МАОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа №2»
Н.Н. Яловенко
Подари себе здоровье
Составитель Яловенко Н.Н.
Подари себе здоровье. – Каменск, Медиа+, 2017.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. Как помочь детям освоить азы науки и при этом не потерять свое здоровье? В этой брошюре учитель начальной школы найдет подробное описание динамических пауз, стихов для положительного настроя на работу, упражнения для формирования правильного дыхания, для рук, для укрепления мышц глаз для усиления зрения, для профилактики заболеваний органов дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета.
© Информационно – правовой центр «Медиа+»
Введение
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо дело в том, что мы, взрослые ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатам обследования российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2-3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало, прилив энергии и было в радость?
Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьезное внимание должна уделять школа. Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении? Это отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства.
Проблему сохранения здоровья детей нужно решать комплексно, а не эпизодически.
Школа и семья должны сделать все, чтобы помочь детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении. Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться. Прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Помимо этого проводятся активные перемены. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на следующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость, а также они помогают сплотить коллектив, изменить статус ребенка в коллективе.
БЛОКИ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Комплекс упражнений с малыми мячами «Апельсин»
-Мяч в левой руке. Руки через стороны вверх, мяч в правую руку, руки через стороны вниз.
-Руки вверху, держим мяч двумя руками. Наклон вперед, положили мяч между ногами;. выпрямились, руки вверх; наклонились, взяли мяч и в исходное положение.
-Мяч в правой руке. Ударили о пол мячом так, чтобы он подпрыгнул до высоты груди, поймали его двумя руками.
- Мяч в левой руке. Наклоняясь в лево, переложили мяч за спиной в правую руку, вернулись в и.п.
-Стоим, руки вперед, мяч в левой руке. Присели, опуская руки вниз, переложили мяч под бедрами в правую руку, вернулись в и. п.
-Прыжки. Перепрыгиваем мяч, лежащий на полу.
-Ходьба на месте.
Продолжительность 5-7 мин.
2.Игра «Запрещенное движение»
Содержание: во время ходьбы по одному в колонне учитель(он идет первым)меняет положение рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. дети выполняют за ним все движения, кроме одного- руки на пояс. это движение- запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя. Через некоторое время обьявляется запрещенным другое движение.
Продолжительность игры 7-10 минут.
3.Физминутка.
Скачет лягушонок ( хлопок в ладоши)
Ква-ква- ква ! (прыжки на месте)
Плавает утенок, (хлопок в ладоши)
Кря- кря- кря! (руки к груди в стороны)
Прыгает козленок, (хлопок в ладоши)
Ме- ме- ме! (руки на поясе, наклон вперед)
А за ним ягненок, хлопок в ладоши)
Бе-бе-бе! (приседание)
Вот мы на зарядке, (хлопок в ладоши)
Раз-два-три! (прыжки на месте)
Утром на площадке, (хлопок в ладоши)
Раз-два-три! (прыжки на месте)
Все вокруг стараются, (хлопок в ладоши)
Спортом занимаются! (ходьба на месте)
Повторить 2-3 раза
4.Игры по интересам.
Продолжительность 10-15 минут.
ВТОРНИК
1.Комплекс специальных упражнений
«Красивая осанка»
-Разойтись по классу .И.п.- встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Скользя руками по стене, руки через стороны вверх, затем через стороны вниз. Сохранять правильную осанку.
-И.п.- то же. Касаясь стены затылком и спиной Вытянуть руки вперед и полуприсесть; вернуться в и.п.- стоя, руки на пояс .Стоя на левой ноге, поднять правую ногу вперед, затем- назад; повторить несколько раз. То же, стоя на правой ноге.
-Прыжки вверх.
-Прыжки вперед.
-Прыжки с поворотами налево и направо.
Все прыжки- с мягким приземлением и сохранением равновесия.
Продолжительность 5-7 минут.
2.Игра «Кто в саду».
Содержание: ученики, взявшись за руки, образуют круг.
А 4-5 учеников образуют внутри большого - маленький круг- это пчелки. Дважды все произносят слова:
Кто в саду? Кто в саду?
