| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Профилактика девиантного поведения
Подготовила:
студентка Ш-31 группы
Чернышева Камилла
Ейск, 2023 г.
Оглавление:
Пояснительная записка………………………….. 3
Непослушание …………………………………... 4
Шалость ………………………………………….. 5
Озорство …………………………………………. 6
Проступок …………………………………………7
Своеволие …………………………………………8
Детский негативизм ……………………………....9
Капризы ………………………………………….10
Профилактика девиантного поведения младших школьников……………………………………..11
Пояснительная записка
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие - то социальные и культурные нормы.
В данной брошюре изложены формы и способы коррекции девиантного поведения младших школьников.
Данная брошюра может быть полезна как учителям начальных классов, так и родителям, педагогам-психологам и тд.
Непослушание
Непослушание - наиболее распространенная в младшем возрасте форма сопротивления, которая проявляется в нежелании выполнять требования учителя, соблюдать правила.
Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве. Упрямство является отрицательной особенностью поведения младших школьников, которое проявляется в противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов.
Опасность непослушания в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам и конфликтам. Когда такое поведение переходит в хроническое состояние, то в учебном процессе появляются проблемы.
Шалость
Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения отдельного ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее обязательно доброе отношение к окружающим и такое поведение хоть и является отклонением от нормы, не приводит к негативным явлениям.
Озорство
Озорство - также характерно для младших школьников и является эпизодом в поведении учащегося. Но в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, сознательно совершает действия, приносящие вред другим ученикам. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок
Проступок – более негативное явление в поведении младших школьников и это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся, у него негативных чертах характера и склонности к девиантному поведению.
Своеволие
Своеволие возникает по мере взросления ребенка и чаше проявляется к окончанию начальной школы.
Своеволие формируется как результат развивающейся самостоятельности и воли в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться, но при этом ребенок не умеет выбрать правильные действия.
Учащийся начинает грубо разговаривать, проявлять дерзость, неуважительно относиться к взрослым. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой. Таким образом, своеволие приводит к девиантному поведению.
Детский негативизм
Детский негативизм - проявляется как немотивированное, беспричинное и неразумное сопротивление учащихся требованиям учителя, родителей и других людей.
Психологи выделяют активный и пассивный детский негативизм.
Пассивный - это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия.
Активный - когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим.
Первый длиться долго, а второй проявляется лишь временами.
Основные причины возникновения детского негативизма: перевозбуждение нервной системы, переутомление, протест против несправедливого отношения, капризы избалованного ребенка.
Капризы
Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в стремлении настоять на своем. Капризы проявляются в раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении.
Они могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Как правило, у большинства капризных детей неокрепшая нервная система и капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений, усталости или недомогания. Но преимущественно капризы - это следствия неосознанной и неокрепшей воли и результат неправильного воспитания.
Главным направлением в работе учителя по профилактике капризного поведения является укрепление и закаливание нервной системы ребенка, тактичное внушение, создание здоровой атмосферы, спокойной требовательности. Капризное поведение в основном характерно для девочек.
Профилактика девиантного поведения младших школьников
Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:
-сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй,
драматизация сказок);
-арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация,
лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
-визуализация;
-психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация,
танцы);
-игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры,
игры – драматизации);
-моделирование и анализ проблемных ситуаций;
-беседа.