| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Эмпирические методы исследования для младших школьников.
Подготовила:
студентка Ш-32 группы
Субботина Аурика
Преподаватель: Великановская Л. А.
Ейск, 2020
Оглавление
Введение 3
Тесты 4
Наблюдение……………………………………………………………………….….19
Методы опроса 23
Социометрия 32
Заключение……………………………...…………34
Список литературы…………………………….….35
ВВЕДЕНИЕ
Брошюра содержит задания, тесты и опросники для эмпирических исследований младших школьников.
Эмпирические методы исследования направлены на обеспечение непосредственного практического познания исследуемых участников педагогического процесса, точную регистрацию выявленных явлений и фактов, которые необходимы для последующего теоретического анализа.
Сущность эмпирического педагогического исследования состоит в том, что оно нацелено на сбор, накопление, классификацию и анализ информации, полученной в процессе практического исследования.
ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»
Цель: Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности детей, развитие воображения.
Материал: Стандартный лист белой бумаги и простой мягкий карандаш.
Допустимо, но нежелательно, использование фломастеров или цветных карандашей, поскольку в этом случае сложно учесть очень важный диагностический показатель - нажим карандаша.
Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, такое, которого в жизни, и назовите его несуществующим именем.
Беседа по вопросам:
1. Как зовут это животное?
2. С кем оно живёт? Где?
3. Есть ли у него друзья, с кем это животное дружит?
4. Чем питается и как добывает пищу?
5. Как оно себя защищает в опасных ситуациях?
6. Какое оно, доброе или злое? Почему?
Интерпретация рисунка:
Размер фигуры нарисованного животного и расположение на листе:
Размер фигуры связан с самооценкой ребёнка: чем больше размер, тем выше самооценка.
А её расположение на листе бумаги - с уровнем притязаний. В норме рисунок располагается на середине листа. Расположение в верхней части листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней части – о заниженных - низкой самооценке, неуверенности в своих силах, отсутствии стремления к самоутверждению.
Наиболее адекватным считается большой рисунок, расположенный в средней части
листа. Это говорит об уверенности ребёнка в себе, о его стремлении проявить себя,
получить высокую оценку.
Большое животное в верхней части листа свидетельствует о завышенной самооценке
ребёнка, его притязаниях на лидерство, на самые высокие оценки. Если рисунок ещё
и витиеватый / украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д. / - можно говорить
о демонстративности ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание
любой ценой / возможна роль дезорганизатора /.
Маленькие фигурки в самом низу листа говорят о неуверенности, тревожности,
о развитии комплекса неполноценности /авторитарный стиль воспитания /
Если есть несовпадения между самооценкой ребёнка и уровнем его притязаний -
можно говорить о наличии внутренних конфликтов / маленькая фигурка
на самом верху листа, либо большая фигура - в самом низу /.
Размещение фигуры по горизонтали
Фигура, смещённая в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать
об инфантильности ребёнка, его стремлении назад, в детство / чрезмерные требования,
появление младшего брата /, человек более склонен фантазировать, размышлять,
ребёнок не всегда завершает начатое дело в разных видах деятельности.
Фигура, сдвинутая в правую сторону, либо смотрящая вправо, говорит о желании
стать взрослым, о стремлении в будущее / дети не очень удовлетворены настоящим /
Высокая целеустремлённость и активность.
Голова в положении анфас – свидетельство эгоцентризма.
Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности.
А по вертикали – об уверенности, стремлении к лидерству, агрессивности.
Голова: крупная по отношению к телу, говорит о том, что ребёнок высоко ценит
интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Глаза, уши, рот – их отсутствие говорит о неприятии информации, поступающей по
данному сенсорному каналу.
Ресницы: показатель демонстративных манер, заинтересованность в одобрении.
Рот: - приоткрытый, в котором виден язык – разговорчивость, болтливость.
Открытый рот, заштрихованный – лёгкость возникновения опасений и страхов.
Рот с зубами: особенно заострёнными – признак вербальной агрессии: защитной,
огрызается на агрессию. Зачерченный круглый рот – боязливость, тревожность.
Рога, шипы, иглы, когти, щетина, клюв: дополнительные признаки агрессии.
Грива, шерсть, подобие причёски – чувственность, сексуальность.
Перья: демонстративное поведение, тенденция украсить себя.
Панцирь, броня – желание ребёнка спрятаться, уйти от общения / проявляется у
замкнутых, тревожных детей.
