых наиболее часто употребляемых слов помогут нам разобраться наши игроки. На выполнение задания у них 1 минута.


Карточки


    торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), свекла (ударение на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге).


Торты , алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, свекла, арахис, феномен, ворота.


Игра со зрителями.

Определите род имен существительных:

Мебель (ж. р.)., Кофе (м. р.), Тюль (м. р.), Такси (ср. р.), Рояль (м. р.), концертный рояль, Хрусталь (м. р.), горный хрусталь, Кенгуру (м. р.), Какао (ср. р.).

  1. «Черный ящик».

- Отгадайте загадку.

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как  поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)


Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.


Карточки.


Дарагой друк здраствуй!

         Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

        Зато часта бывайу взаапарке  фкино наречьки. Вот  и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.      

Дасвиданьи.

           

                                                                                                                 Пьос


Дорогой друг, здравствуй!

Пишет тебе Пес. Как ты живешь? Я живу весело, много гуляю и не люблю делать уроки. Зато часто бываю в зоопарке, в кино, на речке. Вот и все новости. Напиши и ты мне письмо. До свидания. Пес.


Игра со зрителями.

- Назовите имена и отчества писателей.

1) Пушкин (Александр Сергеевич)

2) Гоголь (Николай Васильевич)

3) Ломоносов (Михайло Васильевич)

4) Лермонтов (Михаил Юрьевич)

5) Крылов (Иван Андреевич)


- Определите количество звуков в словах.

1) Класс – 4

2) роль – 3

3) ярость – 6

4) школа – 5

5) роют – 5




  1. «Потерялось слово»


Рыдают слоги в каждой строчке:

- От наших слов  - одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.


Карточки.


Каждая команда получает по два «рассыпанных» слова.

Задача. Собрать за короткое время.


Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.


7. «Собери фразеологизмы»


Повесить

Отводить

Вешать

Распустить

Сматывать


Нос

Лапшу

Глаза

Удочки

Нюни




Смотреть сквозь

Ломать

Гореть под

Вставлять палки в

Сесть в

Калошу

Ногами

Голову

Пальцы

Колеса


Карточки


Повесить нос

Отводить глаза

Вешать лапшу

Распустить нюни

Сматывать удочки

Смотреть сквозь пальцы

Ломать голову

Гореть под ногами

Вставлять палки в колеса

Сесть в калошу


Продемонстрируй один из них.


  1. «Рассказ на одну букву».


В течение одной минуты составить предложение, в котором все слова начинаются на одну букву.

         П или М

Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.


Игра со зрителями.

Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении        (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов(манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений(сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах(эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)


  1. Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.

Соревнование


  1. «Ты – мне, я – тебе».

Команды друг другу задают по два вопроса.


Жюри подводит итоги, вручение дипломов.

Ведущий: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение « Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого. Ведь, согласитесь, именно лень – матушка порой мешает нам в изучении нового.


 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!