Внеклассное мероприятие «Брейн-ринг» на тему Битва за Берлин.
Участники 8-11 классы.
По предмету: История.
Тема: История Великой Отечественной войны.
Методическая цель: показать разнообразные методы опроса.
Образовательная: повторить и обобщить учебный материал по истории
Великой Отечественной войны, битвы за Берлин
Развивающая: развивать у учащихся память, внимательность, логику мышления, красивую правильную речь, интеллект, ответственность, умение работать в группе.
Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся чувство любви к Родине и гордости за свой народ, свое Отечество, нетерпимое отношение к войнам вообще.
Тип урока: обобщение.
Форма проведения: игра «Брейн-ринг».
Оборудование и оснащение:
2. Тесты.
3. Домино.
4. Лото.
5. Таблицы.
6. Исторические документы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
- проверка посещаемости уточнение названия команд
- девиз
- команды выбирают очередность вступления в игру
2. 1 конкурс: «Разминка»
- тестирование;
2 конкурс: Домино «Угадай дату».
3 конкурс: Лото «Счастливый случай».
4 конкурс: «Темная лошадка».
5 конкурс: «Дальше, дальше, дальше».
6 конкурс: «Ты мне, я тебе».
3. Подведение итогов.
СЦЕНАРИЙ.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проводим брейн-ринг по теме «Битва за Берлин». Эта тема очень важная в истории России, поэтому мы с вами уделяем ей особое внимание. И сегодня мы должны вспомнить основные моменты, Связанные с этим событием. Мы с вами сыграем в игру «Брейн-ринг». Чтобы начать игру, нам нужно разделиться на команды: «Победа» и «Партизаны».
Помогать подсчитывать баллы мне будет . Итак, команды готовы. Начинаем.
1 конкурс - «Разминка». Мы проведем в два этапа:
1) этап - текст.Даю несколько минут посовещаться и ответить одному представителю от команды (правильный ответ 1 балл). Часть С
Прочтите отрывок из воспоминаний Г.К. Жукова. Ответьте на вопросы С1- С3.
«Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага... 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»
С-1. Укажите, о какой операции Великой Отечественной войны идет речь в отрывке. Назовите даты военной операции и ее итог.
С-2. На основании текста и знаний по истории, объясните причины упорных боев в этой операции. Назовите не менее трех причин.
С-3. Какие части Красной Армии принимали участие в операции? Назовите не менее трех фамилий командующих фронтами Красной армии.
С-4. Объясните значение Берлинской операции для СССР. Назовите не менее 4 положений. Подтвердите примерами (не менее трех).
С1
Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Должно быть указано:
- название сражения: Берлинская операция
- дата события: 25 апреля по 2 мая 1945 года;
- операция закончилась победой Красной армии и капитуляцией берлинского гарнизона;
С-2.Может быть указаны следующие причины :
- Оборона города была тщательно продумана и хорошо подготовлена. В её основе лежала система сильного огня, опорных пунктов и узлов сопротивления;
- берлинская группировка насчитывала около 300 тыс. солдат и офицеров, 3 тыс. орудий и 250 танков, народное ополчение;
- Имея превосходство в людях и технике, Красная Армия не могла полностью использовать свои преимущества в городских кварталах;
- Гитлер призвал во что бы то ни стало отразить наступление Красной Армии, требовал от командиров расстреливать на месте каждого, кто осмелится отойти или отдаст приказ на отход;
С-3.Могут быть названы сведущие положения:
- 1-й Белорусский фронт, командующий маршал Г. К. Жуков
- 2-й Белорусского фронт, командующий маршал К. К. Рокоссовский
- 1-й Украинский фронт, командующий маршал И. С. Конев,
- Значение Берлинской операции:
- завершающий удар по немецко-фашистским захватчикам;
- Крушение нацистского режима в Германии
- окончательный разгром фашистских сил в Европе;
- Срыв планов нацистского руководства затянуть войну и подписать сепаратный мир с Англией и США, расколов антигитлеровскую коалицию;
- Одностороннее участие в Берлинской операции позволило СССР играть доминирующую роль в решении вопросов послевоенного устройства Германии и определении статуса Берлина;
С-4.Примеры:
- подписание безоговорочной капитуляции Германии после решающих сражений Берлинской операции;
- отказ Англии и США от подписания сепаратного мира,
- деление Берлина на зоны оккупации;
- самоубийство Гитлера и Геббельса, арест большинства руководителей нацистской Германии
2) этап - «угадать название боевых орудий использованных в войне.» (картинки) (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Подводим итоги 1 конкурса.
