 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕСОВ
Подготовила:
Студентка Ш-31 группы
Бегларишвили Вероника
Ейск 2017
Память
Диагностика
Методика «Определение типа памяти»
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Игры и упражнения
Всё помню
Цель: развить у ребёнка память и внимание
Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.

Где стереть?
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка
На классной доске или на листе бумаги каждый ребенок должен нарисовать "рожицу". Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например, сначала левый глаз, затем подбородок, волосы...

Внимание
Диагностика «Запомни и расставь точки»
Цель: определение объёма внимания.
Описание: ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9 ). Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Инструкция: «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках. Фиксируемые параметры: t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек. Объём внимания оценивается по 10 – бальной системе:

Игры и упражнения
Найди отличия.
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. НА ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинайте искать»

Срисовывание по клеткам.
Цель: развитие концентрации внимания, объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в клетку, образец, остро отточенный карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам. Будь внимателен.

Мышление
Диагностика
Методика «Простые аналогии»
Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
1. Бежать Кричать
а)стоять; б)молчать; в) ползать; г) шуметь; д) звать.
2. Паровоз Конь
а)вагоны ;б) конюх; в) лошадь; г) овес; д) телега.
3. Нога Глаз
а)сапог; б) голова; в) очки; г) слезы; д) зрение; е) нос.
4. Коровы Деревья
а) стадо; б) лес; в) овцы; г) охотник; д) стая; е) хищник
5. Малина Математика
а) ягода; б) книга; в) стол; г) парта; д) тетради; е) мел
Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 5правильных ответов, о хорошем 4 ответа, о достаточном - 3, о низком - менее чем 2.
Игры и упражнения
«Чёрный ящик»
Цель: развить мышление и воображение у ребенка.
Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.
- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