Барьеры, заборы: отгороженность самого ребёнка, желание уйти от общения.
Рисунки птиц, бабочек, зверей с крыльями – это желание избавиться
от неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников.
Антенны, провода, бинокли – интерес к окружающему миру, к другим людям.
Опорная часть фигуры / ноги, лапы, постамент / оценивается по форме и размеру.
Основательность ног – рациональность, обдуманность решений, сдержанность.
Субтильные лапки – легкомыслие, поверхностность суждений, импульсивность.
Ноги одинаковые, направлены в одну сторону – стандартность, банальность мышления.
Разнообразность формы и положения ног – самостоятельность, своеобразность
мышления. Необычные ноги – проявление творческого начала.
Соединение ног с корпусом: точное, тщательное, небрежное, слабое или вовсе нет
соединения. Это степень контроля ребёнка за своими рассуждениями, решениями.
Крылья, щупальца, дополнительные ноги, перья, бантики, кудри-завитушки.
Если это функциональные детали, это говорит о широком круге интересов,
Любознательности, увлечённости своей деятельностью.
Если же украшающие детали – демонстративность, манерность.
Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, поступкам.
Хвосты повёрнуты вправо – отношение к своим действиям и поведению.
Хвосты повёрнуты влево - отношение к собственному внутреннему миру.
Хвост направлен вверх - положительное отношение к себе, бодрость, уверенность.
Хвост направлен вниз – недовольство собой, неуверенность, подавленность.
Контуры фигуры: наличие выступов, шипов, иголок, наростов – особенности
психологической защиты от окружающих.
Направленность вверх – источник напряжения люди: родители, воспитатели, учителя.
Направленность вниз – боязнь непризнания, насмешек, потеря авторитета.
Боковые выступы: готовность встретить опасность с любой стороны.
Общая энергия: чем больше составных частей и элементов в фигуре животного,
тем выше энергия ребёнка. В противоположном случае – мало энергии у ребёнка.
Слабая паутинообразная линия, без нажима – характерна астеникам.
Жирная линия, с нажимом – это тревожность, повышенный тонус мышц рук.
Сильная прямая штриховка – внутреннее напряжение, стремление к лидерству.
Косая штриховка с сильным нажимом – нервозность, неуверенность, обидчивость.
Штриховка кругами – связана с инфантилизмом, стремлением ребёнка к защите,
к любви и ласке, которых ему не хватает.
Животные угрожающие: лев, бегемот, волк, слон.
Нейтральные: белки, собаки, кошки.
Те, кому угрожают: - это птицы, муравьи, насекомые, улитки, букашки.
Это отношение к своему «Я», представление о своём положении в мире, здесь
рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление животного человеку, схожесть мордочки животного с лицом и т.д. –
это признак инфантильности, эмоциональной незрелости.
Фигура круга, особенно ничем не заполненного, - скрытность, замкнутость.
Вмонтирование механических частей в тело животного /постамент, гусеницы /
Пропеллер, винт в голове, электролампы в глазах, рукоятки, антенны в теле – это
наблюдается чаще у детей с шизоидной акцентуацией характера, психической
патологией.
Название животного
Книжно-научные названия – «роботелиус» - демонстративность в плане интеллекта.
Бессмысленные звукосочетания – показатель легкомыслия.
Повторяющиеся слоги – « кра-кра, кряк-бряк , кус-кус, ми-ми » - инфантильность.
Удлинённые названия – «гулобарникле» - склонность к фантазированию.
Соединение смысловых частей: «бегекот, лисобак» - рациональность.
ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ »
Цель: Диагностика внутрисемейных отношений. Выявить отношение ребёнка к членам своей семьи, восприятие ребёнком своего места в семье, его отношение к семье в целом и отдельным её членам, а также взаимоотношения, которые вызывают у ребёнка тревогу.
Материал: Лист белой бумаги А 4, простой карандаш, цветные карандаши.
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью так, как ты её себе представляешь.
Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаем:
последовательность рисования, паузы более 15 секунд, стирания деталей, эмоции.
Беседа проводится после рисования для получения дополнительной информации:
- Чья семья изображена на рисунке – его самого или другая?
- Скажи, кто тут нарисован?
- Где они находятся и чем заняты в данный момент?
- Что они делают? Кто это придумал?
- Им весело или скучно? Почему?
- Как ты думаешь, люди на картинке весёлые или грустные?
- Кто из нарисованных людей самый весёлый? Почему?
- Кто из них самый грустный? Почему?
