СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра на тему: «Эмпирические методы исследований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра на тему: «Эмпирические методы исследований»

Просмотр содержимого документа
«Брошюра на тему: «Эмпирические методы исследований»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»








Эмпирические методы исследования для младших школьников.



Подготовила:

студентка Ш-32 группы

Субботина Аурика

Преподаватель: Великановская Л. А.







Ейск, 2020

Оглавление

Введение 3

Тесты 4

Наблюдение……………………………………………………………………….….19

Методы опроса 23

Социометрия 32

Заключение……………………………...…………34

Список литературы…………………………….….35





















ВВЕДЕНИЕ

Брошюра содержит задания, тесты и опросники для эмпирических исследований младших школьников.

Эмпирические методы исследования направлены на обеспечение непосредственного практического познания исследуемых участников педагогического процесса, точную регистрацию выявленных явлений и фактов, которые необходимы для последующего теоретического анализа.

Сущность эмпирического педагогического исследования состоит в том, что оно нацелено на сбор, накопление, классификацию и анализ информации, полученной в процессе практического исследования.





ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ  ЖИВОТНОЕ»

Цель:    Исследование  индивидуальных особенностей и качеств личности детей, развитие  воображения.           

Материал: Стандартный лист белой бумаги и простой мягкий карандаш.

Допустимо, но нежелательно,  использование фломастеров или цветных карандашей, поскольку в этом случае  сложно учесть очень  важный  диагностический показатель -  нажим карандаша.

Инструкция:  Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, такое, которого в жизни,  и назовите  его несуществующим именем.

Беседа по вопросам:

      1.  Как зовут это животное?

    2.  С кем оно живёт?  Где?

    3.  Есть ли у него друзья, с кем это животное дружит?

    4.  Чем питается и как добывает пищу?

    5.  Как  оно себя защищает в опасных ситуациях?

    6.  Какое оно, доброе или злое?  Почему?

Интерпретация  рисунка:

              Размер фигуры нарисованного животного и расположение на листе:

            Размер фигуры связан с самооценкой ребёнка: чем больше размер, тем выше  самооценка.                  

       А её расположение на листе бумаги  - с уровнем притязаний. В норме рисунок располагается на середине листа. Расположение в верхней  части листа  часто говорит о  высоких притязаниях, а в нижней части – о заниженных - низкой самооценке, неуверенности в своих силах, отсутствии стремления к самоутверждению.

       Наиболее адекватным считается большой рисунок, расположенный в средней части 

       листа. Это говорит об уверенности ребёнка в себе, о его стремлении проявить себя,

       получить высокую оценку.

       Большое животное в верхней части листа свидетельствует о завышенной самооценке

       ребёнка, его притязаниях на лидерство, на самые высокие оценки. Если рисунок ещё

       и  витиеватый  / украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д. / - можно говорить

       о демонстративности ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание

       любой ценой / возможна  роль дезорганизатора /.

      Маленькие фигурки в самом низу листа говорят о неуверенности, тревожности,

      о развитии комплекса неполноценности  /авторитарный стиль воспитания /

      Если есть несовпадения между самооценкой  ребёнка и уровнем его притязаний -

      можно говорить о наличии внутренних конфликтов / маленькая фигурка

      на самом верху листа, либо большая фигура  - в самом низу /.

Размещение фигуры по горизонтали

     

       Фигура, смещённая в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать

       об инфантильности ребёнка, его стремлении назад, в детство / чрезмерные требования,

       появление младшего брата /, человек более склонен фантазировать, размышлять,

       ребёнок не всегда завершает начатое дело в разных видах деятельности.

     

    Фигура, сдвинутая в правую сторону, либо смотрящая вправо, говорит о желании

     стать взрослым, о стремлении в будущее / дети не очень удовлетворены настоящим /

     Высокая целеустремлённость и активность.

     Голова в положении анфас – свидетельство эгоцентризма.

    Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности.

     А по вертикали – об уверенности, стремлении к лидерству, агрессивности. 

