СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бубнова И.А. "Как научить ребенка понимать текст?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бубнова И.А. "Как научить ребенка понимать текст?"

Просмотр содержимого документа
«Бубнова И.А. "Как научить ребенка понимать текст?"»

Как научить ребенка понимать текст?

Как научить ребенка понимать текст?

Бубнова Инна Анатольевна, к.п.н., старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО

Бубнова Инна Анатольевна, к.п.н., старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО

Вебинар адресован заместителям директоров по УВР, методистам по начальному образованию, учителям начальных классов и всем, кто заинтересован проблемой организации работы с текстом в начальной школе.

Вебинар адресован заместителям директоров по УВР, методистам по начальному образованию, учителям начальных классов и всем, кто заинтересован проблемой организации работы с текстом в начальной школе.

  ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ  Что значит понять текст? Как узнать, понимают ли школьники текст? Понимание текста: зачем, чему и как учить? Какие учебные пособия издательства «Просвещение» («Учлит») можно использовать для обучения смысловому чтению в начальной школе?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Что значит понять текст?
  • Как узнать, понимают ли школьники текст?
  • Понимание текста: зачем, чему и как учить?
  • Какие учебные пособия издательства «Просвещение» («Учлит») можно использовать для обучения смысловому чтению в начальной школе?
Что значит понять текст?

Что значит понять текст?

«Счастье – это когда тебя понимают…» к/ф «Доживем до понедельника» Понять – постигнуть, постичь, уразуметь, уяснить, осмыслить, осознать, взять в толк, разгадать, раскусить, раскумекать, ухватить суть дела, войти в суть дела, домыслить, сообразить, въехать, разобраться, проникнуть, дойти умом, взять в соображение, уяснить себе, уложить в голове. Словарь синонимов Понимание - способность осмыслить что-то, понять значение, содержание чего-либо, способность понять то, что сказано или написано. Толковый словарь

«Счастье – это когда тебя понимают…»

к/ф «Доживем до понедельника»

Понять – постигнуть, постичь, уразуметь, уяснить, осмыслить, осознать, взять в толк, разгадать, раскусить, раскумекать, ухватить суть дела, войти в суть дела, домыслить, сообразить, въехать, разобраться, проникнуть, дойти умом, взять в соображение, уяснить себе, уложить в голове.

Словарь синонимов

Понимание - способность осмыслить что-то, понять значение, содержание чего-либо, способность понять то, что сказано или написано.

Толковый словарь

С точки зрения лингвистики (теория И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную  информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях. О.В. Соболева. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: зачем, кого, чему и как учить?

С точки зрения лингвистики (теория И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.

О.В. Соболева. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: зачем, кого, чему и как учить?

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.

 Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Итог работы – личностно новое приобретение: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Итог работы – личностно новое приобретение: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.

Как узнать, понимают ли школьники текст?

Как узнать, понимают ли школьники текст?

Петровская Елена Васильевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена

Петровская Елена Васильевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена

 Мысль о том, что новое поколение — это поколение «нечитающее», давно уже стала общеизвестной, об этом говорят учителя, пишут журналисты, социологи проводят опросы и подсчитывают их результаты.  Данные приводятся разные, например, такие: 42% школьников читают более 1,5 часов в день (в основном это школьники старших классов и абитуриенты, читающие произведения школьной программы), 30% — менее часа, 20% — менее 30 минут в день после школы; 23% взрослых читают постоянно (это люди от 30 до 49 лет, с высшим образованием, живущие в крупных городах), 37% не читают вообще (это в основном мужчины старше 50 лет, с образованием ниже среднего), 40% — читают время от времени (это люди со средним образованием, в возрасте до 29 лет).  По данным отдела исследований Российской детской государственной библиотеки, 19% детей не любят читать и почти не читают, но 30% любят это занятие и еще 33% любят читать, но ссылаются на недостаток времени для чтения. Таким образом, положение с чтением, как будто не такое уж и критическое .

Мысль о том, что новое поколение — это поколение «нечитающее», давно уже стала общеизвестной, об этом говорят учителя, пишут журналисты, социологи проводят опросы и подсчитывают их результаты.

Данные приводятся разные, например, такие: 42% школьников читают более 1,5 часов в день (в основном это школьники старших классов и абитуриенты, читающие произведения школьной программы), 30% — менее часа, 20% — менее 30 минут в день после школы; 23% взрослых читают постоянно (это люди от 30 до 49 лет, с высшим образованием, живущие в крупных городах), 37% не читают вообще (это в основном мужчины старше 50 лет, с образованием ниже среднего), 40% — читают время от времени (это люди со средним образованием, в возрасте до 29 лет).