- Если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, кто
бы из них остался дома?
- Тебе дали два билета в цирк, кого ты возьмёшь с собой?
- Вы собрались в гости, а кто-то из членов семьи заболел, кто?
- Если один из детей ведёт себя плохо, будет ли он наказан? Как?
Интерпретация:
Все принципы рисования фигуры человека сохраняются и переносятся на рисование
семьи. Рисунок смотрим в зеркальном отражении.
Левая сторона туловища отражает эмоциональную сферу, привязанность.
Правая сторона – социальную сферу, отношения. Если правая рука короткая, то
возможны проблемы в социальной сфере.
Дистанция между членами семьи: Чем ближе друг к другу нарисованы все члены
семьи, тем они дружнее. Чем длиннее расстояние между ними, тем они дальше.
Если между ними предметы, барьеры – это стена непонимания, живут сами по себе.
Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части:
- анализ структуры рисунка
- особенности графического изображения
- анализ процесса рисования
Размер фигур и их расположение на бумаге
Самая большая фигура принадлежит тому, кого ребёнок считает самым главным.
Величина фигуры выступает средством выражения значимости этого человека.
Себя дети рисуют рядом с тем, к кому испытывают наибольшую привязанность.
Если ребёнок рисует себя в центре,- чувствует себя значимым, внизу листа – зависимым.
В отдалении – персонаж, наиболее антипатичный, вызывающий страх или ревность.
Он может быть повёрнут спиной, располагаться выше или ниже остальных членов.
Расположение членов семьи на рисунке указывает на особенности взаимоотношений.
Гигантская мама и маленький папа – нарушена гармония в семье, мама значима.
Сплочённость семьи, объединение общей деятельностью, рисование всех членов
с соединёнными руками – признаки психологического благополучия в семье.
Разобщённость членов семьи – низкий уровень эмоциональных связей.
Группировка членов семьи – выделяет микроструктуры семьи, коалиции.
Все члены семьи в ячейках – семья не дружная, отчуждённость.
Статическое изображение фигур – преобладает у рациональных натур.
Восприимчивые, чувствительные дети склонны рисовать семью в динамике.
Наиболее привлекательный персонаж: рисуется первым слева, на первом плане, он
выше и крупнее остальных, выполнен с большой любовью, остальные смотрят на него.
Наименее привлекательный – на рисунке самый маленький из всех, находится в
стороне от других фигур, выполняется последним по счёту, как бы, забытый всеми.
Если ребёнок рисует себя ярче и детальнее родителей – это проявляется отношение
ребёнка к самому себе как к кому-то важному, уникальному.
Маленькая, безвольная фигурка ребёнка в окружении родителей может выражать
беспомощность, необходимость заботы о нём или чрезмерную опеку в семье.
Родители. Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и
справа, за ними идут другие фигуры в порядке значимости.
Ребёнок, живущий с одним из родителей, но изображает их вместе, - это его желание
восстановить союз. Если рисует одного родителя, с которым живёт – это означает
принятие им реально существующей ситуации, к которой ребёнок адаптировался.
Образ доминирующего, подавляющего, агрессивного родителя – то фигура больших
размеров по сравнению с другими членами семьи, с большими руками.
Слабый, не принимающийся всерьёз родитель – с маленькими руками или без них.
Ребёнок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью.
Просто дом вместо семьи – источник угроз, нежелание идти туда.
Искажение реального состава семьи – за этим почти всегда стоит эмоциональный
конфликт или недовольство семейной ситуацией. Не рисуя членов семьи, ребёнок
как бы отказывается от них, отворачивается / с ними связаны негативные переживания /
Крайние варианты представляют рисунки, на которых вообще не изображены люди
или изображены чужие люди не связанные с семьёй – это чувство отверженности,
покинутости, травматические переживания, аутизм, высокий уровень тревожности.
Если сам ребёнок вообще отсутствует на рисунке, то наиболее вероятно, что он
страдает от изоляции и одиночества в семье, отсутствия общности семьи.
Ребёнок, идентифицирующий себя с изолированным персонажем или стёртым,
испытывает большие затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй.
Когда ребёнок рисует себя последним из всех членов семьи, - это заниженный статус.
Дети уменьшают состав семьи, забывая нарисовать тех членов, которые для них менее
эмоционально привлекательны или с которыми у них сложились конфликтные
отношения. Отсутствие младшего брата – проявление ревности, как бы отрицает его.
