Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
РАБОТА С ДЕТЬМИ
ГРУППЫ РИСКА
Куртамыш 2010-11
В помощь педагогам-организаторам:
РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества», город Куртамыш – 2010-11г.
Составитель: Комарова Н.А.,
Методист по работе с детскими общественными
объединениями МОУДОД «Дом детского творчества»
Классификация семей
Благополучные (здоровые) семьи
Это семьи, условия жизни которых способствуют формированию и развитию здоровой личности в физическом, психическом, духовном и социальном аспектах.
Так же обозначается термином "сотрудничество" или "здоровая". Зачастую эти родители являются активными помощниками педагогов, постоянно интересуются успехами ребенка в образовательном учреждении, оказывают посильную помощь.
Всемирная организация здравоохранения предлагает 9 критериев:
1. физическое благополучие, 2. материальное благополучие,
3. бытовое благополучие, 4. психологическое здоровье,
5. удовлетворенность браком (в т.ч. сексуальными отношениями),
6. духовно-нравственное благополучие (в т.ч. связь поколений),
7. преемственность и полнота в воспитании (в т.ч. отсутствие разводов), 8. отсутствие неразрешимых конфликтов,
9. здоровый досуг.
Более подробно единые критерии "здоровой" семьи, обусловливающие социализацию и адаптацию ребенка в обществе, мы можем найти в работах Э. Эриксона и Д. Фобос (США) в изложении автора данного издания:
1. Материально - бытовое благополучие. При оценке материального благополучия критерием является соотношение потребностей и возможностей. При оценке бытового благополучия - наличие своего личного условно изолированного "угла" для занятий, игр и отдыха.
2. Самоощущение ребенком своей “необходимости“ для семьи. Чувство комфортности и защищенности одно из основных ощущений здорового ребенка.
3. Взаимопонимание и взаимоуважение родителей. Открытость чувств, доверие, уважение мнения другого. «Выяснение отношений», споры, в достаточной степени тактично обсуждаемые, не навредят, а только помогут в будущем выходить из конфликтов с достоинством, с чувством уважения к другому.
4. Взаимоотношения семьи и общества. Они конструктивны если общество уважает право семьи, а семья признает законы общества. Совпадение морально-нравственных норм семьи и общества позволяет говорить о положительном воспитательном эффекте.
5. Семейные традиции. Возвращение в "детство", обращение к памяти проходит через "узелочки" - семейные традиции, символы. Чем глубже корни, тем устойчивее семейное древо. Семейные традиции есть практически в каждой семье. Именно эти воспоминания позволяют нам в трудную минуту искать опору в близких или памяти о них.
Неблагополучные семьи
Это семьи, жизнедеятельность которых негативно влияет на формирование личности, а именно формирует патологические черты характера или способствует задержке в развитии.
Основным признаком неблагополучия является жестокое обращение к ребенку: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое (эмоциональное) насилие и моральная жестокость.
В работе социальному педагогу с неблагополучной семьей необходимо придерживаться двух правил: работать с каждой семьей в отдельности, и привлекать к работе значимых для членов семьи людей, способных влиять позитивно.
Семьи группы риска
Семья, жизнедеятельность которых может способствовать формированию неблагополучной личности или неблагополучных взаимоотношений.
В основном родители в этих семьях хотят, но не могут воспитывать своих детей. Основными причинами являются: материально-бытовые условия, состояние здоровье родителей, а так же социальная отчужденность одних членов расширенной биологической семьи от детей по причине развода, разъезда, конфликтных отношений и др.
Такие семьи пользуются разнообразными видами помощи, склонны к объединению в различного вида общества, ассоциации, клубы для совместного решения своих проблем. Единых критериев семей группы риска нет, они находятся на границе между благополучными и неблагополучными. Перечислим некоторые категории семей группы риска по материально-бытовым признакам: малоимущие, многодетные, неполные (матери-одиночки), беженцы, безработные (один или оба) и др.
По социальным признакам выделим: опекунов, семьи малых национальностей и религиозных конфессий, семьи, имеющие близких, осужденных за преступления, семьи, имеющие близких, участников военных действий и т.п.
По медицинским факторам это семьи в которых родители и/или дети имеют ограниченные возможности.
Помощь семье и детям
Нередко семья не осознает свои воспитательные возможности или для реализации своего потенциала ей требуется поддержка. Какого вида поддержка, и в каких случаях она, оказывается, должно решаться сугубо индивидуально, однако можно выделить пять основных ступеней помощи семье.
