Брейн-ринг «Знатоки природы»
Цель:
- повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла;
- расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся;
- привлечение учащихся к изучению и охране окружающей среды;
- воспитание любви к родной природе.
Форма проведения игры: экологический брейн-ринг.
Оборудование: Плакат с высказыванием «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин» Федор Достоевский. Сигнальные карточки, пословицы, картины о природе: И. Шишкин «Лесные дали»,
М. КЛОД «Лесная даль в полдень», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
В. Поленов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Рожь», А Куинджи «Березовая роща», И. Шишкин «Дубовая роща», загадки, пословицы, отрывки стихотворений, музыкальная запись
П.И. Чайковского «Времена года», предметные картинки.
Ход занятия.
Добрый день, дети! Сегодня мы с вами проведем интересное мероприятие: брейн-ринг на тему «Знатоки природы».
Подготовка к игре:
В игре участвуют две команды по шесть человек. Выбираем название команд: «Юные экологи», «Защитники леса». Команды выбирают капитанов.
Игра состоит из семи раундов, второй раунд для капитанов во время которого они должны дать как можно больше ответов на вопросы. За каждый правильный ответ получает один бал.Если на поставленный вопрос капитан не дает ответ, ход переходит противнику.
После каждой категории вопросов проводится музыкальная пауза.
Для оценки работы команд выбираем независимое жюри, которое будет призвано следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута.
Сейчас я представлю наше жюри:
Чернявская Татьяна Михайловна - учитель биологии;
Новикова Елена Владимировна – учитель географии;
Амосова Жанна Борисовна – школьный библиотекарь.
I раунд. Отгадай загадки.
«Юные экологи» | «Защитники леса» |
В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина, калина). | Синий пиджак, Желтая подкладка, В середине – сладко.(слива). |
Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется… (ель). | Хоть колюча, но не ёлка, Подлиней её иголки А кора тонка, красна! Та красавица …(сосна). |
Цветет позднее всех деревьев, Лекарственны ее цветы, Коль их заваришь – то простудой Болеть не будешь больше ты.(липа). | Ягодка сидит на палочке В красной рубашечки, Брюшко сыто, камешками набито.(шиповник). |
И лист и почки – все врачует, И сок – целебное сырье. Шумит от ветра, если дует, Краса России – ствол ее.(береза). | Для бани веничек готовят, Листочки прочно так сидят, Его плоды – зверей накормят, Если ты крепок – с ним сравнят(дуб). |
Все на свете знают этот фрукт, Витаминов много, и железо тут. Этот фрукт полезен, сладок он на вкус. Узнайте, ребята, как его зовут?(яблоко) | Как зовут ее, кто знает? Ветра нет, а лист дрожит, Нечисть, скверну отгоняет, Если кол ее забит.(осина). |
Она весну встречает – Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаешь… (березка). | Чей пух по городу летает? Среди июля – снегопад. Прохожие его ругают, А это ветер виноват.(тополь). |
II раунд. «Вопрос - ответ»
Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. (лес).
Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны и, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила. (яблоня).
Венком из листьев этого растения награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников. (лавр).
Называли это растение русалочьим цветком, так как он всплывал по утрам, а к вечеру таинственно исчезал под водой. (кувшинка).
В народе его называют звонок, бубенец, балаболка. А как его называют ботаники? (колокольчик).
Плод какого растения считается самым низкокалорийным? (огурец).
Орехи, которые образуются под землёй? (арахис).
В Древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Что это за растение? (абрикос).
Не бьет, не ругает, а все от него плачут. (лук).
Один из православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. (верба).
Это дерево вечнозеленое, красивое, крупное, с душистой плотной древесиной. В Китае считается траурным деревом. Своей формой оно напоминает устремленный в небо факел – символ бессмертия. (кипарис).
Плод картофеля. (ягода).
Родовое название этого растения произошло от слова, которое в переводе с латинского означает «жечь». В народе его зовут жигалка, стрекавина. Что это за растение? ( крапива).