Пчелка в розовом саду.
Ученики, стоящие в большом круге, идут в одну сторону, а в маленьком –в другую.
Все произносят слова:
Ползай, пчелка, с веточки на веточку,
С веточки на веточку, с листочка на листок.
Наружный круг останавливается. Ученики не опуская рук, поднимают их в верх. Стоящие в маленьком круге(пчелки) расцепляют руки и идут «змейкой» в воротца, т.е. под поднятыми руками игроков наружного круга. По окончании слов пчелки становятся каждая за одним из участников игры, находящимся в большом круге. Эти пары меняются. игра повторяется.
Продолжительность 5-7 минут.
3.Чистоговорка.
Ра-ра-ра-начинается игра.
Ро - ро- ро- рыбок полное ведро.
Ры-ры-ры-не заметили шары.
Ра-ра-ра-убегать домой пора.
4.Игры по интересам
СРЕДА
1. Игра «Это я»
Содержание: ученики(вместе с учителем) становятся в круг и повторяют за учителем слова ,выполняя верные движения, например:
Учитель
«Рука»- поднял вверх руку (верно)
«Нога»- согнул ногу(левую или правую) (верно)
«Живот»- взялся за плечо (неверно)
«Сердце»-взялся за живот (неверно)
«Спина»--держится руками за спину (верно)
И т.д.
2.Комплекс специальных упражнении на осанку «Мы лучше всех!»
-Размещение по классу. И.п.- упор, стоя на коленях, спина слегка прогнута.
Наклоняя голову вперед , выгнуть спину.. вернуться в и.п.
- И.п.- стоя, ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища влево и вправо .
-И.п.- стоя , ноги прямые, руки вверх. Поднять правую ногу ,опуская руки вперед, коснуться пальцами рук носка стопы, вернуться в и.п; то же левой ногой
-И.п.- стоя на носках ,левая нога- перед правой, руки на пояс. Прыжки, меняя положение ног.
-Ходьба на месте.
3.Игра «Отгадай чей голосок?»
Играющие образуют круг. Один из игроков становится в середине круга и закрывает глаза. Учитель показывает на того, кто будет говорить слова: «Скок, скок, скок!». все участники идут по кругу и поют:»Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!, а как скажем – скок. скок, скок, скок- отгадай чей голосок?». Стоящий в центре открывает глаза и пытается отгадать, кто сказал слова «скок-скок-скок!»
ЧЕТВЕРГ
1. Упражнения на правильную осанку с мешочками «Журавли».
Мешочки набиты песком.
-Стоя, руки на пояс, мешочек на голове. Поднимаясь на носки, отвести локти назад, прогнуться, вернуться в и.п.
-Стоя, руки в стороны, мешочек в правой руке. Подняв, согнутую в колене правую ногу, опустить руки и , коснувшись мешочком пяткам, переложить его в левую руку; вернуться в и.п.
-Стоя, ноги врозь. руки вниз, мешочек на голове. Наклон туловища влево, левая рука скользит вниз, правая- вверх, вернуться в и.п.; то же вправо.
-Стоя , ноги врозь, руки в стороны, мешочек на голове. Повороты туловища влево ,вправо.
-Стоя, руки вперед, мешочек на голове; приседаем на правой ноге, отставив левую ногу назад; вернуться в И.п.; то же на левой ноге.
-Стоя, руки на поясе. Прыжки: 4 прыжка на двух ногах, 4- на левой, 4- на двух, 4- на правой.
Продолжительность 5-7 минут.
2.Подвижная игра «Физкультпривет»
Содержание: ведущий выбирает двоих детей –двух «лягушек» , которые становятся в центр круга. Они читают слова, все остальные дети повторяют за ними, имитируя движения.
На болоте две подружки , две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям «физкульт-привет!»
Затем на счет 1-2-3- все бегут врассыпную, а «Лягушки» догоняют. Те кого догнали «лягушки», становятся на их место. Игра продолжается.
ПЯТНИЦА
Комплекс упражнений с флажками «Бабочки».