1. Материальная поддержка. Форма помощи семье может иметь несколько видов. Это и обязательная дотация на питание, и дополнительная материальная помощь, выделенная по решению педагогического и классного родительского коллектива. Особого внимания заслуживает организация материальной поддержки с помощью родительского комитета или актива класса, школы. Причем такой поддержкой могут выступать не только деньги, но и вещи, пособия для занятий, участие в оплачиваемых кружках, посещение оплачиваемых мероприятий.
2. Консультации. Консультации носят самый разный характер. Это и консультации педагогов детям и родителям по вопросам обучения и воспитания; консультации психолога по вопросам адаптации ребенка в коллективе, на занятиях, проблем в усвоении учебного материала; консультации медиков в плане оздоровления, личностно-ориентированного подхода к ребенку; консультации социального педагога по вопросам получения помощи и льгот, защиты прав и интересов ребенка; консультации других специалистов, организованных в образовательном учреждении (юристов, экономистов, врачей-наркологов и т.п.)
3. Адаптивно педагогическая помощь. Эта помощь направлена на приспособление и выживание, а также на эффективное использование педагогических возможностей семьи. Курсы, занятия по самым различным направлениям, но в системе позволяют не только помочь семье, но и раскрыться в полной мере каждому участнику творческого процесса, реализовать его потенциал.
4. Общественно-организационная. Более эффективная реализация педагогического потенциала семьи возможна при объединении родителей для решения своих проблем в общественные организации или клубы.
5.Патронат. Не каждая семья готова принять помощь. Есть семьи, желающие одного - чтобы их оставили в покое. Однако если интересы ребенка вступают в противоречие с интересами родителей, и ребенок нуждается в защите и поддержке, то вмешательство не только допустимо, но и обязательно.
Возможные направления работы с группой риска.
Социальные группы риска | Меры по снижению риска | Ответственные (реальные возможности педагога) |
Дети, растущие без отца | Усилить мужское влияние на воспитание ребенка через организацию его досуга в кружках и секциях, где работают педагоги — мужчины. Содействовать общению с социально значимыми мужчинами в ближайшем окружении (дедушки, старшие братья, дяди, сослуживцы, соседи, друзья семьи). | Мать и другие близкие родственники, классный руководитель, школьный психолог |
Дети, живущие в социально неблагополучном окружении | Выявить группу риска среди детей, воспитывающихся в неблагоприятной социальной среде. Устранить неблагоприятные условия непосредственного окружения; дискриминация и подавление ребенка. Укрепить право голоса детей и подростков | Педагог-организатор первичной профилактики, классный руководитель, школьный психолог |
Слишком послушные дети (зависимые) | Вести разъяснительную работу во время уроков и родительских собраний о воспитании у ребенка не только послушания, но и собственного мнения, умения разбираться в своих чувствах и желаниях. Корректировать стиль воспитания в семье | Классный руководитель, школьный психолог |
Дети с неадекватной самооценкой (соответственно, неумеющие оценить ситуацию, степень опасности) | Воспитывать и корректировать самооценку детей. Укреплять их личностную способность выдерживать и преодолевать кризисы. Создавать у них критичное, основанное на правдивой информации отношение к средствам зависимости и к потребительскому стилю жизни. Укреплять статус учащегося в группе. | Педагог — организатор первичной профилактики, классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники |
Дети с неудовлетворенным любопытством | Удовлетворить избыток любопытства детей через систему интересной и разнообразной внеклассной и внешкольной работы в кружках, секциях. Улучшить качество организации досуговой деятельности детей. | Педагог — организатор первичной профилактики, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования (в том числе в кружке экологии), социальные педагоги, ГПД |
Часто болеющие дети, легко и привычно глотающие таблетки | Закаливать организм, укреплять психическое и соматическое здоровье детей. Укреплять и тренировать личностные и меж личностные ресурсы борьбы со стрессом. Укреплять осознанное отношение к ценности Здоровья. | Классный руководитель, социальные педагоги, ГПД, педагоги дополнительного образования, школьный психолог, учителя-предметники |
Дети с узким поведенческим репертуаром | Разнообразить поведенческий репертуар детей через разнообразие форм и методов проведения урока, давая возможность поработать в группе, индивидуально, творчески, с эмоциональным выбросом, освоить новые социальные роли. Укреплять функции позитивного педагогического примера. | Педагог — организатор первичной профилактики классный руководитель Социальные педагоги, ГПД, школьный психолог, учителя-предметники, педагоги, дополнительного образования (в том числе в кружке экологии). |
Карта подростка девиантного поведения.