Как называют плод у арбуза? (ягода).
Растение. Полученное путем скрещивания апельсина и лимона. (грейпфрут).
Сельскохозяйственный работник, выращивающий виноград. (виноградарь).
Какое растение индейцы называли «следы белого человека». (подорожник).
Цветок какого растения пытаются найти в ночь на Ивана Купалу. (папоротник).
Какое растение растет на северной стороне стволов деревьев в лесу. (мох).
В переводе с латинского это растение означает «меч». В народе его называют сабля-трава или шпажник. И в самом деле листья его похожи формой на острый меч, они окружают стебли, на которых несколько цветков с шелковыми, бархатными, махровыми, блестящими лепестками. Что это за растение? (гладиолус).
III раунд. «Классификация»
Определите семейства, к которым относятся растения:
«Юные экологи» | «Защитники леса» |
Редиска ( Крестноцветные) | Тюльпан (Лилейные) |
Помидор (Паслёновые) | Редька (Крестноцветные) |
Лилия (Лилейные) | Ячмень (Злаковые) |
Лук (Луковые) | Тюльпан (Лилейные) |
Горох (Бобовые) | Редька (Крестноцветные) |
Пшеница (Злаковые) | Яблоня (Розовые) |
Персик (Розовые) | Баклажан (Пасленовые) |
IV раунд. «Поэтический»
Назовите авторов отрывков следующих стихотворений:
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
Е. Серова
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
С. Есенин.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
А.С.Пушкин
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
А. А.Фет
V раунд «Собери пословицу».
«Юные экологи»
Больше леса- больше снега, больше снега - больше хлеба.
Рощи да леса - всему краю краса.
Срубил дерево – прощай птицы.
«Защитники леса»
Больше снега на полях – больше хлеба в закромах.
Растенья - земли украшения.
Сломать дерево – секунда, а вырастить - года
VI раунд. «Песенная»
Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит по очереди пропеть по одному куплету песни на заданную тематику).
Р. Кудашевой, муз.— Л. Бекмана «В лесу родилась ёлочка»
Михаил Муромов "Яблоки на снегу".
Михаил Боярский "Городские цветы".
Наташа Королёва "Жёлтые тюльпаны".
Юра Шатунов "Белые розы".
Олег Опарин "Эх, лук-лучок".
Народная "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?".
София Ротару "Лаванда".
Песня Сорняков (мы овёс-пшеницу сгложем).
Валерия Отцвели уж давно хризантемы в саду.
Валентина Легкоступова "Ягода-малина".
А мы просо сеяли Русская народная
Калинка-малинка Русская народная
VII раунд «Художественная»
«Юные экологи» | «Защитники леса» |
И. Шишкин «Лесные дали» | М. Клод «Лесная даль в полдень» |
И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» | В. Поленов «Золотая осень» |
И. Левитан «Золотая осень» | И. Шишкин «Рожь» |
А. Куинджи «Березовая роща» | И. Шишкин «Дубовая роща» |
Подведение итогов.
Жюри поводит итоги. Жюри объявляет победителя и награждает. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Воспитатель:
Я благодарю всех за активное участие. Ребята вы все были молодцы, наш «Брейн-ринг» подошел к концу. Вы показали отличные знания. Поэтому вас всех можно назвать «Знатоками природы». А самое главное насколько важна природа для людей, и как важно беречь и охранять их. Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Берегите природу!
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нет,
Во всей вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она.
Литература:
Бобров Р. Беседы о лесе. М.: Молодая гвардия, 1999.
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. X., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
«Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
«Атлас - определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва г., Просвещение, 1991.
«Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.
«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
«Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва,«Просвещение», 1984.
Энциклопедия для детей: Экология. Т.19. М.: Аванта, 2005.
«Юным любителям природы», Н.Н. Плавилыциков, Москва, «Детская литература», 1975.
Я познаю мир. Загадочные растения: Дет.энцикл. Изд-во Астрель», 2004.
Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. - М.: Просвещение, 1983.
Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1966