По данным отдела исследований Российской детской государственной библиотеки, 19% детей не любят читать и почти не читают, но 30% любят это занятие и еще 33% любят читать, но ссылаются на недостаток времени для чтения. Таким образом, положение с чтением, как будто не такое уж и критическое .

«… Проблема не в том, что мало читают — читают много (неслучаен книжный бум — книги находят спрос!). Проблема, как представляется, в качестве чтения — в том, ЧТО читают и КАК читают . Книга стала частью «потребления», человек, купивший книгу, считает, что за потраченные деньги она должна его развлечь, ему понравиться. Он не думает о том, что не только у него есть «горизонт ожидания» по отношению к книге, но и у книги (текста) есть «горизонт ожидания» по отношению к нему, читателю. В тексте заложен свой, специфический для каждого из них, «образцовый читатель», тот, которого требует данный текст, чтобы быть понятым. Этот читатель формируется в диалоге, в контакте с текстом…»

«… Проблема не в том, что мало читают — читают много (неслучаен книжный бум — книги находят спрос!). Проблема, как представляется, в качестве чтения — в том, ЧТО читают и КАК читают . Книга стала частью «потребления», человек, купивший книгу, считает, что за потраченные деньги она должна его развлечь, ему понравиться. Он не думает о том, что не только у него есть «горизонт ожидания» по отношению к книге, но и у книги (текста) есть «горизонт ожидания» по отношению к нему, читателю. В тексте заложен свой, специфический для каждого из них, «образцовый читатель», тот, которого требует данный текст, чтобы быть понятым. Этот читатель формируется в диалоге, в контакте с текстом…»

В исследовании приняли участие более 340 тысяч учащихся из 50 стран и 11 территорий, в том числе 4577 выпускников начальной школы из 206 школ 42 регионов России.  По данным исследования 2016 года, Россия набрала 581 балл по международной шкале, вернувшись на первое место в рейтинге всех стран-участниц и в очередной раз подтвердив свой статус лидера в области начального школьного образования. Россия уже занимала первое место в исследовании PIRLS в 2006 году, однако в 2011 году уступила его Гонконгу, опустившись на вторую строку. За период с 2011 по 2016 годы российские учащиеся значительно повысили свой результат – на 13 баллов. При этом 70% выпускников начальной школы в России показали высокий уровень читательской грамотности. 

В исследовании приняли участие более 340 тысяч учащихся из 50 стран и 11 территорий, в том числе 4577 выпускников начальной школы из 206 школ 42 регионов России. 

По данным исследования 2016 года, Россия набрала 581 балл по международной шкале, вернувшись на первое место в рейтинге всех стран-участниц и в очередной раз подтвердив свой статус лидера в области начального школьного образования. Россия уже занимала первое место в исследовании PIRLS в 2006 году, однако в 2011 году уступила его Гонконгу, опустившись на вторую строку. За период с 2011 по 2016 годы российские учащиеся значительно повысили свой результат – на 13 баллов. При этом 70% выпускников начальной школы в России показали высокий уровень читательской грамотности. 

Аналитические материалы По результатам проведения Национального исследования качества начального общего образования в 4 классах по предметам: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»

Аналитические материалы

По результатам проведения Национального исследования

качества начального общего образования

в 4 классах по предметам:

«Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Определение главной мысли. Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения. Деление текста на части, составление плана. Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст. Создание собственного текста на тему. 

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Определение главной мысли.
  • Нахождение в тексте информации явной и неявной на основе выборочного чтения.
  • Деление текста на части, составление плана.
  • Преобразование исходного текста в таблицу, схему, другой текст.
  • Создание собственного текста на тему. 
Сколько у кого детей?   У большинства крупных животных обычно бывает не более одного-двух детенышей. Им больше не выкормить: трудно. В лесу живет молодая лосиха. У нее два лосенка. А вот бредет медведица. В ее берлоге один медвежонок.  У птиц бывает по-разному. У маленького чижа пять птенцов. У этой серой куропатки – двадцать, а у страуса-папы целый детский сад – тридцать малышей.  Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в гнезде. А птицы, у которых птенцы сами могут добывать пищу, способны вырастить больше потомства.  Черепахи и лягушки мало заботятся о своем потомстве. У них много детенышей: у черепахи – двадцать, а у лягушки – девяносто.  Еще больше детей у рыб. У колюшки в гнезде из икринок выводятся мальки. Всего – сотня малышей. У леща – много тысяч. У трески не перечесть: наверно, миллион.  Животным часто приходится трудно: места их обитания разрушаются. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.  В охране природы нет маленьких дел. Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор. И порадуйся пению птиц!