     Голова: крупная по отношению к телу, говорит о том, что ребёнок высоко ценит

     интеллектуальные качества в себе и окружающих.

     Глаза, уши, рот – их отсутствие говорит о неприятии информации, поступающей по

     данному сенсорному каналу.

     Ресницы:  показатель демонстративных манер, заинтересованность в одобрении.

     Рот: - приоткрытый, в котором виден язык – разговорчивость, болтливость.

     Открытый рот, заштрихованный – лёгкость возникновения опасений и  страхов.

     Рот с зубами: особенно заострёнными – признак  вербальной агрессии: защитной,

     огрызается на агрессию.  Зачерченный  круглый рот – боязливость, тревожность.

     Рога, шипы, иглы, когти, щетина, клюв: дополнительные признаки агрессии.

     Грива, шерсть, подобие причёски – чувственность, сексуальность.

     Перья: демонстративное поведение, тенденция украсить себя.

     Панцирь, броня – желание ребёнка спрятаться, уйти от общения  / проявляется у

     замкнутых, тревожных детей.

     Барьеры, заборы: отгороженность самого ребёнка, желание уйти  от общения.

     Рисунки птиц, бабочек, зверей с крыльями – это желание избавиться

     от неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников.

    Антенны, провода, бинокли – интерес к окружающему миру, к другим людям.

    Опорная часть фигуры / ноги, лапы, постамент / оценивается по форме и размеру.

    Основательность ног – рациональность, обдуманность решений, сдержанность.

    Субтильные лапки – легкомыслие, поверхностность суждений, импульсивность.

    Ноги одинаковые, направлены в одну сторону – стандартность, банальность мышления.

    Разнообразность формы и  положения ног – самостоятельность, своеобразность  

    мышления. Необычные ноги – проявление творческого начала.

   

    Соединение ног с корпусом:  точное, тщательное, небрежное, слабое или  вовсе нет

    соединения.   Это степень контроля ребёнка за своими рассуждениями, решениями.

   

    Крылья, щупальца, дополнительные  ноги, перья, бантики, кудри-завитушки.

    Если это функциональные детали, это говорит о широком круге интересов,

    Любознательности, увлечённости своей деятельностью.

    Если же украшающие детали – демонстративность, манерность.

    Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, поступкам.

    Хвосты повёрнуты вправо – отношение к своим действиям и поведению.

    Хвосты повёрнуты влево  - отношение к собственному внутреннему миру.

    Хвост направлен вверх -  положительное отношение к себе, бодрость, уверенность.

    Хвост направлен вниз – недовольство собой, неуверенность, подавленность.

 

    Контуры фигуры: наличие выступов, шипов, иголок, наростов – особенности

    психологической защиты от окружающих.

    Направленность вверх – источник напряжения люди: родители, воспитатели, учителя.

    Направленность вниз – боязнь непризнания, насмешек, потеря авторитета.

    Боковые выступы: готовность встретить опасность с любой стороны.

    Общая энергия: чем больше составных частей и элементов в фигуре животного,

    тем выше энергия ребёнка. В противоположном случае – мало энергии у ребёнка.

    Слабая паутинообразная линия,  без нажима –  характерна астеникам.

    Жирная линия, с нажимом – это тревожность, повышенный тонус мышц рук.

    Сильная прямая штриховка – внутреннее напряжение, стремление к лидерству.

    Косая штриховка с сильным нажимом – нервозность, неуверенность, обидчивость.

    Штриховка кругами – связана с инфантилизмом, стремлением ребёнка к защите,

    к любви и ласке, которых ему не хватает.

   

    Животные угрожающие: лев, бегемот, волк, слон.

    Нейтральные:  белки, собаки, кошки.

    Те, кому угрожают: - это птицы, муравьи, насекомые, улитки, букашки.

    Это отношение к своему «Я», представление о своём положении в мире, здесь

    рисуемое животное – представитель самого рисующего.

    Уподобление животного человеку, схожесть мордочки животного с лицом и т.д.  –      

    это признак инфантильности, эмоциональной незрелости.