-«Бабочки проснулись». И.п.- стоя, ноги на ширине ступни, параллельно, руки с флажками внизу. На счет 1- 2 –подняться на носки, руки в стороны, хорошо прогнуться. 3-4-опуститься на всю ступню, руки вниз.
-« Бабочки машут крыльями». И.п.- стоя, ноги вместе, руки с флажками в стороны. На счет 1-2-3- круги прямыми руками наружу перед собой,4- руки в стороны.
-«Бабочки чистят крылышки». И.п. –стоя, ноги на ширине ступни, параллельно, руки с флажками в стороны. На счет1- повернуться влево, руки вверх. машем флажками. 2- повернуться прямо руки в стороны. То же вправо.
-«Бабочки чистят лапки».И.п.- стоя, ноги вместе, руки с флажками внизу. На счет1- присели, постучали флажками об пол,2- встали, руки вниз.
-«Бабочки взлетают». И.п.- ноги вместе, руки с флажками вверху. На счет1- слегка присели, руки с флажками назад. 2-поднялись на носки,руки с флажками вверх.
-«Бабочкам весело». И.п.- ноги вместе , руки с флажками внизу. На 8 счетов прыжки :ноги в стороны ,-руки с флажками вверх ,ноги вместе- руки вниз. На 8 счетов ходьба на месте.
- «Бабочки улетают». Бег, руки с флажками в стороны.
Продолжительность 7-10 минут.
2.Психофизическая тренировка. Игра «Бутон»
Дети сидят на корточках .обхватив крепко руками колени, голова опущена вниз; затем поднимают руки и голову вверх. По окончании поднимаются на носки.
Нежный маленький бутон,
Свернут туго- туго он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
3.Игра «Кошки-мышки»
4. Игра «Правила гигиены»
Содержание:все дети становятся в круг. Ведущий по очереди задает им вопросы. Например: Что мы делаем утром, когда просыпаемся?
Игрок отвечает: Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы (выполняют движения и все повторяют их)). Следующий игрок выполняет другое задание ведущего:Что мы делаем перед едой? ответ: Моем руки... И т.д.
Утренний настрой на работу
Рано утром я встаю
Бога я благодарю
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняюсь
Слово «здравствуй» говорю
С кем встречаюсь поутру
Всем здоровья я желаю
Никого не обижаю
Хватит места на земле
Людям всем, животным. Мне
Чтоб земля моя цвела
Я желаю всем добра
Я проснулась, я здорова,
И к работе я готова.
Голова моя светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган здоровее.
Нервы крепкие – стальные
Как пружины заводные
Ноги – руки – все в движенье.
Вот и снято напряженье.
Влево- вправо повернусь,
Солнцу низко поклонились:
«Здравствуй матушка природа!
Одного с тобой мы рода.
Друг без друга мы не можем
И друг другу мы поможем.
Мы – частички, ты и я.
Это значит, мы семья!»
Снятие напряжения с мышц опорно- двигательного аппарата.
Мы сидели и писали (читали, рисовали)
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо-влево –
Стало гибким наше тело
И на стуле скок, скок, скок,
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ,
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
Упражнение для рук.
Проговаривая текст, ученики массируют последнюю фалангу каждого пальца, завершают массаж точкой в центре ладони.
Пальчик, пальчик, где ты был?
С братцем Васей щи варил.
А потом с ним кашу ел
А потом с ним песни пел.
И копеечку нашел.
Упражнение для рук.
Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались ,
А теперь устали.
Мы немного отдохнем ,
С силой кулачки сожмем.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно ими помахать.
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем.
(Дети имитируют мытье; следующее слова произносят на выдохе)
Спасибо, водица,
За новые силы.
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем.
Упражнения для рук.
Проговаривая текст, дети поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.
В лес по ягоды пойдем,
Землянику там найдем,
Костянику, ежевику,
Очень вкусную клубнику
Быстро ягодки берем
И в корзиночки кладем.
(Несколько раз подряд дети быстро собирают пальцы рук в горстку и распрямляют их.)
Тесто будем мы месить-
Пирожки для всех лепить
(Дети имитируют лепку пирожков, работает вся кисть)
Сядем дружно на лужок
И съедим свой пирожок.
