СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брейн-ринг между 9-ми классами: Средства художественной выразительности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брейн-ринг между 9-ми классами:

 

Средства художественной выразительности.Козлова И.Ю., 

Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг между 9-ми классами: Средства художественной выразительности»

Готовимся к ГИА по русскому языку Брейн-ринг между 9-ми классами:  Средства художественной выразительности  Подготовила Козлова И.Ю., учитель русского языка и литературы  МБУ школы №21 г.о. Тольятти 2011-2012

Готовимся к ГИА по русскому языку

Брейн-ринг между 9-ми классами:

Средства художественной выразительности

Подготовила Козлова И.Ю.,

учитель русского языка и литературы

МБУ школы №21 г.о. Тольятти

2011-2012

1. Определите, в каком предложении использована метафора.  А сама-то величава,  выступает, словно пава. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Осень. Сказочный чертог,  Всем открытый для обзора.     За окном ветерок веселится,  То подпрыгнет, то притаится…

1. Определите, в каком предложении использована метафора.

А сама-то величава,

выступает, словно пава.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора.

За окном ветерок веселится,

То подпрыгнет, то притаится…

2. Липы обруч золотой —Как венец на новобрачной .  Определите средство выразительности.   Сравнение Метафора Метонимия Оксюморон

2. Липы обруч золотой —Как венец на новобрачной .

Определите средство выразительности.

Сравнение

Метафора

Метонимия

Оксюморон

3 . Мы, листики осенние, на веточках сидели.  Дунул ветер - полетели .  Определите средство выразительности.   Сравнение Олицетворение Антитеза Анафора

3 . Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер - полетели . Определите средство выразительности.

Сравнение

Олицетворение

Антитеза

Анафора

4 . Назовите вариант ответа, в котором употреблена гипербола . Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой Ты всё пела? Это – дело… Все флаги в гости будут к нам! … Редкая птица  долетит до середины Днепра

4 . Назовите вариант ответа, в котором употреблена гипербола .

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой

Ты всё пела? Это – дело…

Все флаги в гости будут к нам!

Редкая птица долетит до середины Днепра

5. Так скушай же ещё тарелочку, мой друг ! Определите средство выразительности. эпифора оксюморон метонимия эпитет

5. Так скушай же ещё тарелочку, мой друг !

Определите средство выразительности.

эпифора

оксюморон

метонимия

эпитет

6 . Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень  Не столь различны меж собой… Определите средство выразительности Метафора Антитеза Лексический повтор Риторический вопрос

6 . Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой…

Определите средство выразительности

Метафора

Антитеза

Лексический повтор

Риторический вопрос

7. Найдите «четвёртое лишнее»  Лес, точно терем расписной…     Березы желтою резьбой  Блестят в лазури голубой   Как вышки, елочки темнеют… В желтых кленах флигеля,  Словно в золоченых рамах.

7. Найдите «четвёртое лишнее»

Лес, точно терем расписной…

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой

Как вышки, елочки темнеют…

В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах.

8. Иль нам с Европой спорить ново?  Иль русский от побед отвык? Определите средство выразительности . эпитет Риторическое восклицание Анафора Сравнение

8. Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Определите средство выразительности .

эпитет

Риторическое восклицание

Анафора

Сравнение

9. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке . Какое средство выразительности использовано в данном отрывке? Эпитет Градация Инверсия Эпифора

9. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке . Какое средство выразительности использовано в данном отрывке?

Эпитет

Градация

Инверсия

Эпифора

10. Определите, в каком отрывке употреблена метонимия. Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот. Непуганая ташкентская весна прошла за окном, вступила в лето…  То стынешь в блеске лунного света, то стонешь, облитый пеною ран   В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз

10. Определите, в каком отрывке употреблена метонимия.

Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

Непуганая ташкентская весна прошла за окном, вступила в лето…

То стынешь в блеске лунного света,

то стонешь, облитый пеною ран

В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз

11 . Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот . Определите средство выразительности . Гипербола Литота Перифраз Олицетворение

11 . Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот . Определите средство выразительности .