    Фигура круга, особенно ничем не заполненного, - скрытность, замкнутость.

    Вмонтирование механических частей в тело животного /постамент, гусеницы /

    Пропеллер, винт в голове, электролампы в глазах, рукоятки, антенны в теле – это

    наблюдается чаще у детей с шизоидной акцентуацией характера, психической

    патологией.

Название животного

 

    Книжно-научные названия – «роботелиус» - демонстративность в плане интеллекта.

    Бессмысленные звукосочетания – показатель легкомыслия.

    Повторяющиеся слоги – « кра-кра, кряк-бряк , кус-кус, ми-ми »  - инфантильность.

    Удлинённые  названия – «гулобарникле» -  склонность к фантазированию.

    Соединение смысловых частей: «бегекот, лисобак» - рациональность.

   

ТЕСТ «РИСУНОК  СЕМЬИ »

                 

    Цель:  Диагностика внутрисемейных отношений. Выявить отношение ребёнка к членам своей семьи,  восприятие ребёнком своего места  в семье, его отношение  к семье в целом и отдельным её членам, а также  взаимоотношения, которые  вызывают у ребёнка тревогу.

    Материал:  Лист белой  бумаги  А 4,  простой карандаш, цветные карандаши.

    Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, как ты её себе представляешь.

    Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаем:

    последовательность рисования, паузы более 15 секунд, стирания деталей, эмоции.

    Беседа проводится после рисования для получения дополнительной информации:

    -  Чья семья изображена  на рисунке – его самого или другая?

    -  Скажи, кто тут нарисован?

    -  Где они находятся и чем заняты в данный момент?

    -  Что они делают?  Кто это придумал?

    -  Им весело или скучно? Почему?

    -  Как ты думаешь, люди на картинке весёлые или грустные?

    -  Кто из нарисованных людей самый весёлый? Почему?

    -  Кто из них самый грустный? Почему?

    -  Если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, кто

       бы из них остался дома?

    -  Тебе дали два билета в цирк, кого ты возьмёшь с собой?

    -  Вы собрались в гости, а кто-то из членов семьи заболел, кто?

    -  Если один из детей ведёт себя плохо, будет ли он  наказан? Как?

Интерпретация:

      Все принципы  рисования фигуры человека сохраняются и переносятся на рисование

      семьи. Рисунок смотрим в зеркальном отражении.  

      Левая сторона туловища отражает эмоциональную сферу, привязанность.

      Правая сторона – социальную сферу, отношения. Если правая рука короткая, то

      возможны проблемы в социальной сфере.  

      Дистанция между членами семьи: Чем ближе друг к другу нарисованы все члены

      семьи, тем они дружнее. Чем длиннее расстояние между ними, тем они дальше.

      Если между ними предметы, барьеры – это стена непонимания, живут сами по себе.

      Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части:

     - анализ структуры рисунка

     - особенности графического изображения

     - анализ процесса рисования

Размер фигур и их расположение на бумаге

      Самая большая фигура принадлежит тому, кого ребёнок считает самым главным.

      Величина фигуры выступает средством выражения значимости этого человека.

      Себя дети рисуют рядом с тем, к кому испытывают наибольшую привязанность.

      Если ребёнок рисует себя в центре,- чувствует себя значимым, внизу листа – зависимым.

      В отдалении – персонаж, наиболее антипатичный, вызывающий страх или ревность.

      Он может быть повёрнут спиной, располагаться выше или ниже остальных членов.

      Расположение членов семьи на рисунке указывает на особенности взаимоотношений.

      Гигантская мама и маленький папа – нарушена гармония в семье, мама значима.

      Сплочённость семьи,  объединение   общей деятельностью, рисование всех членов

      с соединёнными руками – признаки психологического благополучия в семье.

      Разобщённость членов семьи – низкий уровень эмоциональных связей.

      Группировка членов семьи – выделяет микроструктуры семьи, коалиции.

      Все члены семьи в ячейках – семья не дружная, отчуждённость.

      Статическое изображение фигур – преобладает у рациональных натур.

