Готовимся к ГИА по русскому языку
Брейн-ринг между 9-ми классами:
Средства художественной выразительности
Подготовила Козлова И.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБУ школы №21 г.о. Тольятти
2011-2012
1. Определите, в каком предложении использована метафора.
А сама-то величава,
выступает, словно пава.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора.
За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится…
2. Липы обруч золотой —Как венец на новобрачной .
Определите средство выразительности.
Сравнение
Метафора
Метонимия
Оксюморон
3 . Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер - полетели . Определите средство выразительности.
Сравнение
Олицетворение
Антитеза
Анафора
4 . Назовите вариант ответа, в котором употреблена гипербола .
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой
Ты всё пела? Это – дело…
Все флаги в гости будут к нам!
… Редкая птица долетит до середины Днепра
5. Так скушай же ещё тарелочку, мой друг !
Определите средство выразительности.
эпифора
оксюморон
метонимия
эпитет
6 . Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой…
Определите средство выразительности
Метафора
Антитеза
Лексический повтор
Риторический вопрос
7. Найдите «четвёртое лишнее»
Лес, точно терем расписной…
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют…
В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах.
8. Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Определите средство выразительности .
эпитет
Риторическое восклицание
Анафора
Сравнение
9. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке . Какое средство выразительности использовано в данном отрывке?
Эпитет
Градация
Инверсия
Эпифора
10. Определите, в каком отрывке употреблена метонимия.
Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.
Непуганая ташкентская весна прошла за окном, вступила в лето…
То стынешь в блеске лунного света,
то стонешь, облитый пеною ран
В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз
11 . Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот . Определите средство выразительности .
Гипербола
Литота
Перифраз
Олицетворение
12. Найдите оксюморон .
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз
Простите, простите, простите меня!
С наглой скромностью смотрит в глаза
13. Талии никак не толще бутылочной шейки . Определите средство выразительности.
Гипербола
Риторический вопрос
Литота
Антитеза
14. Найдите предложение с фразеологизмом
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
Он обязательно будет кривить душой перед другими.
Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…
15. Быстро лечу я по рельсам чугунным. /Думаю думу свою.
Определите средство выразительности .
градация
аллитерация
ассонанс
олицетворение
16. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»— Лисица, встретяся с Ослом, его спросила . Определите средство выразительности .
Риторический вопрос
Ирония
Антитеза
Градация
17. Найдите «четвёртое лишнее»
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди.
Вот охватывает ветер стаи волн объятием крепким
Как вышки, елочки темнеют
18. Простите, простите, простите меня! – какой приём здесь использован?
Градация
Лексический повтор
Риторический вопрос
Инверсия
19. Найдите олицетворение.
Плачут вербы, шепчут тополя
В сто сорок солнц закат пылал
Октябрь серебристо-ореховый
страна восходящего солнца
20. Определите, в каком отрывке использована перифраза .
Слухи действительно пошли. И самые фантастические
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Ученье – свет, а неученье – тьма
Солнце русской поэзии .
1
П
Р
2
3
О
11
3
1
В
12
1
4
2
4
4
13
Е
5
3
14
6
3
Р
7
2
И
15
2
3
16
2
М
8
3
17
9
2
1
18
10
3
4
19
2
20
1
4
- Кормили плохо, вечно хотелось есть.
- Утка была некрупная, молодая.
- Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
- Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
- Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
- Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
- - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
- Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
- Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
- Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...
- Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
- Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а
каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик
средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не
штаны и куртка, а кованые доспехи».
- Гипербола
- Метафора
- Антитеза
- Сравнительный оборот
«И он готов ради этого работать день
и ночь, трудиться не покладая рук».
- Эпитет
- Олицетворение
- Синтаксический параллелизм
- Фразеологизмы
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в
нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и
отцу по телефону и что передавали в «Последних
известиях», нечётко выполняли режим дня».
- Лексический повтор
- Эпитет
- Олицетворение
- Метафора
«За пятёрочками Наталья не гонялась,
а они сами к ней липли».
- Лексика разговорного стиля
- Эпитет
- Олицетворение
- Гипербола
- Задание 21 - 4
- Задание 22 - 4
- Задание 23 - 2
- Задание 24 – 3 (антитеза)
- Задание 25 – 4 (фразеологизмы)
- Задание 26 – 1 (лексический повтор)
- Задание 27 – 1 (лексика разговорного стиля)
I вариант
II вариант
1. Под ним струя светлей лазури
1. Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
2. Богатырский конь через лес перепрыгивает
2. Мальчик с пальчик
3. Задремали звёзды золотые
3. Лес, словно терем расписной.
4. Впереди – пустынный сентябрьский день
4. Когда народ…. Белинского и Гоголя
С базара понесет.
5 . Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
5. О Волга, колыбель моя!
6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,
детьми, и вместе с нами вставали.
6.Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела
7. Она щебечет и поёт
В преддверье бора,
как бы оберегая вход
В лесные норы.
8. В багрец и золото одетые леса
7. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
8. Мы с тобой не виделись сто лет!
9. Скоро Осень проснется
и заплачет спросонья
9. Гораздо интереснее казались морские коньки
10. Но предстоит еще заледенеть,
И уж не петь, а, как броня, звенеть
10. И пунша пламень голубой.
Проверим
Проверим
I вариант
II вариант
1 .Сравнение(простое).
1. Риторический вопрос
2. Гипербола
2. Литота
3 .Олицетворение
3 .Сравнение
4 .Эпитет.
5 .Однородные члены предложения.
4. Метонимия
5 .Обращение
6 .Олицетворение
6 .Лексический повтор
7 .Сравнение.
7 .Антитеза
8 .Метафора
8 .Гипербола
9. Олицетворени
9 .Сравнение
10 .Сравнение
10 . Метафора
- Ресурс создан по шаблону, созданному
Захаровой Т.А., методистом Рязанского института развития образования, и
Байдаковой Т. Б., учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г.Амурска Хабаровского края.