Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЕДЖ»
Брошюра с комплексом диагностик по определению уровня готовности детей к школе
По МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах
студентки отделения школьного образования и прикладной информатики
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
ГРУППА Ш-21
Шарипова Лола Фуркатовна
Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………3-4
Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа ……………… 5-7
Внутренней позиции школьника ………… 8-9
Произвольного внимания "Да и нет" Н.И. Гуткиной ………………………………. 10-12
Анкета для выявления уровня школьной мотивации ………………………………. 13-14
Опросник по выявлению уровня мышления, развития социальных качеств …………. 15-18
Методика «Домик» ……………………. 19-20
Методика: Последовательные картинки. 21-24
«Самое непохожее» Л.А. Вагнер …………. 25
Тест «Аналогии» ………………………. 26-28
. Тест «Логопедический» ……………… 29-30
Заключение ………………………………... 31
Список литературы ……………………….. 32
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности ребенка к школе имеет большую значимость. В современном мире быстроразвивающихся технологий огромную роль играет образование, причем школьное образование будет являться базой (фундаментом) для всего последующего «обогащения знаниями».
Веяния западных тенденций заставляет пересмотреть систему образования, и многих детей отдают в школу с 6 лет. Однако ребенку, даже если он опережает сверстников в своем физическом развитии, будет очень тяжело обучаться, если не будет сформирована психологическая готовность к обучению в школе.
Отдав «неготового» ребенка в школу, можно встретится с массой проблем: ребенок не будет успевать, не будет понимать, это выльется в нежелание учиться и ходить в школу, что в конечном итоге может даже сломать жизнь человеку. А ведь этих проблем можно избежать, если, решив отдать шестилетнего ребенка в школу, провести с ним обследование и установить его степень готовности.
В данной брошюре представлено десять диагностик по определению уровня готовности детей к школе. Каждая из диагностик выявляет определенный уровень готовности ребенка к школе. Благодаря данным диагностикам можно определить готовность к школе, мотивацию, внутреннюю позицию будущего школьника.
Брошюра диагностик может быть предназначена как для педагога, так и для студента, который обучается на педагогических специальностях.
Далее представлен комплекс диагностик по определению уровня готовности детей к школе.
Диагностика №1. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ -2 балла.
№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Диагностика №2. Внутренней позиции школьника.
Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.
Ты хочешь идти в школу?
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
Ты любишь, когда тебе читают книжки?
Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
Какие у тебя любимые книжки?
Почему ты хочешь идти в школу?
Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?
Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.
№ 1 - Хочу идти в школу.
№ 2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).
№ 3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)
№ 4 - Люблю, когда мне читают книги.
№ 5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.
№ 10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 11 - Хочу быть учеником.
№ 12 - Пусть будет длиннее урок.
Диагностика №3. Произвольного внимания "Да и нет" Н.И. Гуткиной
Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.
Ход выполнения задания.
Преподаватель обращается к детям со словами: "Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить". (Ребенок их повторяет.) "Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?". (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)
Вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты хочешь учиться?
7. Ты любишь болеть?
8. Ты любишь играть?
9.Ты сейчас спишь?
10. Ночью солнышко светит?
11. Ты любишь ходить к врачу?
12. Доктор стрижет детей?
13. Коровы умеют летать?
14. Тебя зовут... (неверное имя)?
15. Зимой бывает жарко?
16. Ты ходишь на работу?
17. Конфеты бывают горькими?
18. Трава белого цвета?
19. Парикмахер лечит детей?
20. Твой папа играет в куклы?
Обработка результатов.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова "да" и "нет". За каждую ошибку начисляется 1 балл.
Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова "ага", "неа" и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.
Диагностика №4. Анкета для выявления уровня школьной мотивации
тебе нравится в школе или не очень?
утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?
ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
ты часто рассказываешь о школе родителям?
ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
у тебя много друзей?
тебе нравятся твои одноклассники?
Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов.
Итоговый уровень:
25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность
20-24 б. – нормальная школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы
10-14 б. – низкая школьная мотивация
10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Диагностика №5. Опросник. «Вопрос-Ответ»
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов;неправильный ответ = -5 баллов)
Утром мы завтракаем, а днем...(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
Днем светло, а ночью...(темно = 0; неправильный ответ = -4)
Небо голубое, а трава ...(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)
Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина= 0; неправильный ответ = -1)
Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
Почему люди занимаются спортом?(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Диагностика №6. Методика «Домик».
Исследование произвольной сферы
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно.»
Пока ребенок рисует, стоит отметить:
ведущую руку;
как работает с образцом;
быстро или медленно проводит линии;
отвлекаемость во время работы;
сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
исправляет ли сам ошибки.
Ошибками считается:
отсутствие какой-либо детали на рисунке;
увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
наложение линий одна на другую.
За каждую ошибку начисляется один балл.
Для детей 6 лет:
1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
5 баллов – низкий уровень.
Для детей 7 лет:
5 балл – высокий уровень;
4 балла – средний уровень;
3 баллов – низкий уровень.
Диагностика №7. Последовательные картинки
Цель:
1. Определение уровня развития связной речи
2. Определение уровня развития логического мышления
Инструкция к проведению
У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка должна обозначать начало рассказа, а вторая — его окончание.
Ты уже готов? Покажи, где начало твоего рассказа. (Это очень важная фраза, т. к. некоторые дошкольники могут разложить картинки справа налево, или сверху вниз, или снизу вверх.) Расскажи, какой рассказ ты придумал.