      Восприимчивые, чувствительные дети склонны рисовать семью в динамике.

      Наиболее привлекательный персонаж: рисуется первым слева, на первом плане, он

      выше и крупнее остальных, выполнен с большой любовью, остальные смотрят на него.

      Наименее привлекательный – на рисунке самый маленький из всех, находится в    

      стороне от других фигур, выполняется последним по счёту, как бы, забытый всеми.

      Если ребёнок рисует себя ярче и детальнее родителей – это проявляется отношение

      ребёнка к самому себе как к кому-то  важному, уникальному.

      Маленькая, безвольная фигурка ребёнка в окружении родителей может выражать

      беспомощность, необходимость заботы о нём или чрезмерную опеку в семье.

     

      Родители. Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и

      справа, за ними  идут другие фигуры в порядке значимости.

      Ребёнок, живущий с одним из родителей, но изображает их вместе, - это его желание

      восстановить союз. Если рисует одного родителя, с которым живёт – это означает

      принятие им реально существующей ситуации, к которой ребёнок адаптировался.

      Образ доминирующего, подавляющего, агрессивного родителя – то фигура  больших

      размеров  по сравнению с другими членами семьи, с большими руками.

      Слабый, не принимающийся всерьёз родитель – с маленькими руками или без них.

      Ребёнок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью.

      Просто дом вместо семьи – источник угроз, нежелание идти туда.

      Искажение реального состава семьи – за этим почти всегда стоит эмоциональный

      конфликт или недовольство семейной ситуацией. Не рисуя членов семьи, ребёнок

      как бы отказывается от них, отворачивается / с ними связаны негативные переживания /

      Крайние варианты представляют рисунки, на которых вообще не изображены люди

      или изображены  чужие люди не связанные с семьёй – это чувство отверженности,

      покинутости, травматические переживания, аутизм, высокий уровень тревожности.

     

      Если сам ребёнок вообще  отсутствует на рисунке, то наиболее вероятно, что  он

      страдает от изоляции и одиночества в семье, отсутствия общности семьи.

      Ребёнок, идентифицирующий себя с изолированным персонажем или стёртым,

      испытывает большие затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй.

      Когда ребёнок рисует себя последним из всех членов семьи, - это заниженный статус.

      Дети уменьшают состав семьи, забывая нарисовать тех членов, которые для них менее

      эмоционально привлекательны  или с которыми у них сложились конфликтные

      отношения. Отсутствие младшего брата – проявление ревности, как бы отрицает его.

      Увеличение состава семьи – неудовлетворённые психологические потребности.

      О нарушении контактов между членами семьи, эмоциональной холодности,  отсутствии  

      тепла и защиты в семье говорят рисунки, в которых нарисовано много разных вещей,

      отгораживающих членов семьи друг от друга.

     

      Смотрим, какие предметы, какие люди, кто в семье главный или что главное?

      Если предметов больше, чем людей и они крупнее, то вся энергия переведена на них,

      Это не мещанство, это ощущение своей семьи. Вещь символизирует стабильность:

      она не может умереть, бросить хозяина, она будет его слушаться, любить всегда.

      У меня нет контакта, стабильности с людьми, а с предметами есть.

Животные в рисунке.

      Кошка: - если ребёнок нарисовал кошку, то это дефицит тактильных контактов,  кошка

      успокаивает, поддерживает в жизни. Если только  кошка  не « член семьи».

      Собака: если рисуют собаку, а её в доме нет, - это помогает ребёнку быть уверенным,

      смелым. / Собака сильная и я буду с ней сильнее и смелее /. Ищет общения, тепла.

      Другие животные – замещают какие-либо другие неудовлетворённые потребности.

      Попугай: яркий красивый, много говорит, а меня за это ругают. Он  может летать,

       а мне хочется, но я не могу. И если ребёнок чувствует  себя неудовлетворённым, он

       рисует попугая.

      Зайчиков: глаза – испуг, страх в глазах. Уши большие – должен слушать и слушаться.