Воробьи и свиристели
В гости дружно прилетели.
Еж и чайка без смущения
Принялась за угощение.
(Одной рукой, сжатой в кулак, дети покручивают каждый палец другой руки; затем меняют руки.)
Упражнение для формирования правильного дыхания.
П
равильное дыхание – носовое, при котором вдох должен быть короче выдоха в два раза. Такое дыхание легко можно формировать при выполнения этого упражнения. Дети делают носом вдох, а на выдохе произносят следующие слова:
Писать «корова» нелегко.
Дает корова молоко,
Она пасется на лугу,
Мы слышим громкое «му-му»
Вдох – носом, на выдохе:
Мы за коровой последим,
Подышим носом, помычим:
«М-м-м-м-м».
Вдох – носом, на выдохе:
Тебе, корова, помогу:
Я травки дня тебя нарву.
Ты будешь нас благодарить
И молоком парным поить.
Точечный массаж для повышения иммунитета.
Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ – ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки.
Есть волшебная точка у нас,
Будем крутить ее каждый час.
От простуды помогает,
От инфекции спасает.
От безделья, лени – тоже
ХЭ –ГУ – точка всем поможет.
Стало скучно, не грустите.
ХЭ –ГУ – точку покрутите.
Утром, днем и перед сном
Дружно с точкой мы живем
.
Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.
Проговаривая текст, дети одним – двумя пальцами производит вращательные движения по часовой стрелке по 8 – 9 раз.
У нас на теле точки есть-
Столько много. Что не счесть.
Очень плавно по спирали
Эти точки мы нажали.
Пальчик в ямку опустился
Немного покрутился.
(Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами)
Под губой и над губой
Помассируем с тобой.
А теперь два пальца сразу
Из носа выгонят заразу
(Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа.)
Руки в кулачки сожмем,
Крылья носа разотрем.
Точка есть и в центре лба –
Помассируй для ума.
Возле уха и внутри
Точки хорошо потри.
(Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.)
Большим пальцем вниз пойдем
И ангину уберем.
(Большим пальцами дети делают плавные движения под подбородком)
Эти точки, без сомнения,-
От простуды избавление.
Упражнения для укрепления мышц глаз для усиления зрения.
Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз
П
роведем, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели
Снизу вверх сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
Папа, Мама, Дом, Трава-
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук)
Раз, два, тир, четыре, пять-
Можно глазки открывать!
Зарядка
Просыпайтесь, по порядку становитесь на зарядку
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке – землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся все выше –
Выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу протянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
Данные упражнения способствуют укреплению органов дыхания, формированию у детей правильного, носового, дыхания, а также диафрагмального. Для проведения упражнений нужно вырезать из бумаги по одному цветку для каждого ребенка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе мы пойдем гулять.
На опушке возле ели
На пенечек дети сели.
(Дети выполняют ходьбу по кругу, затем садятся на корточки)
Посидели, отдохнули,
Ручки к солнцу потянули,
Опустили их опять,
Можно ими помахать.
Дети поднимаются на носочках, потягиваются, опускают руки, делают махи. Дыхание при этом – свободное носовое. Выделенные жирным шрифтом сроки дети проговаривают на выходе.
Снова к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись
Хорошо нам здесь гулять,
Чистым воздухом дышать.
Вы букашек не спугните,
Тихо носиком дышите.
Раз, два, три, четыре, пять-
Дети учатся дышать.
Пробежали вокруг ели,
А потом на травку сели.
Поваляемся немножко.
Полежим, как Мурка – кошка.
(Лежа на коврике, дети принимают позу расслабления.)
Хорошо нам так лежать
И животиком дышать.
Вдох - животик надуваем,
Выдох - к спинке прижимаем
(Дети выполняют диафрагмальное дыхание.)
Надоело нам лежать,
Надо зайчиком скакать.
Прыг – скок, прыг- скок,
Шагом с пятки на носок.
(Дети прыгают как зайчики, а потом идут шагом с пятки на носок)
Ножки выше - топ, топ, топ
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Наши дети порезвились,
Лесу низко поклонились.