Увеличение состава семьи – неудовлетворённые психологические потребности.
О нарушении контактов между членами семьи, эмоциональной холодности, отсутствии
тепла и защиты в семье говорят рисунки, в которых нарисовано много разных вещей,
отгораживающих членов семьи друг от друга.
Смотрим, какие предметы, какие люди, кто в семье главный или что главное?
Если предметов больше, чем людей и они крупнее, то вся энергия переведена на них,
Это не мещанство, это ощущение своей семьи. Вещь символизирует стабильность:
она не может умереть, бросить хозяина, она будет его слушаться, любить всегда.
У меня нет контакта, стабильности с людьми, а с предметами есть.
Животные в рисунке.
Кошка: - если ребёнок нарисовал кошку, то это дефицит тактильных контактов, кошка
успокаивает, поддерживает в жизни. Если только кошка не « член семьи».
Собака: если рисуют собаку, а её в доме нет, - это помогает ребёнку быть уверенным,
смелым. / Собака сильная и я буду с ней сильнее и смелее /. Ищет общения, тепла.
Другие животные – замещают какие-либо другие неудовлетворённые потребности.
Попугай: яркий красивый, много говорит, а меня за это ругают. Он может летать,
а мне хочется, но я не могу. И если ребёнок чувствует себя неудовлетворённым, он
рисует попугая.
Зайчиков: глаза – испуг, страх в глазах. Уши большие – должен слушать и слушаться.
Этот образ очень близок детям / это про меня, я не один такой /
Телевизор: В понимании ребёнка он живой, он может командовать членами семьи.
Вокруг него все собираются, значит, телевизор главнее. Он управляет папой, мамой,
а я не могу, прошу: «поиграй со мной», «нет, я не могу, сейчас футбол»
Холодильник: - значит, велика значимость еды. Он притягивает, всеми управляет,
Все хотят есть / особенно если есть запрет: не лазить в холодильник /.
Шкаф: уединённое место для прятанья, тайна: там у мамы всего много, туда трудно
попасть, нельзя, но очень хочется уйти от реальности, спрятаться. Возможно,
у ребёнка есть страхи, но больше желание спрятаться от семьи.
Мягкая мебель: ценность релаксации: полежать, расслабиться, или культ /удобство /
Солнце или лампа: символ тепла, испытывает отсутствие тепла в семье.
Или символ верховной власти.
Утюг, трубка – источник тепла, света.
Цветы, бабочки: свидетельство о реальном или желаемом спокойствии, безмятежности.
Огромные здания, техника: грузовик, пылесос, метла, выбивалка, ремень – символ
власти и угрозы.
Полог: тревожность, давление / висит над головой /
Шары, снегопад, бумажные змеи: чувство давления, от которого ребёнок пытается
избавиться.
Если весь лист заполнен мелкими деталями – это пустота, её хочется заполнить,
не хватает общения с близкими.
Если ребёнок замыкает кого-либо в замкнутом пространстве, в круг, квадрат, -
это отделение, изоляция этого человека. Семья в рамочке – это изоляция всей семьи.
Левая часть листа символизирует прошлое, правая – будущее.
Иногда ребёнку хочется вернуться в прошлое, иногда попасть в будущее.
Много чёрных штрихов – испытывает тревогу.
Все фигуры очень маленькие – у ребёнка депрессия, тревога, подавленность.
Рисует фигуры без полового различия – задержка полового воспитания.
НАБЛЮДЕНИЕ
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые eго очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Таблица 1. Схема наблюдения за темпераментом школьника
Вариант реакции | Пункты плана наблюдений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а б в г | | | | | | | |
Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а)сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
МЕТОДЫ ОПРОСА «БЕСЕДА»
Анкета-опросник «Настоящий друг» (3-4 класс)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Беседа «О добросовестном отношении к учебе»
Цель беседы: Помочь воспитанникам уяснить, зачем нужно получать дополнительное образование (учиться) во Дворце, какую роль играет образование в жизни людей.
Содержание беседы:
- Что случится, если люди разучатся что-то создавать, производить, чинить, готовить и т.д.?
- Кто создал все, что нас окружает, - дома, машины, предметы быта, одежду?
- Кто выращивает овощи, готовит пищу?
- А откуда он это знает и все умеет делать?
- Зачем нужно учиться?
