Просмотр содержимого документа
«"БСП. Обобщающий урок в 9 классе"»
Определите, какие перед вами предложения, найдите среди них лишнее.
- Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других.
- Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
- Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.
- У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Тема: Бессоюзные сложные предложения. Обобщающий урок.
Цель: обобщение, систематизация, углубление знаний учащихся о бессоюзных сложных предложениях.
Задачи:
- повторить теоретический материал о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях, смысловых отношениях между частями;
- закрепить навыки постановки знаков препинания в БСП;
- развивать навыки пунктуационного анализа предложений;
- вести подготовку к государственной итоговой аттестации.
- В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями.
- Л.Т.Григорян
Знак препинания
Запятая, точка с запятой
Значение
Как проверить?
1)перечисление
по смыслу
2)Внутри частей БСП уже есть запятые
Тире
по смыслу
1) время
союз «когда»
2)условие
союз «если»
3)следствие
союз « так как, …поэтому»
4)противопоставление
союзы «а,но»
5)сравнение
Двоеточие
союзы «словно, как будто»
1)причина
союз «потому что»
2) пояснение
союз «что, глаголы +что»
3)разъясняет, раскрывает
союз «а именно»
Закрепление !!!
- 1. Наступил вечер, шёл дождь, с севера прерывисто дул ветер.(последовательное перечисление событий)
- 2. Я понимал: выручить нас может только случайность.(дополнение)
- 3. За всё браться – ничего не сделать.(условие)
- 4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.(причина)
- 5. Служить бы рад – прислуживаться тошно.(противопоставление)
- 6. Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.(перечисление, вторая часть осложнена) ) Критерии: «5»- 0 ош., «4»-1-2 ош., «3»-3ош, «2»-4-6ош
Лингвистический эксперимент. Задание: опуская союзы, преобразуйте союзные предложения в бессоюзные. Сделайте вывод о том, что при этом изменилось.
- У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
- Когда добро творить желаешь ты, не отступайся от своей мечты.
- Доброта постоянна и сама себя усиливает, потому что она рождает ответную доброту.
- Я убеждён, что вдохновение приходит во время труда.
Проверка
- У каждого времени своя жестокость – доброта одна на все времена . (противопоставление)
- Добро творить желаешь ты – не отступайся от своей мечты. (время в 1-м предложении)
- Доброта сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (во 2-м предл. причина)
- Я убеждён: вдохновение приходит во время труда. (дополнение во 2-м предложении)
Работа с текстом
- 1)Опыт подтверждает: добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)
ДОБРОТА. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим . Словарь С. И. Ожегова
ДОБРОТА — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
Энциклопедический словарь
VI. Рефлексия
1.Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.
2. Равномерное движение лодки было нарушено направление утеряно.
3. Резкий воздух омыл лицо холодной водой сон сразу пропал.
4. Я сразу понял медведь добывает мёд.
5. Смелые побеждают трусливые погибают.
Домашнее задание
Написать сочинение 9.1., 9.2. или 9.3. (на выбор).
См. карточки с формулировками тем.
МОЛОДЦЫ !