ФИО подростка_____________________________________________
Дата рождения______________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________
Обучающийся:
Школа_________________________________________
Класс__________________________________________
Классный руководитель___________________________
Телефон школы__________________________________
Родители (опекуны)обучающегося:
Мать:
ФИО
Дата рождения
Адрес
Телефон
Отец:
ФИО
Дата рождения
Адрес
Телефон
Другие родственники:
ФИО
Дата рождения
Адрес
Телефон
ФИО
Дата рождения
Адрес
Телефон
Дата и основание постановки на учет:
Дата создания карты:
Подпись педагога:
План работы с подростком
№п/п | Мероприятия | Дата проведения | С кем проведена работа | Результат |
| | | | |
Язык «принятия» и язык «непринятия» подростка
Оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»)
Временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык (« У тебя никогда ничего не получается как следует»)
Невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
Вот примеры таких наиболее типичных высказываний детей младшего школьного возраста. В скобках приводятся варианты ответов на «языке принятия».
Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)
Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)
Почему я должна выносить ведро? (У каждого из нас есть свои обязанности по дому, ты уже достаточно взрослая, чтобы тоже их иметь.)
Не буду ложиться спать. (Да, наверное, тебе хочется еще поиграть, но уже поздно. Сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться ко сну?)
Я не буду есть этот ваш противный лук. (У тебя есть право не есть то, что тебе противно, но другие могут думать совсем по-иному, для меня, например, он даже приятен.)
Не буду читать вслух по литературе. (Понимаю, не всегда хочется читать вслух, но мне так интересно послушать, обсудить с тобой, что там написано.)
«Язык непринятия» | «Язык принятия» |
Отказ от объяснений Негативная оценка личности Постоянный язык Сравнение не в лучшую сторону Указание на несоответствие ожиданиям Игнорирование Команды Приказы Подчеркивание неудачи Оскорбление Угроза Наказание Негативные интонации | Похвала, Комплимент Оценка поступка, а не личности Временный язык Ласковые слова, Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение, Согласие Позитивные телесные контакты Улыбка, Контакт глаз Эмоциональное присоединение Выражение своих чувств |
Фразы, препятствующие разговору
(не рекомендуется произносить в беседах с подростком)
1. Распоряжения. Приказания. («Вы должны...» или «Вам придется...» или «Вам надо будет...»)
2.Предостережения. Угрозы. («Вам лучше...» или «Если Вы не... тогда..,»)
3. Нравоучения. Проповеди. Наставления. («Это Ваш долг...» или «От Вас требуется...» или «Вам стоило бы...»)
4. Советы. Рекомендации. Предложения. («Я бы сделала так...» или «Почему бы Вам не...» или «Мой Вам совет...»)
5. Аргументация. Логические убеждения. («Факты таковы...» или «Позвольте Вам сказать...»)
6. Осуждение. Критика. Обвинение. («Вы не правы» или «Вы ленивы» или «Вы поступаете глупо»)
7. Унижения. Стереотипы. «Ярлыки». («Ты просто испорченный ребенок» или «Вы постоянно так поступаете» )
8. Интерпретация. Анализ. Диагностика. («Ваша проблема в том, что...» или «Вы постоянно поступаете так, потому что...»)
9. Восхваление. Положительная оценка. («Вы хороший человек» или «Я согласен» или «Это правильно»)
10. Ободрение. Утешение. («Это не так уж плохо» или «Не переживайте, Вам скоро станет легче»)
11. Расспрашивание. Исследование. Допрос. («Зачем» или «Почему» или «Кто» или «Что» или «Где» или «Как»)
12. Уход. Отвлечение, Ирония и сарказм. («Давайте не будем говорить об этом сейчас» или «Забудьте об этом»)
Таким образом, в этих фразах подросток слышит следующее:
«Вы виноваты»
«Вы неправильно представляете себе положение вещей»
«Вы не так умны, как я»
«Вашим чувствам — грош цена, и они не реальны»
Индивидуальная работа с подростком
Установление контакта
Получение первичной информации о ситуации конфликта
Работа с чувствами ребенка
Выяснение потребностей
Настрой на восстановительную процедуру.