- Чему нужно учиться в школе? (читать, писать, считать, т.е. получать общее образование)
- Чему можно научиться во Дворце? (танцевать, рисовать, лепить, шить, вышивать и т.д., т.е. получить дополнительное образование)
- Где эти знания и умения могут пригодиться? (после окончания школы при выборе профессии. Часто случается, что на выбор профессии влияет увлечение чем-то в детстве, т.е. во Дворце творчества. Если кто-то занимался танцами, то теперь он - хореограф; если рисовал, то стал художником или учителем рисования и т.д.).
- Какие пословицы и поговорки вы знаете об учебе?
«Век живи - век учись»; «Грамоте учиться—всегда пригодится»; «Белое поле, черное семя — кто его сеет, тот разумеет», «Ученье - свет, а неученье —тьма».
Дискуссия:
Хочется ли кому-либо быть похожим на Незнайку?
Почему, что бы ни задумывал Незнайка, у него ничего не получалось?
Роль педагога в ходе беседы:
1. Убедить детей в том, что без знаний, старания в учении мечты никогда не сбудутся.
МЕТОДЫ ОПРОСА «ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ»
Вопросы для интервью выпускника начальных классов (4 класс)
Что для тебя в школьной жизни самое главное?
Что тебе особенно запомнилось из твоей школьной жизни за 1-4 класс?
Самое важное (значимое) событие, произошедшее в 1-4 класс.
Самый смешной случай, произошедший в 1-4 класс.
Самый удивительный случай, произошедший в 1-4 класс. Самый интересный случай, произошедший в 1-4 класс.
Случай, который заставил тебя серьёзно задуматься.
Кто помогал тебе в учёбе?
Без чьей помощи тебе в школе было бы трудно?
С кем сидел за партой в 4 классе?
С кем сидел за одной партой в 1 классе?
С кем понравилось сидеть за одной партой?
С кем хочешь сидеть за партой в 5 классе?
Что тебя ждёт в 5 классе?
По чему (по кому) будешь скучать?
Что бы (кого бы) хотел взять с собой в 5 класс?
Хотелось бы вернуться в 1 класс?
В какой класс (1,2,3,4-ый) хотел бы вернуться?
В какой день хотел бы вернуться?
Хотелось бы тебе никогда не взрослеть?
О чем думаешь сейчас?
О чем сейчас мечтаешь?
«МЕТОД ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ»
Методика Немова Р.С. «Диагностика опосредованной слуховой памяти».
Цель - изучить подвид наглядно-образной памяти. Данная методика предназначена для определения уровня развития опосредованной слуховой памяти младших школьников.
Классу последовательно зачитываются разные слова и выражения с паузой на 20 секунд. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения.
Обработка результатов.
За каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Правильно воспроизведёнными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов.
10 баллов - очень высоко развитая опосредованная слуховая память.
8-9 баллов - высоко развитая опосредованная слуховая память.
4-7 баллов - средне развитая опосредованная слуховая память.
2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая память.
балл - слабо развитая опосредованная слуховая память.
Методика О.Н. Истратовой «Изучение типа памяти».
Цель - определить преобладание типа памяти у детей.
Данная методика состоит из 4 групп слов, предлагаемых детям для запоминания (1 группа - 10 слов). Стимульный материал находится в протоколах эксперимента (см. приложения 1- 4).
Первый ряд слов читается с интервалом в 4-5 секунд между словами, после чего ученики записывают запомнившиеся слова (слуховое запоминание). Через некоторое время предлагается второй ряд слов, которые дети молча читали с доски, а затем записывали (зрительное запоминание). После перерыва школьники слушают третий ряд слов, которые они повторяют шёпотом, «записывая» их сначала в воздухе, а после переносят на бумагу (моторно-слуховое запоминание). Во время чтения последнего ряда слов школьники одновременно смотрят их по карточкам и шёпотом повторяют каждое слово (зрительно - слухово - моторное запоминание), после чего делают записи.
Обработка результатов.
О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C).
C = a /10,
где a - количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.
«СОЦИОМЕТРИЯ»
Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.
Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
Бланк социометрического опроса
Ф. И._________________________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать по разным школам, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
а)________________________________________
б)________________________________________
в)________________________________________
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а)_________________________________________
б)_________________________________________
в)_________________________________________
3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
а)_________________________________________
б)_________________________________________
в)_________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям. Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.
Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. https://multiurok.ru/files/empiricheskie-metody-issledovaniia.html
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социометрия
3. https://littleone.com/publication/0-6418-ankety-dlya-uchashchihsya
4. http://psi-i.blogspot.com/1999/08/blog-post_24.html