2 конкурс - Домино «Угадай дату» Командам называются даты и событиями (всего 13 карточек: 1 ставит ведущий – преподаватель и по 6 – у команд). Ход переходит не обязательно по порядку, главное, правильно подставить следующую карточку. За каждый правильный ответ + 1 балл, за каждый неправильный ответ – 1 балл. Если ответ неправильный исправит болельщик – ему жетон.
А 1. К 1945 году не была выведена из войны страна - участница гитлеровской коалиции:
1) Финляндия 2) Венгрия
3) Румыния 4) Болгария
А 2. Битва за Берлин проходила:
1) 2 апреля - 9 мая 1945 2) 16 апреля - 8 мая 1945
3) 3 - 25 апреля 1945 4) 30 апреля – 8 мая 1945 года
А 5. Капитуляция Германии была подписана:
1) 2 мая 1945 2) 9 мая 1945
3) 30 мая 1945 4) 2 сентября 1945
А 6. Людские потери СССР во второй мировой войне составили:
1) 20 млн. человек 2) 40 млн. человек
3) 17 млн. человек 4) 27 млн. человек
А 9. Берлинский гарнизон капитулировал:
1) 25 апреля 1945 г. 2) 30 апреля 1945 г.
3) 2 мая 1945 г. 4) 9 мая 1945 г.
К каждой позиции столбца «СОБЫТИЯ» подберите соответствующую позицию столбца «ДАТЫ». Получившуюся последовательность цифр (без пробелов и каких-либо символов) впечатайте в поле ответа.
события даты
А) Штурм Рейхстага 1) 30 апреля – 2 мая 1945 г.
Б) Капитуляция берлинского гарнизона 2) 2 мая 1945 г.
В) Сражение за Зееловские высоты 3) 16 апреля – 19 апреля 1945 г.
Г) Самоубийство А. Гитлера 4) 9 мая 1945 г.
5) 30 апреля 1945 г.( А-1,Б-2,В-3,Г-5)
В5. Прочтите определения термина и назовите термин, который подходит к данному определению:
«В международном праве — прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств».(капитуляция)
Подведение итогов - на доске.
3 конкурс - Лото «Счастливый случай». Заключается в том, что если вы достали из мешочка красный бочонок и не знаете ответа, все равно получаете 1 балл. Бочонки достают представители команд по очереди. Ведущий говорит номер бочонка и зачитывает вопрос из 1 группы для одной команды и из 2 группы для другой команды.
1 группа «Победа» | 2 группа «Партизаны» |
1. Берлинская битва включает эпизод: 1) вступление Красной Армии на территорию Германии; 2) Висло-Одерская операция; 3) встреча Красной Армии с войсками союзников; 4) взятие Кенигсберга. 2. . Последнее сражение Второй мировой войны в Европе: 1) Берлинская операция 2) Разгром японской армии 3) Пражская операция 4) Будапештская операция 3. Капитуляция Германии была подписана: 1) 2 мая 1945 2) 9 мая 1945 3) 30 мая 1945 4) 2 сентября 1945 4.Людские потери СССР во второй мировой войне составили: 1) 20 млн. человек 2) 40 млн. человек 3) 17 млн. человек 4) 27 млн. человек 5.. Советский военачальник, подписавший акт о капитуляции Германии от имени СССР: 1) И.С. Конев 2) В.М.Мамонтов 3) Г.К.Жуков 4) К.К.Рокоссовский 6.Один из принципов безоговорочной капитуляции Германии: 1) раздел Германии на оккупационные зоны 2) ликвидация нацистской партии 3) восстановление Германской империи 4) депортация населения Германии | 1. Укажите страну, чьи представители не участвовали в процедуре подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии: 1) США 2) Великобритания 3) Италия 4) Франция 2. В ходе второй мировой войны Красная Армия полностью освободила территорию: 1) Польши 2) Чехии; 3) Норвегии; 4) Югославии 3. Берлинская операция вошла в историю войн как: 1) Самое крупное сражение по количеству участвующих войск 2) Самое длительное сражение 3) Самое кровопролитное сражение по безвозвратным потерям участников 4) Самое скоротечное сражение 4.После самоубийства Гитлера новым главой Третьего Рейха стал: 1) Гимлер 2) Геринг 3) Борман 4) Дёниц 5.. После самоубийства А. Гитлера новое немецкое правительство: 1) Пыталось вступить в мирные переговоры с СССР 2) Немедленно подписало Акт о безоговорочной капитуляции 3) Отдало приказ о немедленном прекращении огня немецкими войсками 4) Призвало вооруженные силы и население Германии сражаться до последней капли крои |
«Славные сыны Отечества».
Дается картинки с фотографиями военачальников. Необходимо отгадать их имена,если правильно ответить на все вопросы (максимально - 6 баллов. кто быстрее и правильно разгадает + 1 балл).