      Этот образ очень близок детям / это про меня, я не один такой /

      Телевизор: В понимании ребёнка он живой, он может командовать членами семьи.

      Вокруг него все собираются, значит, телевизор главнее. Он управляет папой, мамой,

      а я не могу, прошу: «поиграй со мной», «нет, я не могу, сейчас футбол»

      Холодильник: - значит, велика значимость еды. Он притягивает,  всеми  управляет,

      Все хотят есть / особенно если есть запрет: не лазить в холодильник /.

      Шкаф: уединённое место для прятанья, тайна:  там у мамы всего много, туда трудно

      попасть, нельзя, но очень хочется уйти от реальности, спрятаться.  Возможно,

      у ребёнка есть страхи, но больше желание спрятаться от семьи.

      Мягкая мебель: ценность релаксации: полежать, расслабиться,  или культ /удобство /

      Солнце или лампа: символ тепла, испытывает отсутствие  тепла в семье.

       Или  символ верховной   власти.

       Утюг, трубка – источник  тепла, света.

       Цветы, бабочки: свидетельство о реальном или желаемом спокойствии, безмятежности.

      Огромные здания, техника: грузовик, пылесос, метла, выбивалка, ремень – символ

       власти и угрозы.

       Полог: тревожность,  давление  / висит над головой /

       Шары, снегопад, бумажные змеи: чувство давления, от которого ребёнок  пытается

       избавиться.

       Если весь лист заполнен мелкими деталями – это пустота,  её хочется  заполнить,

       не хватает общения с близкими.

       Если ребёнок замыкает кого-либо в замкнутом пространстве, в круг, квадрат,  -

       это отделение, изоляция этого человека. Семья в рамочке –  это изоляция всей семьи.

       Левая часть листа символизирует прошлоеправая – будущее.

       Иногда ребёнку хочется вернуться в прошлое, иногда попасть в будущее.

       Много чёрных штрихов – испытывает тревогу.

       Все фигуры очень маленькие – у ребёнка  депрессия, тревога, подавленность.

       Рисует фигуры без полового различия – задержка полового воспитания.


НАБЛЮДЕНИЕ

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые eго очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу оши­бок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходи­мые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого дос­таточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Таблица 1. Схема наблюдения за темпераментом школьника

Вариант

реакции

Пункты плана наблюдений

1

2

3

4

5

6

7

а

б

в

г










Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

а)сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соот­ветствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
















МЕТОДЫ ОПРОСА «БЕСЕДА»

Анкета-опросник «Настоящий друг» (3-4 класс)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Метод «Беседа»

(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

  • Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

  • Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

  • Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

  • Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

  • Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

  • Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Беседа «О добросовестном отношении к учебе»

Цель беседы: Помочь воспитанникам уяснить, зачем нужно получать дополнительное образование (учиться) во Дворце, какую роль играет образование в жизни людей.

Содержание беседы:

- Что случится, если люди разучатся что-то создавать, производить, чинить, готовить и т.д.?

- Кто создал все, что нас окружает, - дома, машины, предметы быта, одежду?

- Кто выращивает овощи, готовит пищу?

- А откуда он это знает и все умеет делать?

- Зачем нужно учиться?

- Чему нужно учиться в школе? (читать, писать, считать, т.е. получать общее образование)

- Чему можно научиться во Дворце? (танцевать, рисовать, лепить, шить, вышивать и т.д., т.е. получить дополнительное образование)

- Где эти знания и умения могут пригодиться? (после окончания школы при выборе профессии. Часто случается, что на выбор профессии влияет увлечение чем-то в детстве, т.е. во Дворце творчества. Если кто-то занимался танцами, то теперь он - хореограф; если рисовал, то стал художником или учителем рисования и т.д.).

- Какие пословицы и поговорки вы знаете об учебе?

«Век живи - век учись»; «Грамоте учиться—всегда пригодится»; «Белое поле, черное семя — кто его сеет, тот разумеет», «Ученье - свет, а неученье —тьма».

