Брейн-ринг «Сказки» |
Внеклассное чтение |
|
Урок –игра для учащихся начальной школы |
|
Учитель ГБОУ № 206: Дворникова С.В. |
|
|
Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках.
Задачи:
• Закрепить понятия: народная и литературная сказка.
• Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки
о животных и др.
• Учить детей определять виды сказок.
• Привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.
• Продолжить обогащение словаря детей новыми словами.
• Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.
Оборудование:
• Книжная выставка «Сказки».
• Красивая надпись на доске: Брейн-ринг «Сказки».
• Бубен вместо гонга.
• «Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п.
• Предметы для «Черного ящика»: швейная игла, мочалка, муляжи или
картинки (луковица, помидор, апельсин, лимон), игрушка Чебурашка,
иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
• Конверты с вопросами игры.
• Призовые фишки за правильные ответы.
Ход занятия:
1. Орг.начало
2. Вступительная беседа
Слайд 1
Сейчас на уроках литературы вы читаете народные сказки. И сегодня наша игротека посвящается разным сказкам. Со сказками вы знакомы с раннего детства.
Слайд 2
Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? (Репка, Колобок, Курочка Ряба).
Ребята! А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки)
Есть сказки, которые сочиняет народ,
Слайд 3
а есть сказки литературные.
Слайд 4
Авторами этих сказок являются писатели. Каких писателей-сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, А.Толстой, К.Чуковский и др.
Слайд 5
Зарубежные: Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм и др.)
Знаете ли вы, что сказки бывают разные: есть сказки, в которых действуют необычные герои: предметы, вещи, которые совершают разные чудеса. Как называются такие сказки? (Волшебные).
Слайд 6
Приведите примеры волшебных сказок («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик-Нос»).
Слайд 7
Есть сказки, в которых описываются отношения людей. Такие сказки называются бытовыми. Можно отнести к бытовым сказкам «Каша из топора», «Мена», «Елена-Премудрая»).
Слайд 8
Очень много сказок, в которых действующими лицами являются животные. Назовите такие сказки ( «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
Слайд 9
В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы такая простая и всем знакомая сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (ОБЖ). Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.
3. Правила игры
Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру «Брейн-ринг» и выясним, хорошо ли вы знаете сказки.
Класс делится на несколько команд по 4-6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен я задаю вопрос команде. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются.
4. Вопросы игры
Слайд 10
• Героиня, какой сказки, так говорит о себе:
«Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?» (Дюймовочка) Кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)
Слайд 11
• Внимание - «Волшебный сундучок»!
С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
Слайд 12
• Внимание - Объявление!
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас.
Нарвите до рассвета
Подснежников простых
И вам дадут за это
Корзину золотых!
В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? Кто автор этой сказки?
(Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)
Слайд 13
• Внимание – «Волшебная папка»!
Узнайте сказку по иллюстрациям. Назовите ее полное название и автора.
К иллюстрациям можно дать подсказки в стихах:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Князь у синя моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Слайд 14
• Назвать автора и сказку, отрывок из которой вы услышите:
«Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»
(Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
Слайд 15
• Из какой сказки эти слова:
Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом.
Звезды на небе считает
И краюшку уплетает.
Кто ее автор?
(П.Ершов. «Конек-горбунок»)
Слайд 16
• Внимание – реклама!
Вот вам дети по стреле:
И стреляйте на заре.
Где стрела-то упадет
Там и счастье ваше ждет.
По какой сказке сделана эта реклама?
(В сказке «Царевна-лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего - Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна-лягушка.)
Слайд 17
• Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка?
(Емеля поехал по печке в сказке «По щучьему велению»)
Слайд 18
• Внимание – «Волшебная шкатулка»!
Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Что это за вещь? Из какой сказки? Кто ее автор?
(Крокодил проглотил мочалку в сказке К.Чуковского «Мойдодыр»)
Слайд 19
• Кто так говорил о себе:
«Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным».
(Кай, герой сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)
Слайд 20
• Внимание – «Черный ящик»!
Здесь находится игрушка – это главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола?
(Игрушка Чебурашка. Сказка Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)
Слайд 21
• О ком идет речь в этих стихах?
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Василиса Прекрасная - героиня одноименной сказки)
Слайд 22
• Внимание – «Волшебная корзинка»!
В какой сказке эти овощи и фрукты (луковица, помидор, лимон, апельсин) действуют как живые существа? Кто написал эту сказку?
(Д.Родари «Приключения Чипполино»)
Слайд 23
• Какие слова надо было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил все желания?
(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.)
Кто автор сказки «Цветик-семицветик»? (В.Катаев)
Слайд 24
5. Завершение игры
Подведение итогов игры.
Награждение победителей и участников игры.
Общий танец под музыку песни из кинофильма «Приключения Буратино»