При работе с подростком необходимо ориентироваться на достижение следующих результатов:
Выяснение причин конфликта с позиции ребенка
Выяснение отношений между конфликтующими сторонами и других заинтересованных участников к сложившейся ситуации.
Выяснение чувств конфликтующих сторон друг к другу.
Выяснение планов на возможное решение ситуации в дальнейшем.
Предоставление конфликтующим сторонам возможных вариантов дальнейшего конструктивного взаимодействия.
Создание ситуации успеха для ребенка.
Подведение к пониманию того, что примирение нужно для самого ребенка.
Получение согласия на встречу.
Игры и тренинги на сплочение коллектива
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхты медленно тонет. Ваше местонахождение неясно ввиду поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список пятнадцати предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей: пачка сигарет, несколько коробков спичек, 5 банкнот по 100 рублей...
Ваша задача - классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания (цифру 1 поставить у самого важного, 2 - у второго по значению и т.д.)
1. секстант (прибор для определения места),
2. зеркало для бритья
3. канистра с водой
4. противомоскитная сетка
5. одна коробка с НЗ
6. карты Тихого океана
7.надувная подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной)
8. канистра нефтегазовой смеси
9. транзисторный приемник
10. репеллент, отпугивающий акул
11. 20 квадратных метров непрозрачного пластика
12. одна бутылка пуэрто-риканского рома 80 градусов.
13. пятнадцать метров нейлонового каната
14. две коробки шоколада
15. рыболовная снасть.
После того, как завершена индивидуальная классификация, группе дается 30 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения должна придти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов прежде, чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли бы с ней согласиться, хотя бы отчасти.
Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:
Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически
2.Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта, поддерживайте только те решения, с которыми Вы можете согласиться, хотя бы отчасти.
Избегайте таких методов, уменьшения конфликтов, как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.
Рассматривайте различные мнения как помощь, а не как помеху при принятии решения.
После того, как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации.
Правильный порядок классификации
Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане являются вещи, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение, если даже маленький плот и в состоянии достичь земли, нет возможности полностью запастись пищей и водой.
Поэтому порядок будет следующий:
Зеркало для бритья (Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.)
Канистра нефтегазовой смеси. (Важна для сигнализации. Она может быть, зажжена сторублевыми банкнотами, спичками вне плота, и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей).
Канистра с водой
Одна коробка с НЗ (Обеспечивает основную пищу).
20 квадратных метров непрозрачного пластика. (Используется для сбора дождевой воды, спасает от стихии).
Две коробки шоколада (Резервный запас пищи)
Рыболовная снасть (Оценивается ниже шоколада, т.к. рыбу надо еще поймать).
Пятнадцать метров нейлонового каната
Надувная подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной)
Репеллент, отпугивающий акул
Одна бутылка пуэрто-риканского рома 80 градусов. (Содержит 80 процентов алкоголя, может быть использован в качестве антисептика при любых травмах, в других целях - малая ценность, поскольку употребление внутрь может вызвать обезвоживание ).
Транзисторный радиоприемник (Нет передатчика - бесполезен)
Карты Тихого океана ( бесполезны без приборов )
Противомоскитная сетка ( в Тихом океане нет москитов)
Секстант ( Без таблиц и хронометра - бесполезен )
Помнить: без средств сигнализации почти нет шансов спастись, а без воды и пищи человек может прожить 36 часов.
Каждый из участников может сравнить данные индивидуального ранжирования с даннымИ, к которым пришла группа в результате согласия.
Разница между своими ответами и правильными:
0-25 Превосходно; 26-32 Хорошо; 33-45 Удовлетворительно;
46-55 Неважно; 56-70 Плохо; 71-112 Стоит задуматься.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?
Какие появились признаки лидерства, кто оказывал влияние и почему?
Кто участвовал, а кто нет?
Какова была атмосфера в группе во время дискуссии?
Какие действия предпринимали участники для протаскивания своих мнений?
Как улучшить принятие решения группой?
«Постройка моста»
Цель упражнения: развитие способности к сотрудничеству на основе понимания и учета интересов и особенностей других людей.
Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.
1. Участники группы образуют две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая — остается с другим ведущим в комнате.