Дискуссия:

  • Хочется ли кому-либо быть похожим на Незнайку?

  • Почему, что бы ни задумывал Незнайка, у него ничего не получалось?

Роль педагога в ходе беседы:

1. Убедить детей в том, что без знаний, старания в учении мечты никогда не сбудутся.



МЕТОДЫ ОПРОСА «ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ»

Вопросы для интервью выпускника начальных классов (4 класс)

  1. Что для тебя в школьной жизни самое главное?

  2. Что тебе особенно запомнилось из твоей школьной жизни за 1-4 класс?

  3. Самое важное (значимое) событие, произошедшее в 1-4 класс.

  4. Самый смешной случай, произошедший в 1-4 класс.

  5. Самый удивительный случай, произошедший в 1-4 класс. Самый интересный случай, произошедший в 1-4 класс.

  6. Случай, который заставил тебя серьёзно задуматься.

  7. Кто помогал тебе в учёбе?

  8. Без чьей помощи тебе в школе было бы трудно?

  9. С кем сидел за партой в 4 классе?

  10. С кем сидел за одной партой в 1 классе?

  11. С кем понравилось сидеть за одной партой?

  12. С кем хочешь сидеть за партой в 5 классе?

  13. Что тебя ждёт в 5 классе?

  14. По чему (по кому) будешь скучать?

  15. Что бы (кого бы) хотел взять с собой в 5 класс?

  16. Хотелось бы вернуться в 1 класс?

  17. В какой класс (1,2,3,4-ый) хотел бы вернуться?

  18. В какой день хотел бы вернуться?

  19. Хотелось бы тебе никогда не взрослеть?

  20. О чем думаешь сейчас?

  21. О чем сейчас мечтаешь?


«МЕТОД ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ»

Методика Немова Р.С. «Диагностика опосредованной слуховой памяти».

Цель - изучить подвид наглядно-образной памяти. Данная методика предназначена для определения уровня развития опосредованной слуховой памяти младших школьников.

Классу последовательно зачитываются разные слова и выражения с паузой на 20 секунд. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения.

Обработка результатов.

За каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Правильно воспроизведёнными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов.

10 баллов - очень высоко развитая опосредованная слуховая память.

8-9 баллов - высоко развитая опосредованная слуховая память.

4-7 баллов - средне развитая опосредованная слуховая память.

2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая память.

    1. балл - слабо развитая опосредованная слуховая память.


Методика О.Н. Истратовой «Изучение типа памяти».

Цель - определить преобладание типа памяти у детей.

Данная методика состоит из 4 групп слов, предлагаемых детям для запоминания (1 группа - 10 слов). Стимульный материал находится в протоколах эксперимента (см. приложения 1- 4).

Первый ряд слов читается с интервалом в 4-5 секунд между словами, после чего ученики записывают запомнившиеся слова (слуховое запоминание). Через некоторое время предлагается второй ряд слов, которые дети молча читали с доски, а затем записывали (зрительное запоминание). После перерыва школьники слушают третий ряд слов, которые они повторяют шёпотом, «записывая» их сначала в воздухе, а после переносят на бумагу (моторно-слуховое запоминание). Во время чтения последнего ряда слов школьники одновременно смотрят их по карточкам и шёпотом повторяют каждое слово (зрительно - слухово - моторное запоминание), после чего делают записи.

Обработка результатов.

О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C).

C = a /10,

где a - количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.
«СОЦИОМЕТРИЯ»

Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.

Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания. 

Бланк социометрического опроса

Ф. И._________________________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего  класса  с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать по разным школам, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться  в новом коллективе?

а)________________________________________

б)________________________________________

в)________________________________________

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)_________________________________________

б)_________________________________________

в)_________________________________________

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)_________________________________________

б)_________________________________________

в)_________________________________________
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.









СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. https://multiurok.ru/files/empiricheskie-metody-issledovaniia.html

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социометрия

3. https://littleone.com/publication/0-6418-ankety-dlya-uchashchihsya

4. http://psi-i.blogspot.com/1999/08/blog-post_24.html