Просмотр содержимого документа
«Брошюра. Роль родителей в развитии речи детей.»
Роль родителей
в развитии речи детей

Чтобы ребенок заговорил,
с ним нужно разговаривать!
Чем бы вы ни занимались с ребенком, постоянно разговаривайте с ним, включайте его в разговор. Используйте каждую его попытку поговорить с вами, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения: «Это мама, а это папа», «Я девочка/мальчик», «Я люблю маму». Старайтесь расширить круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы. В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?».
Занятия с использованием картинок.
Очень полезны для развития речи ребенка занятия с использованием картинок. Например, на картинке изображена чашка, попросите ребенка произнести нужное слово. Сразу же предложите ему: «Посмотри, есть ли на столе чашка. Покажи мне ее». Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребенка отыскать его на картинке. Если ребенок вообще не говорит, такое упражнение разовьет у него способность понимать чужую речь, а это очень важно. Ведь речь всегда начинается с понимания. Ребенку, освоившему элементарную речь, подберите простые сюжетные картинки, например «мальчик читает книгу», «мальчик моет посуду», «дети спят» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите ребенку, задавая наводящие вопросы. Вопросы к картинкам должны быть короткими и ясными
Следующий этап развития речи — занятия с серией картинок, связанных между собой несложным сюжетом. Дайте ребенку две, три или четыре картинки и попросите разложить их в соответствии с развертыванием сюжета, а потом составить рассказ.
Например,
«Нашли ежа».
Мальчики пришли в лес.
Под кустом они нашли ежа.
Дети положили ежа в шапку и понесли домой.
Дома они напоили ежа молоком.
Сначала подобное задание, возможно, ребенку будет выполнить сложно. Поэтому нужно несколько раз разложить перед ним картинки в определенной последовательности. Напомните ребенку еще и еще раз название рассказа. Затем помогите ребенку составить рассказ, рассматривая при этом по очереди все картинки.
От слов – к связанной речи.
Самая серьезная задача – это научить ребенка связанно говорить, рассказывать. Дети часто ограничиваются перечислением отдельных предметов или названий действий, не связывая их между собой. Но если вы проявите настойчивость и выдержку, от занятия к занятию речь ребенка будет становиться все более связной.
Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают ребенка к высказываниям, ослабляя интерес к окружающему. Для того чтобы активизировать речь ребенка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чем-то или попросить что-либо. Например, у ребенка может возникнуть необходимость попросить убранную вами игрушку, причем объяснить не с помощью жестов, а словами. Наберитесь терпения и учите ребенка, опираясь на характерную для детей склонность к подражанию.
I. По дороге в садик побеседуйте с ребёнком:
Что делают люди? (идут, стоят, бегут, выходят, заходят и т.д.);
Какие деревья? Дома? (высокие - низкие, большие - маленькие);
По какой дорожке идём? (узкая - широкая, длинная - короткая);
Какая погода? (холодная - теплая);
Как светит солнышко? (припекает - не греет);
Когда приходим в садик (утром), а уходим? (вечером);
Как идём в садик? (выходим из дома, проходим через дорогу, заходим в автобус и т.д.);
Как мы идём? (быстро - медленно);
Из чего сделана наша обувь? Одежда? (сапоги кожаные, кофта шерстяная, шапка меховая, варежки пуховые и т.д.).
II. В автобусе поиграйте в игру:
"Скажи ласково" - я говорю про большой предмет, а ты про маленький (стул - стульчик, замок - замочек и т.д.);
"Скажи наоборот "(весёлый - грустный, старый - молодой и т.д.);
"Угадай, про что я говорю" (описывать какой - либо предмет);
"Посчитаем" (выгоны, колёса, окна) - правильно согласовывать числительное с существительным (4 колеса, 5 окон и т.д.).
III. На кухне:
Спрашивайте у ребёнка: куда наливают чай? из чего едят суп?
Чем режут хлеб? из чего сварен суп? из чего сделали салат?
Попросите выложить из крупы (гречка, горох, бобы и т.д.) разные по величине и длине предметы (например, длинную - короткую ленту, круг и кружок и т.д.), можно использовать и спички со срезанной головкой;
Поиграйте в игру:
"Что можно резать:, наливать:, чистить:, насыпать:"
"Какой у нас сок?" (апельсиновый - из апельсина), варенье?" (из клубники -клубничное), суп? (гороховый, картофельный и т.д.);
Какие части есть у чашки? кастрюли? стола? стула? и т.д.
IV. В выходные дни и в будние дни вечером поиграйте с ребёнком в какую-либо из игр:
"Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" (взрослый показывает определенное действие, а ребёнок его угадывает и наоборот);
"Прятки"- спрятать предмет и немного описать, где он находится (под:, в:, на:, между:).
Ребёнок, найдя предмет, должен сказать, где он был.
Аналогично игра "Холодно - тепло".
"Чего не стало "- выставлять несколько игрушек (4-6), назвать и запомнить их. Потом угадать, что спрятали и ли поменяли местами. Ребёнок должен ответить правильно: нет мишки, машины.
"Что ты слышал" (угадывать с закрытыми глазами о проделанном действии).
"Шуточное письмо" - прочитать детям или придумать самостоятельно письмо с небылицами, дети должны исправить ошибки.
Примерный текст:
"Здравствуй: Пишу тебе письмо из детского сада. Мне тут очень интересно. Все дети в тихий час гуляют, глазами жуют пищу, ушами смотрят, зубами ходят, ногами слушают, носом работают, руками нюхают."
"В деревне коровы лают, козы мычат, кузнечики гогочут, гуси стрекочут, кошки пищат и т.д."
"Угадай и нарисуй "- называть предмет по частям, характерным признакам, и ребёнок должен его угадать и нарисовать.