Гипербола

Литота

Перифраз

Олицетворение

12. Найдите оксюморон . Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.  В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз  Простите, простите, простите меня!  С наглой скромностью смотрит в глаза

12. Найдите оксюморон .

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз

Простите, простите, простите меня!

С наглой скромностью смотрит в глаза

13. Талии никак не толще бутылочной шейки .  Определите средство выразительности. Гипербола Риторический вопрос Литота Антитеза

13. Талии никак не толще бутылочной шейки . Определите средство выразительности.

Гипербола

Риторический вопрос

Литота

Антитеза

14. Найдите предложение с фразеологизмом Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. Он обязательно будет кривить душой перед другими.  Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего  Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…

14. Найдите предложение с фразеологизмом

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнажённой.

Он обязательно будет кривить душой перед другими.

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам…

15. Быстро лечу я по рельсам чугунным. /Думаю думу свою. Определите средство выразительности . градация аллитерация ассонанс олицетворение

15. Быстро лечу я по рельсам чугунным. /Думаю думу свою.

Определите средство выразительности .

градация

аллитерация

ассонанс

олицетворение

16.  «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила . Определите средство выразительности .  Риторический вопрос Ирония Антитеза Градация

16. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила . Определите средство выразительности .

Риторический вопрос

Ирония

Антитеза

Градация

17. Найдите «четвёртое лишнее» Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди.  Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким  Как вышки, елочки темнеют

17. Найдите «четвёртое лишнее»

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди.

Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким

Как вышки, елочки темнеют

18. Простите, простите, простите меня!  – какой приём здесь использован?  Градация Лексический повтор Риторический вопрос Инверсия

18. Простите, простите, простите меня! какой приём здесь использован?

Градация

Лексический повтор

Риторический вопрос

Инверсия

19. Найдите олицетворение. Плачут вербы, шепчут тополя В сто сорок солнц закат пылал Октябрь серебристо-ореховый страна восходящего солнца

19. Найдите олицетворение.

Плачут вербы, шепчут тополя

В сто сорок солнц закат пылал

Октябрь серебристо-ореховый

страна восходящего солнца

20. Определите, в каком отрывке использована перифраза . Слухи действительно пошли. И самые фантастические Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?  Ученье – свет, а неученье – тьма   Солнце русской поэзии .

20. Определите, в каком отрывке использована перифраза .

Слухи действительно пошли. И самые фантастические

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Ученье – свет, а неученье – тьма

Солнце русской поэзии .

1 П Р 2 3 О 11 3 1 В 12 1 4 2 4 4 13 Е 5 3 14 6 3 Р 7 2 И 15 2 3 16 2 М 8 3 17 9 2 1 18 10 3 4 19 2 20 1 4

1

П

Р

2

3

О

11

3

1

В

12

1

4

2

4

4

13

Е

5

3

14

6

3

Р

7

2

И

15

2

3

16

2

М

8

3

17

9

2

1

18

10

3

4

19

2

20

1

4

Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
  • Кормили плохо, вечно хотелось есть.
  • Утка была некрупная, молодая.
  • Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
  • Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
  • Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
  • Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
  • - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
  • Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
  • Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
  • Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...
  • Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
  • Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот

«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а

каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик

средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не

штаны и куртка, а кованые доспехи».

  • Гипербола
  • Метафора
  • Антитеза
  • Сравнительный оборот
«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы

«И он готов ради этого работать день

и ночь, трудиться не покладая рук».

  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Синтаксический параллелизм
  • Фразеологизмы

«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора

«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в

нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и

отцу по телефону и что передавали в «Последних

известиях», нечётко выполняли режим дня».

  • Лексический повтор
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора
«За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли». Лексика разговорного стиля Эпитет Олицетворение Гипербола

«За пятёрочками Наталья не гонялась,

а они сами к ней липли».

