Брейн-ринг «Выучи русский язык!»
Цель: расширить знания учащихся в области лексикологии, синтаксиса, пунктуации, морфологии;
развивать логическое и образное мышление учащихся;
воспитывать любовь к родному языку
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке,
словари
Ход игры
1.Чтецы декламируют стихи.
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт)
2.Ведущий
В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. Сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие представители 5-9 классов – знатоки русского языка.
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!
Девиз нашей игры: Выучи русский язык!
Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
3.Игра-соревнование
1)Разминка
Назовите слово по его лексическому значению.
1.Место стоянки судов (пристань)
2.Глава государства (президент)
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4.Человек, совершивший подвиг (герой)
5.Руководитель предприятия (директор)
6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)
7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
9.Больной, лечащийся у врача (пациент)
10.Титул древнеегипетских царей (фараон)
11.Группа морских островов (архипелаг)
12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)
13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)
14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)
15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)
16. Смотр войск (парад)
17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)
18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)
19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)
20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)
21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)
22.Устное народное творчество (фольклор)
23. Машина для уборки хлеба (комбайн)
24.Место на реке, где её можно перейти (брод)
25.Общая часть родственных слов (корень)
26.Отверстие вулкана (кратер)
27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)
28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)
29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)
30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)
31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)
32.Научный опыт (эксперимент)
33.Научное справочное пособие (энциклопедия)
34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)
35.Герой русских былин (богатырь)
36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)
37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)
38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)
39.Землеройная машина (экскаватор)
40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)
41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)
42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)
2) К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)
3)Практика
-Составьте предложения, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н). (Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.
-Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Во время выполнения заданий командами учащиеся читают стихи, разыгрывают сценки.
Слово о словах.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
(В.Солоухин)
Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
Задание:
замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:
-денег куры не клюют,
-на все руки мастер,
-водить за нос
-заруби себе на носу
-это рукой подать,
-от корки до корки,
-держать язык за зубами,
-делать из мухи слона.
-Объясните смысл словосочетаний
Грамотный инженер – «обладающий знаниями в определенной области»
Грамотное сочинение – «не содержащее ошибок»
Грамотный чертеж – «выполненный со знанием дела»
Грамотный ученик – «умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить»)
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушки и в пирог…
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее – творог?
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -
Сказав: «Прошу Вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!»
Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь, где указано, что будет правильно произносит это слово и творог, и творог
5)Закончить пословицы и поговорки.
Весна красна цветами,…(а осень снопами)
Весною час упустишь -…(годом не наверстаешь)
Осень прикажет, а …(весна свое скажет)
Декабрь год кончает, а …(зиму начинает)
В зимний холод…(всякий молод)
Ни в марте воды,…(ни в апреле травы)
Лето припасает, а…(зима поедает)
Где в апреле река,…(там в июле лужица)
Кто быстрее, кто больше?
Сообразительность
Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.
Или Скоросшиватель
Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток
Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит
Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь
Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок
Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора
- Определите, где предлоги, а где наречия?
1.Вокруг стояла тишина
2.Туристы расположились вокруг костра
3.Не мешай слушать, после расскажешь
4.После небольшого отдыха все запели.
(1 и 3 предложения – с наречиями. 2 и 4 – с предлогами)
«Разгадай кроссворд».
Кроссворд
По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.
Инсценировка отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
-Подумаешь, -сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей.
- Она желтая, красивая, такая! – И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка
-Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
-Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей
-Про какую овсянку?
-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
-Каша песни пела?! – изумился Матвей.
-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать.
-Айда!-согласился Матвей.
-Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
7)Занимательная
Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.
Победителем будет та команда, которая последней назовет кинокартину. Назовите фильмы в названиях которых есть имена числительные
Три орешка для золушки
Двадцать дней без войны
В шесть часов вечера после войны
Д Артаньян и три мушкетера
Три плюс два
Три толстяка
Двенадцать мгновений весны
Семь невест ефрейтора Збруева
Пять невест
Восьмидесятые
Двенадцать
Два капитана
Пятница тринадцатое
Двенадцать стульев
Сердца четырех
Три тополя на Плющихе
Подведение итогов
Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
Замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:
-денег куры не клюют,
-на все руки мастер,
-водить за нос
-заруби себе на носу
-это рукой подать,
-от корки до корки,
-держать язык за зубами,
-делать из мухи слона.
-Объясните смысл словосочетаний
Грамотный инженер
Грамотное сочинение –
Грамотный чертеж –
Грамотный ученик –
Замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:
-денег куры не клюют,
-на все руки мастер,
-водить за нос
-заруби себе на носу
-это рукой подать,
-от корки до корки,
-держать язык за зубами,
-делать из мухи слона.
-Объясните смысл словосочетаний
Грамотный инженер
Грамотное сочинение –
Грамотный чертеж –
Грамотный ученик –
По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.
По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.