СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брейн-ринг русский язык 9-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по русскому языку 9-11 классы. Интеллектуальная игра

Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг русский язык 9-11 классы»

Астраханцева Е.С. - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г.Гусиноозёрска Республики Бурятия


Игра - брейн - ринг  «Берегите русский язык» в 9 -11классе.

Цель: проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить,

воспитывать интерес к изучению родного языка.

Ход игры:

Чтецы декламируют стихи.

Чтец 1:

Если ли ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Чтец 2.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Учитель: В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: Выучи русский язык! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в игре  три тура, в каждом туре по  4 – 8 вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1 тур «Синтаксис»:

1.О каких знаках  идет речь?

1).Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)

2).Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)

3).Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый. (Многоточие.)

4).Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить... (Мягкий знак.)

2. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзинным? Что
означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)

3.Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак,
чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:

вместительный -

удивительный –

единительный –

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)

4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(Многоточие, тире, кавычки.)

5.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?
(Буква ё.)

6. Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К (1 команда), на Л (2 команда), на П (3 команда)

(Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна.  Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами).

7. Расставьте знаки препинания, объясните их.

«Отколе умная бредешь ты голова». (И. А. Крылов.)

(Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

8. Назовите грамматическую основу в предложениях:

а) Встречающие вышли на перрон.

б) На улице сыро.

в) Думаю о тебе всегда.

г) Жить – родине служить.

д) Свобода – это осознанная необходимость.

е) Рассвело.

Вопросы для зрителей

1.Назовите автора данного афоризма: «Любви все возрасты покорны»

2.Угадайте, откуда эти строки и кому они принадлежат:

Дика, печальна, молчалива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

3.Найдите в отдельных словах ответ на поставленный вопрос:

- Какой цветок вручили чемпиону?

- Как называется блюдо, которое приготовила стряпуха?

- Куда забросили хомут?

- Как называется водный поток, у которого растёт гречка?

- На кого напали москиты?

2  тур «Лексика»

1.Составь анаграмму

Слова для конкурса «Составь анаграмму»:

Сокол (колос), ракета (карета), мать (тьма), арфа (фара), лето (тело), кайма (майка), баня (баян), куст (стук), масло (смола), веки (Киев), остров (Ростов), игра (Рига), дно (Дон), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос), кит (тик).

2.Составить слово.

Составить из одного слова как можно большее количество других слов, причем это должны быть имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Выставляется слово СТРОИТЕЛЬСТВО.

3.Слева написаны нарицательные существительные, а справа имена собственные, которые в совокупности с именами существительными составляют фразеологический оборот. Требуется образовать фразеологические обороты, поставив около нарицательного существительного номер того имени собственного, с которым оно этот оборот образует.

1. Азбука ________ 1. Авгий

2. Близнецы ________ 2. Аладдин

3. Бочка ________ 3. Анюта

4. Верста ________ 4. Ариадна

5. Глазки ________ 5. Ахилл

6. Грамота ________ 6. Вавилон

7. Кафтан ________ 7. Гомер

8. Конюшни ________ 8. Гордий

9. Конь ________ 9. Домокл

10. Лампа ________ 10. Демьян

11. Ложе ________ 11. Диоген

12. Меч  ________ 12. Китай

13. Муки ________ 13. Коломна

14. Нить ________ 14. Мамай

15. Огонь ________ 15. Мономах

16. Побоище ________ 16. Морзе

17. Пята ________ 17. Пандора

18. Стена  ________ 18. Прокруст

19. Столпотворение ________ 19. Варфоломей

20. Узел ________ 20. Прометей

21. Уха  ________ 21. Сиам

22. Хохот  ________ 22. Тантал

23. Шапка  ________ 23. Тришка

24. Язык  ________ 24. Троя

25. Ящик  ________ 25. Филька

26. Ночь  ________ 26. Эзоп

В итоге должно получиться следующее:

1. Азбука 16

2. Близнецы 21

3. Бочка 11

4. Верста 13

5. Глазки 3

6. Грамота 25

7. Кафтан 23

8. Конюшни 1

9. Конь 24

10. Лампа 2

11. Ложе 18

12. Меч 9

13. Муки 22

14. Нить 4

15. Огонь 20

16. Побоище 14

17. Пята 5

18. Стена 12

19. Столпотворение 6

20. Узел 8

21. Уха 10

22. Хохот 7

23. Шапка 15

24. Язык 26

25. Ящик 17

26. Ночь 19

4. Объясните словосочетания:

Грамотный инженер -

грамотное сочинение -

грамотный чертеж -

грамотный ученик -

(Грамотный инженер - обладающий знаниями в определённой области.

Грамотное сочинение - не содержащее ошибок.

Грамотный чертёж - выполненный со знанием дела.

Грамотный ученик – умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить.)


Вопросы для зрителей

Отгадайте загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает(Книга.)

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (Школа.)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу (Дневник.)

Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд - сразу заговорят(Буквы.)

3 тур «Морфология»

1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не
называя ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

2. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

3. Определите, где предлоги, а где наречия?

а) Вокруг стояла тишина;

б) Туристы расположились вокруг костра;

в) Не мешай слушать, после расскажешь;

г) После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буквами б, г — с предлогами.)

4. Укажите существительное женское рода.
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.
(Вермишель.)

5. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

6. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные. Назовите эти картины.

7.Конкурс шарад, когда берутся части разных слов и нужно из них сложить искомое слово.

1). Она и в музыке красивой и в ею вызванных слезах? (СОЛЬ)

2). Первое нота, второе тоже, а целое на боб похоже? (ФА-СОЛЬ)

3). Местоимение, предлог, меж них фамилия поэта

А целое известный плод, что зреет на исходе лета? (Я-БЛОК-О)

4).Его как память давних ран на теле носит ветеран,

Наоборот его прочти и грянет музыка в пути. (ШРАМ-МАРШ)

5).Мой первый слог - число с нулями

У всех людей последних два,

А вместе догадайтесь сами-

Всем городам она глава (100-ЛИЦА)













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!