САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 6–9 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
VII класс
Тема: «География материков и отдельных стран»
Задание 1. Изучая материки: Евразию, северную Америку, Африку, Антарктиду, выполни следующие задания:
Определи, какие территории разных материков лежат:
а) на одной широте с твоей местностью _______________________;
б) на одной долготе с твоей местностью _______________________;
1.2. Чем отличается географическое положение твоей местности от положения изучаемой территории на материках __________________________.
1.3. Сравни данные климата, характер рельефа, почв, вод, растительности, животного мира, населения изучаемых материков, расположенных на одном меридиане и одной параллели со своей местностью.
VIII–IX классы
Тема: «Географическое положение территории»
Задание 1. Перечисли существенные признаки понятия «физико-географическое положение территории»:
Задание 2. Заполни таблицу.
Таблица 8 – ФГП территории ____________________________
(название)
План | Краткий ответ |
Название территории Положение по отношению; К линиям градусной сетки (координаты крайних сев., южн., зап. и вост. пунктов); К океанам; К другим территориям | |
Задание 3. Определи по карте на территории какого государства (области) расположен анклав Брянской области.
Государство ___________________;
Область _______________________.
Задание 4. Нанеси на контур Брянской области объекты, характеризующие ФГП территории ____________________
(название)
Рисунок 7 – Физико-географическое положение Брянской области
Задание 5. Проверь себя. Правильный ответ подчеркни.
1. Область (район) находятся:
а) в северной широте;
б) в восточной долготе;
в) в западной долготе;
г) в южной широте.
2. Брянская область (район) близко расположен:
а) к Северному Ледовитому океану;
б) к Тихому океану;
в) к Атлантическому океану;
г) к Индийскому океану.
3. Брянщина граничит с государствами:
а) Польшей;
б) Белоруссией;
в) Молдавией;
г) Украиной;
д)Литвой
.
4. Область граничит с субъектами Российской Федерации:
а) Липецкой;
б) Орловской;
в) Московской;
г) Калужской;
д) Смоленской;
е) Курской;
ж) Тульской.
Свои ответы на тест сверь с ответами в приложении.
Задание 6.
Тема: «История освоения территории»
Задание 1. Узнай, как раньше назывался твой населенный пункт, запиши происхождение этих названий и что они обозначают в настоящее время.
Задание 2. Узнай и опиши, о чем рассказывает герб и гимн Брянской области (твоей территории).
Задание 3. Предложи свой вариант герба и гимна своей территории.
Задание 4. Какие народы жили, осваивали и заселяли территорию Брянщины (твоего края)?
Задание 5. Какие народы в настоящее время живут на территории Брянской области (твоего края)?
Тема: «Природно-ресурсный потенциал территории»
Задание 1. Напиши известные тебе природные условия и природные ресурсы.
Природные условия:____________________________________________;
Природные ресурсы:_____________________________________________.
Задание 2. Используя карты Брянской области, запиши в таблицу данные о полезных ископаемых области (своего района), связанные с геологическим строением.
Таблица 9 – Связь полезных ископаемых области (своего района)
с геологическим строением
Полезные ископаемые |
Дочетвертичные отложения | Четвертичные отложения |
| |
Задание 3. Нанеси на контур Брянской области месторождения важнейших полезных ископаемых.
Рисунок 8 – Месторождения важнейших полезных ископаемых
Брянской области
Задание 4. Заполни таблицу
Таблица 10 – Рельеф Брянской области (своей местности, своего района)
Пункты плана | Краткий ответ |
Формы рельефа | |
Средняя высота | |
Наименьшие и наибольшие высоты | |
Тектоническая структура, залегающая в основании территории | |
Внешние процессы рельефообразования | |
Деятельность человека, изменяющая рельеф | |
Задание5. В каких городах области лучше строить телевизионные ретрансляторы высотой 50 м, исходя из того, что абсолютная высота должна быть максимальной?
