Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера таких как:
Смена социальной обстановки;
Изменением роли учащегося;
Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность
Увеличение учебной нагрузки;
Создание ситуации успеха для пятиклассников;
Изменение режима дня;
Большое количество учителей вместо одного, характеризуется разностью систем и форм обучения;
Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.;
Различие требований со стороны учителей-предметников, что порождает вариативность поведения школьников;
Изменение стиля общения учителей с детьми, личностный контакт с учителями;
Наличие большей свободы и самостоятельности;
Отсутствие индивидуального контроля со стороны учителей;
Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Успешная адаптация — это когда:
Удовлетворённость ребёнка процессом обучения;
Ребёнок легко справляется с программой;
Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
Удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Но как понять, что у ребенка возникли проблемы и ему нужна наша помощь?! Важно помнить следующие моменты и реагировать на них как можно быстрее, привлекать к решению проблемы не только учителей, но и всех членов семьи. Что-то пошло не так, если:
усталый, утомленный внешний вид ребенка.
нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелание выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие
Причины возникновения проблемы с адаптацией пятиклассника:
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
Неспособность учащихся справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
Неспособность учащихся адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;
Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях на первой ступени;
Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
Вы можете помочь преодолеть все трудности если:
1. Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
4. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку
4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.
10. Прочтите литературу из рекомендуемого списка. Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы.
11. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

Классный руководитель Ксения Анатольевна

Памятка для родителей пятиклассника

Гимназия №10, 2017 г.