Анализ результатов.
Для определения уровня развития связной речи:
Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:
1 балл — ребенок составляет 2—3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой.
2 балла — ребенок составляет рассказ из 4—5 предложений. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не изображенные на картинке.
3 балла — ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героев. Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа
Баллы:
1-низкий
2-средний
3-высокий
Для определения же уровня развития логического мышления необходимо соблюдение следующих условий:
1. Задание считается выполненным, если все картинки набора связаны в единый рассказ, т. е. в цепь определенных событий.
Задание не выполнено, если ребенок описывает содержание каждой картинки самостоятельно, без связи между ними. Если связь между картинками одного набора в рассказе ребенка не явна, следует задать уточняющие вопросы.
2. Задание выполнено, если последовательные картинки объединены логически, причинно-следственными связями. Чтобы уточнить, устанавливает ли ребенок такие логические связи, необходимо задавать ему уточняющие вопросы:
"Почему произошло именно так? Как ты догадался, что это так?" И если при ответе на вопрос ребенок обращается к соседним картинкам (предыдущей или последующей), значит, он способен выявить причинно-следственные связи. При этом неважно, разложены картинки "по порядку" или нет. Главное, чтобы ребенок смог объяснить связи между последующими картинками, смог объединить их в логическое целое.
3. При определении уровня развития логического мышления не оценивается "красота" рассказа, т. е. богатство речи, подробность описания, наличие прямой речи и т. д., так как это имеет отношение к развитию связной речи, но не к логическому мышлению.
После составления рассказа:
1 балл — рассказ составлен по трем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает.
2 балла — рассказ составлен по трем картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи.
3 балла — рассказ составлен по четырем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. Отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи.
Определение уровня развития логического мышления на основе составления рассказа по последовательным картинкам.
Баллы:
1-низкий
2-средний
3-высокий
Диагностика №8. Самое непохожее Л.А. Вагнер
Позволяет изучить мышление и восприятие детей.
Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:
2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.
Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.
Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.
Диагностика №9. Тест «Аналогии».
Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Инструкция: Называется три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Детям надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
Слова такие:
- ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …? ( цветок)
- МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ - … ( лес)
-ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК - …? ( температура)
- ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …? ( слух)
- ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ - …? ( ночь)
- УТЮГ- ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН - …? ( звонить)
Другие варианты:
- ГОЛУБЬ-ПТИЦА, а ВАСИЛЕК - …? ( цветок)
- ОГУРЦЫ- ГРЯДКА, а ШИШКИ- …? ( лес)
- САМОЛЕТ- ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА - …? ( водитель, шофер)
- РАДИО-СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ- …? ( зрение, смотреть)
- ДЕНЬ-НОЧЬ, а БЕЛОЕ - …? ( черное)
- ЗАЯЦ-ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА - …? ( рыба)
- ГРИБЫ- ЛЕС, а ПШЕНИЦА - …? ( поле)
- ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА - …? ( врач)
- ФОНАРЬ-СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ - …? ( рисовать)
- КНИГА – ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА - …? ( слушать, играть, сочинять)
- ДЛИННОЕ- КОРОТКОЕ, а ЛЕТО - …? ( зима)
Курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре
«Градусник – температура» некоторые дети говорят не « температура», а «болезнь», и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы засчитываются, как верные и особо отмечаются в протоколе.
Критерии оценки:
2 балла - ребенок нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
1 балл - ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.
0 баллов - ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных.
Ключ:
2 балла – готов к обучению в школе;
1 балл – условно готов к обучению в школе;
0 баллов – не готов к обучению в школе.
Диагностика №10. Тест «Логопедический».
Цель: В общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звукобуквенного анализа) у ребенка. Тест состоит из двух частей.
Инструкция:
Часть 1.
Будут произноситься слова, а ребенок должен разделить их на части, хлопая в ладоши.
Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: педагог произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:
- САМОВАР
- ПОДУШКА
Эти слова можно заменять на другие трехсложные.
Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:
- БЕРЕТ
- ВОЛНА
- АТАМАН
- УТКА
Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом: что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый – согласный, последний – гласный, в третьем: первый – гласный, последний – согласный, в четвертом – оба звука гласные.
Критерии оценки:
2 балла - ребенок правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).
1 балл - ребенок 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.
0 баллов - ребенок многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.
Ключ:
2 балла – готов к обучению в школе;
1 балл – условно готов к обучению в школе;
0 баллов – не готов к обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Современные методики диагностики готовности ребенка к школе позволяют оценить способность восприятия дошкольником стандартизованного программного материала по трем показателем: интеллектуальный уровень; эмоционально-волевая готовность; социально-психологическая готовность — личное желание ребенка пополнить ряды школьников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.https://infourok.ru/diagnostika-psihologicheskoy-gotovnosti-k-shkole-2070909.html
2. https://открытыйурок.рф/статьи/599940
3.http://mirznanii.com/a/180555/diagnostika-gotovnosti-rebenka-k-shkole
4.https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00315126_0.html#text
5.https://infourok.ru/paket-diagnosticheskih-metodik-po-viyavleniyu-urovnya-gotovnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-obucheniyu-v-shkole-i-ih-617633.html
6. http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/64-psixologicheskaya-gotovnost-k-shkole-psixologam/686-diagnostika-gotovnosti-detej-6-7-let-k-shkolnomu?showall=1
7. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-ghotovnosti-riebienka-k-shkolie-1.html