Задание 6. Проанализируй климатические карты Брянской области и определи:
а) господствующее направление ветра за год в области (в своей местности);
б) среднее годовое количество осадков на территории Брянской области (своей местности);
в) средние годовые температуры воздуха в области (в своей местности);
г) среднюю продолжительность безморозного периода;
д) самый влажный месяц года;
е) самый сухой месяц года;
ж) самый жаркий месяц года;
з) самый холодный месяц года
З
адание 7. Закончи схему: «Водные ресурсы Брянской области»
Рисунок 9 – Водные ресурсы Брянской области
Задание 8. Найди на физической карте Брянской области реки Днепровской и Волжской систем в пределах области и заполни схему:
Реки
Задание 9. Дай характеристику реки, протекающей по твоей или вблизи твоей местности по плану с заполнением таблицы.
Таблица 11 – Характеристика реки________________________
(название)
Название реки | К какому бассейну относится | Характер течения | Особенности питания | Особенности режима | Хозяйственное использование | Охрана |
| | | | | | |
Задание 10. Найди, на какой реке расположен город:
1. Брянск | а) Судость |
2. Почеп | б) Сев |
3. Унеча | в) Десна |
4. Севск | г) Болва |
5. Фокино | д) Снежеть |
6. Карачев | е) Ипуть |
7. Сураж | ж) Унеча |
Ответы:
Задание 11. Заполни недостающее в таблице.
Таблица 12 – Водные ресурсы Брянской области (твоей местности)
и их хозяйственное использование
Виды водных ресурсов | Название водных объектов | Преобладающее питание | Хозяйственное использование |
Река | Десна | | |
Озеро | Бечино | | |
| | | |
Задание 12. Составь кроссворд: «Внутренние воды Брянской области»
Рисунок 10 – Кроссворд «Внутренние воды Брянской области»
Задание 13. Запиши легенды, сказы об озерах, реках, болотах, подземных водах, бытующих в народе.
Задание 14. Напиши, какая почва распространена в районе твоего населенного пункта и его окрестностях.
Задание 15. Подчеркни в списке основные типы почв Брянской области: черноземы, серые лесные, бурые лесные, дерново-подзолистые, болотные, каштановые пойменные, дерновые, сероземы.
Задание 16. Азональными типами почв на Брянщине являются (подчеркни правильные ответы): а) аллювиальные; б) аллювиальные и болотные; в) аллювиальные, болотные и серые лесные.
Задание 17. Распредели типы почв по мере уменьшения их пригодности для земледелия: а) дерново-подзолистые; б) пойменные дерновые; в) серые лесные; г) оподзоленные черноземы.
Задание 18. Построй круговую диаграмму «Структура земельных угодий Брянской области по исходным данным (в %)».
Пашня – 40 %; пастбища и сенокосы – 15,6 %; леса – 32,8 %; прочие – 12,6 %.
Задание 19. Рассмотри норму растительности Брянской области и сделай вывод: в чем и почему наблюдается различие флоры твоего края с другими территориями области?
Задание 20. Напиши об использовании растений:
В промышленности_________________________________________________
В сельском хозяйстве_______________________________________________
В строительстве____________________________________________________
В быту____________________________________________________________
В медицине________________________________________________________
Задание 21. Составь кроссворд «Флора и фауна Брянщины»
Рисунок 11 – Кроссворд «Флора и фауна Брянщины»
Задание 22. Закончи схему «Охраняемые природные территории и объекты Брянской области» (рисунок 12).
Рисунок 12 – Охраняемые природные территории и объекты Брянской области
Задание 23. На контуре Брянской области обозначь районы наиболее пострадавшие от радиационного загрязнения в связи с аварией на ЧАЭС.
Рисунок 13 – Районы Брянской области наиболее пострадавшие
от радиационного загрязнения
Задание 24. На контуре Брянской области обозначь памятники природы.
Рисунок 14 – Памятники природы Брянской области
Задание 25. На контуре Брянской области обозначь заказники и заповедник.
Рисунок 15 – Заказники и заповедник Брянской области
Задание 26. На план своей местности нанеси пос.Московский и географические объекты, нуждающиеся в охране и улучшении. Условные знаки придумай сам.
Рисунок 16 – План местности района п.Московский
Задание 27. Объясни афоризм:
Нельзя защитить то, что не любишь!
Нельзя любить то, чего не знаешь!