  • Лексика разговорного стиля
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Гипербола

Задание 21 - 4 Задание 22 - 4 Задание 23 - 2 Задание 24 – 3 (антитеза) Задание 25 – 4 (фразеологизмы) Задание 26 – 1 (лексический повтор) Задание 27 – 1 (лексика разговорного стиля)
  • Задание 21 - 4
  • Задание 22 - 4
  • Задание 23 - 2
  • Задание 24 – 3 (антитеза)
  • Задание 25 – 4 (фразеологизмы)
  • Задание 26 – 1 (лексический повтор)
  • Задание 27 – 1 (лексика разговорного стиля)
I вариант II вариант 1. Под ним струя светлей лазури 1. Жизни мышья беготня…   Что тревожишь ты меня? 2. Богатырский конь через лес перепрыгивает 2. Мальчик с пальчик 3. Задремали звёзды золотые   3. Лес, словно терем расписной. 4. Впереди – пустынный сентябрьский день   4. Когда народ….    Белинского и Гоголя    С базара понесет.    5 . Вода устала петь, устала течь,     Сиять, струиться и переливаться.   5. О Волга, колыбель моя!  

I вариант

II вариант

1. Под ним струя светлей лазури

1. Жизни мышья беготня…

  Что тревожишь ты меня?

2. Богатырский конь через лес перепрыгивает

2. Мальчик с пальчик

3. Задремали звёзды золотые

  3. Лес, словно терем расписной.

4. Впереди – пустынный сентябрьский день

  4. Когда народ….    Белинского и Гоголя

   С базара понесет. 

  5 . Вода устала петь, устала течь,

    Сиять, струиться и переливаться.

  5. О Волга, колыбель моя!  

6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,     детьми, и вместе с нами вставали. 6.Мело, мело по всей земле,   Во все пределы.       Свеча горела на столе,    Свеча горела 7. Она щебечет и поёт     В преддверье бора,      как бы оберегая вход     В лесные норы. 8. В багрец и золото одетые леса 7. Они сошлись. Волна и камень,     Стихи и проза, лед и пламень,    Не столь различны меж собой.   8. Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Скоро Осень проснется     и заплачет спросонья 9. Гораздо интереснее казались морские коньки 10. Но предстоит еще заледенеть,       И уж не петь, а, как броня, звенеть 10. И пунша пламень голубой. 

6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,

    детьми, и вместе с нами вставали.

6.Мело, мело по всей земле,

  Во все пределы.   

   Свеча горела на столе,

   Свеча горела

7. Она щебечет и поёт

    В преддверье бора,

     как бы оберегая вход

    В лесные норы.

8. В багрец и золото одетые леса

7. Они сошлись. Волна и камень,

   Стихи и проза, лед и пламень,

  Не столь различны меж собой.

  8. Мы с тобой не виделись сто лет!

9. Скоро Осень проснется

    и заплачет спросонья

9. Гораздо интереснее казались морские коньки

10. Но предстоит еще заледенеть,

      И уж не петь, а, как броня, звенеть

10. И пунша пламень голубой. 

Проверим Проверим I вариант II вариант   1 .Сравнение(простое).      1. Риторический вопрос    2. Гипербола  2. Литота    3 .Олицетворение 3 .Сравнение   4 .Эпитет.      5 .Однородные члены предложения.    4. Метонимия  5 .Обращение  6 .Олицетворение  6 .Лексический повтор      7 .Сравнение.   7 .Антитеза 8 .Метафора  8 .Гипербола  9. Олицетворени 9 .Сравнение  10 .Сравнение  10 . Метафора

Проверим

Проверим

I вариант

II вариант

  1 .Сравнение(простое).    

1. Риторический вопрос  

2. Гипербола

2. Литота

  3 .Олицетворение

3 .Сравнение 

4 .Эпитет.    

5 .Однородные члены предложения.   

4. Метонимия

5 .Обращение

6 .Олицетворение

6 .Лексический повтор     

7 .Сравнение. 

7 .Антитеза

8 .Метафора

8 .Гипербола

9. Олицетворени

9 .Сравнение

10 .Сравнение

10 . Метафора

Ресурс создан по шаблону, созданному Захаровой Т.А., методистом Рязанского института развития образования,  и Байдаковой Т. Б., учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края.
  • Ресурс создан по шаблону, созданному

Захаровой Т.А., методистом Рязанского института развития образования, и

Байдаковой Т. Б., учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!