Жуков, Рокосовский, Гитлер, Конев, Чуйков, Ковпак, Черняховский, Сталин.
Подведение итогов конкурса.
4 конкурс «Темная лошадка». Необходимо сопоставить даты и события.
В1. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Впечатайте в ответ цифры (без пробелов и каких-либо символов), которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) Взятие советскими войсками Рейхстага
2) Самоубийство А. Гитлера
3) Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии
4) бои за Зееловские высоты
5) Капитуляция берлинского гарнизона(Отв.4,2,1,5,3)
В2. С именами каких четырёх полководцев связана Берлинская операция? В ответ внесите последовательность цифр (без пробелов и каких-либо символов), соответствующую номерам военачальников в ниже приведённом списке.
1) И.Д. Черняховский 2) Н.Ф. Ватутин 3) Г.К. Жуков 4) И.С. Конев
5) С.М. Будённый 6) В.И. Чуйков 7) К.К. Рокоссовский(отв.3,4,6,7)
В 3. По отдельным фрагментам биографии определите, о ком идёт речь
«Сын железнодорожного машиниста, участник 1-ой мировой войны. В войне дослужился до чина унтер-офицера. Добровольцем вступил в Красную армию. В 48 лет он стал Маршалом Советского Союза. Ему пришлось испытать «прелести» сталинских тюрем и лагерей. Именно он должен был «брать» Берлин, но приказ И.В. Сталина сместил его с должности командующего главным направлением удара. Он похоронен на Красной площади у Кремлевской стены».(Отв.Рокоссовский)
5 конкурс «Дальше, дальше, дальше…». Командам поочередно задаются вопросы, в быстром темпе. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если команда дает неправильный ответ, можно спросить соперников или болельщиков.
1. Назовите командующих фронтами, участвовавших в Берлинской операции?
2.Когда советские войска начали непосредственный штурм Берлина?
3.. Когда советские воины водрузили Знамя Победы над рейхстагом?(30 апр. 1945)
4. Когда и где был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии?
5. Кто водрузил знамя над Рейхстагом?(Михаил Егоров и Милитон Кантария)
6.Каждое дополнение было к договору о дружбе между СССР и Германией в 1939г. (секретные протоколы)
7.В чем главный смысл этого документа (зафиксирован раздел Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином).
8.Как назывались оборонительные укрепления Карельского перешейка (линия Маннергейма).
9.Какой план нападения на СССР разработал германский генеральный штаб (план «Барбаросса» - молниеносная война – за 4-6 недель выйти за рубеж Архангельск- Астрахань).
10.Какие страны вошли в состав антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания, США).
11.Защитники какой крепости стали знамениты в первые дни войны.
(Брестская крепость).
12.Что сказал Гитлер о судьбе Москвы («стереть город с лица земли, а на его месте построить искусственное озеро»).
13.. Что такое эвакуация (перемещение в безопасное место).
14. Что такое «рельсовая война» (ее вели партизаны, взрывая железнодорожные пути).
15. Как назывались новые немецкие танки в битве под Курском (тигр, Пантера
6 конкурс: «Ты мне, я тебе».
Команды задают вопросы друг другу, которые они готовили заранее
Подведение итогов.
1. Подсчитываются баллы у каждой команды. Называется победитель.
Участники этой команды получают по «5» . Команда, получившая меньше баллов получают по «4».
2. Болельщики, получившие жетоны тоже получают оценки.
1 жетон - «4»
2 жетона и более - «5».
3. Студенты, читавшие доклад и показывающие фильм получают по «5» 4. Отметить самых активных и эрудированных. Команда выбирает по
два – три человека, принесших наибольшее количество баллов. Они получают по дополнительной «5».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вывод, который мы должны сделать сегодня. Историческая заслуга советского народа и его вооруженных сил состоит в том, что они, разгромив фашистские полчища, ликвидировали опасность распространения агрессии на другие страны и континенты. Народы Советского Союза на своих плечах вынесли основную тяжесть войны и сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.
За героизм на фронтах В.О.В. более 7 млн. человек награждены боевыми орденами и медалями, свыше 16 млн. трудящихся награждены медалью «За доблестный труд в В.О.В.», 11633 воина были удостоены звания Героя Советского Союза.
Но победа в этой войне, которая длилась 1418 дней и ночей, далась очень дорогой
ценой – 27 млн. чел. жизней. И долгожданный День Победы - это светлый и радостный праздник. Праздник, который каждый год нам напоминает об этой действительно Великой и поистине Отечественной войне. Это праздник, но пусть у нашего народа и народов всей планеты не будет больше поводов для таких праздников.