Первой группе дается следующее задание: участники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа - туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерного дела. В племени недавно началась сильная эпидемия, и люди умирают десятками. Отправить жителей в больницу невозможно, т.к. напрямую до нее 5 км, но дорога лежит через непроходимые болота, а по хорошей дороге путь составит 105 км. Проблема может быть решена с помощью постройки моста. Если его построят миссионеры, то туземцы не смогут его ремонтировать. Поэтому туземцев надо научить строить мост.
Мост должен стоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги (формат А-4), ширина моста — половина ширины листа маги с 5-миллиметровым отступом в большую сторону.
Помимо этого, миссионеры должны убедить туземцев в самой необходимости постройки моста.
2. Команде «туземцев» сообщаются следующие правила. Общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, а мужчины — линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) «туземцы» должны оставить все занятия и усердно молиться. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать треугольник и цветок.
3. В течение 7 минут участники команд обсуждают правила, распределяют роли и вырабатывают план действий. Затем приступают к постройке моста. На постройку моста отводится время — 20 минут Формальный результат (будет ли построен мост) сам по себе не имеет значения.
4. После завершения игры участников просят рассказать о своих впечатлениях.
«Ты и твое имя»
Цель: развитие способности к самопринятию и принятию окружающими.
1. Ведущий предлагает одному из участников назвать свое полное имя. Другим участникам необходимо назвать, передавая задание по кругу, как можно больше вариантов имени человека или то имя, которое, с вашей точки зрения, подходит этому человеку.
2. После того как круг завершен, участник делится чувствами, которыми он испытал, когда другие называли его имена.
Вопросы для обсуждения:
Какое имя ему больше по душе в дружеской компании, дома, в официальной обстановке?
Каким именем ему хочется, чтобы его называли в группе?
Задание повторяется для каждого участника, в том числе и для ведущего.
Ведущий делает вывод, что имя для человека звучит как лучшая в мире музыка, а обращение к друг другу по имени — знак внимания и принятия.
«ОДНА КОМАНДА»
Участников игры делят на две произвольных команды.
Ведущий дает каждой команде 2 цветные карточки, например черная-белая, красная-зеленая и т.п. (одинаковые цвета для обеих команд).
Задание: Каждая команда, принимая совместное решение, по очереди поднимает одну из карточек (до 5 хода). Очередь первого поднятия карточки меняется (одна команда – нечетные ходы, другая команда – четные ходы)
Каждая карточка имеет свое бальное значение в сочетании
Черный - Белый | Черный - Черный | Белый - Белый |
+3 | −5; | −5 | −5 | +3 | +3 |
Помощники записывают результат в большую таблицу:
| 1 группа (нечетные ходы) | 2 группа (четные ходы) |
1-й ход | | | | |
2-й ход | | | | |
3-й ход | 2х | | 2х | |
4-й ход | | | | |
5-й ход | | | | |
6-й ход | 2х | | 2х | |
7-й ход | | | | |
8-й ход | | | | |
9-й ход | 2х | | 2х | |
10-й ход | | | | |
3, 6 и 9 ходы, сумма баллов удваивается.
После 5-го хода, каждая команда выбирает лидера и отправляет на переговоры.
После переговоров, обсуждение какой цвет карточки поднять, происходить не более 1 минуты. Лидер принимает участие наравне со всеми, убеждает, но не объясняет своего решения и не давит. Помощники наблюдают за соблюдением правил.
Главная цель игры – участники должны прийти к финишу с одинаковым количеством баллов.
“АЛФАВИТ”
Задание: сложить совместно весь алфавит от А до Я. Каждый получает по листку бумаги и должен написать на нем как минимум одну из букв алфавита. Затем из написанных букв сложить весь алфавит, причем так, чтобы ни одна буква не была пропущена и не разу не повторялась дважды. Если этого не получается с первого раза, то процедура написания букв на отдельных листочках нужно повторять до тех пор, пока задание не будет выполнено. Задание можно выполнять молча.
"Башня"
Инструмент: спичечные коробки.
Упражнение выполняется молча.
По команде ведущего участник подходит к столу и ставит один коробок, с другим пустым коробком возвращается к команде и передает его следующему участнику. Тот должен положить его на предыдущий и т.д. Если башня падает, упражнение выполняется с начала.
«БОЛЬШИЕ ШАГИ»
Подготовка - Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Группа становится в круг. Ведущий также может участвовать в игре. Каждый кладет руки на плечи соседа.
2. Скажите группе, что все должны будут сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде.
3. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Вы говорите: «Раз, два, три ... Шагаем!», и группа делает первый шаг.
4. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Вы повторяете команду: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает второй шаг.
5. Вполне вероятно, что теперь в круге стало довольно тесно, но все-таки добавьте третий шаг. Насколько возможно, все поднимают левую ногу, вы даете команду к последнему шагу... После этого шага все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.
Замечания: Между шагами должны оставаться паузы, чтобы все могли сохранить равновесие. Следите за тем, чтобы, несмотря на всеобщее веселье, никто не вывернул себе руку и не наступил никому на ногу. Скажите участникам, что они могут снять руки с плеч соседей, чтобы свободно двигаться. Лучше всего проводить игру в группах, в которых больше шестнадцати человек.
«Узнай друга!»
Цель: развитие навыков социальной участия и сопереживания.
1. Участникам предлагается разбиться на пары. Желательно, чтобы партнеры были наименее знакомы друг с другом. В течение 10 минут партнерам предлагается выяснить друг у друга интересы, привычки, увлечения и другие личные особенности.
2. После этого участники образуют круг из пар. Один человек сидит на стуле, его партнер стоит за его спиной. Все члены группы задают вопросы, обращаясь последовательно к каждому из сидящих. От его имени дает ответ человек, который стоит за спиной. Сидящий не комментирует правильность или неправильность ответов.
3. После того как каждому из сидящих было задано 2-4 вопроса, участники меняются местами. Процедура повторяется.
В конце игры участник делятся чувствами, которые они испытывали, когда за них отвечал другой человек.
«Становись!»
Цель: развитие групповой сплоченности, взаимопонимания.
Участники закрывают глаза и по команде ведущего «Становись!» должны построиться по росту.
«СКУЛЬПТУРА»
Группа разбивается по три человека. Каждая микрогруппа должна свою построить скульптуру, где каждый по очереди играет одну из ролей:
После того как все участники микрогруппы побывали во всех ролях, идет обсуждение в круге.
Варианты:
Семья: муж, жена, ребенок
Работа: Начальник, подчиненный, клиент
По Рериху: тело, душа, дух
И т.п.
«АНГЕЛ»
Упражнение проводиться на природе или в большом помещение.
Один из участников «Ангел» - сопровождает в путешествии по территории своего подопечного.
«Подопечный» изучает территорию с завязанными глазами. Исследование территории можно проводить стоя, сидя, в движении в любых вариантах (на ногах, на коленях, ползком и т.п.).
Через 20-30 минут пара меняется местами.
«СТУЛЬЧИКИ»
Группа делиться на 2 подгруппы в количестве не менее 12 человек.
Участники каждой группы встают как можно ближе в круг друг за другом (максимально близко).
По команде ведущего участники групп садятся на колени стоящему за ним человеку.
Если круг сидит устойчиво, предложите покачаться, получить удовольствие от сплоченности.
"Рука".
Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару.
Ведущий группы дает участникам для этого примерно полминуты, а затем громко произносит: "Рука!" Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару.
Если оказывается, что несколько участников показывают на одного и того же человека, и вместе с тем у других участников нет пары, или кто-то из участников не показывает ни на кого, опыт повторяется. Важен не столько сам результат - достижение такого выбора, когда все участники объединяются в согласованные пары и нет никаких пропусков и перекрестов, - сколько процесс: реакции группы на "выпадение" одного или нескольких членов, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали; реакции участников, которым казалось, что они «договорились» с партнером о взаимном выборе, а тот выбирает кого-то другого и др.
Высший показатель сплоченности группы - мгновенная реакция группы на выпадение, исключение ее членов и ее чувствительность к возникающему у членов группы ощущению отчужденности, отъединенности от группы.
«Испорченный телефон»
Ведущий шепчет сидящему с краю в каждой команде на ушко слово. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу, и так в каждой команде. Слово нужно перепеть крайнему игроку команды как можно быстрее. Побеждает та команда, которая быстрее передала слово без искажений крайнему игроку команды. Итак, ведущий, шепчите двум крайним игрокам каждой команды свое слово. Затем оно идет по испорченному телефону, как только дошло до последнего игрока, он громко называет это его. Оценивается скорость передачи сообщения и его качество.
«ЗНАКОМСТВО»
Каждый участник по кругу, методом «снежный ком», называет свое имя (по желанию может быть заменено на любое, которым участник хочет называться):
Первый – свое, второй – предыдущее и свое, третий – первого, второго и свое и т.п.