Сколько у кого детей? 

У большинства крупных животных обычно бывает не более одного-двух детенышей. Им больше не выкормить: трудно. В лесу живет молодая лосиха. У нее два лосенка. А вот бредет медведица. В ее берлоге один медвежонок.

У птиц бывает по-разному. У маленького чижа пять птенцов. У этой серой куропатки – двадцать, а у страуса-папы целый детский сад – тридцать малышей.

Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в гнезде. А птицы, у которых птенцы сами могут добывать пищу, способны вырастить больше потомства.

Черепахи и лягушки мало заботятся о своем потомстве. У них много детенышей: у черепахи – двадцать, а у лягушки – девяносто.

Еще больше детей у рыб. У колюшки в гнезде из икринок выводятся мальки. Всего – сотня малышей. У леща – много тысяч. У трески не перечесть: наверно, миллион.

Животным часто приходится трудно: места их обитания разрушаются. Люди вырубают леса и осушают болота, строят плотины.

В охране природы нет маленьких дел. Помоги животным: повесь кормушку, посади дерево, убери мусор. И порадуйся пению птиц!

Перечислите названия рыб, о которых говорится в тексте. Перечислите названия птиц, о которых говорится в тексте. Найдите в тексте и выпишите, какой вред причиняет человек природе. Кто из животных, перечисленных в тексте, мало заботится о своём потомстве?  Прочитайте текст и заполните таблицу. Животные Количество детёнышей лосиха   медведица чиж     серая куропатка   черепаха   лягушка   колюшка   лещ   треска  
  • Перечислите названия рыб, о которых говорится в тексте.
  • Перечислите названия птиц, о которых говорится в тексте.
  • Найдите в тексте и выпишите, какой вред причиняет человек природе.
  • Кто из животных, перечисленных в тексте, мало заботится о своём потомстве?
  • Прочитайте текст и заполните таблицу.

Животные

Количество детёнышей

лосиха

 

медведица

чиж

 

 

серая куропатка

 

черепаха

 

лягушка

 

колюшка

 

лещ

 

треска

 

1. Почему у крупных животных бывает не более одного-двух детёнышей? 2. Почему птенцов в гнезде меньше, чем птенцов, которые сами могут добывать себе пищу? 3. Почему у страуса-папы количество детёнышей названо «детский сад»? 4. Дополните предложения. У страуса ----- детёнышей, потому что ------------------------------ . У чижа ----- детёнышей, потому что ------------------------------ . 5. Какие трудности испытывают животные, когда места их обитания разрушаются? 1. Покажите на схеме, как увеличивается количество детёнышей от лосихи до черепахи. Л -----------------------------------------Ч 2. Сосчитайте, сколько за 5 лет родится медвежат, чижей, черепах, мальков колюшки? 3. Предложите свои варианты помощи животным. 4. Нарисуйте плакат, призывающий охранять животных. 5. Предположите на основании данных текста, сколько детёнышей у слона, ласточки, жабы, кита, муравья? 6. Оцените и объясните, как посаженное дерево может помочь сохранить чижа в природе.

1. Почему у крупных животных бывает не более одного-двух детёнышей?

2. Почему птенцов в гнезде меньше, чем птенцов, которые сами могут добывать себе пищу?

3. Почему у страуса-папы количество детёнышей названо «детский сад»?

4. Дополните предложения.

У страуса ----- детёнышей, потому что ------------------------------ .

У чижа ----- детёнышей, потому что ------------------------------ .

5. Какие трудности испытывают животные, когда места их обитания разрушаются?

1. Покажите на схеме, как увеличивается количество детёнышей от лосихи до черепахи.

Л -----------------------------------------Ч

2. Сосчитайте, сколько за 5 лет родится медвежат, чижей, черепах, мальков колюшки?

3. Предложите свои варианты помощи животным.

4. Нарисуйте плакат, призывающий охранять животных.

5. Предположите на основании данных текста, сколько детёнышей у слона, ласточки, жабы, кита, муравья?

6. Оцените и объясните, как посаженное дерево может помочь сохранить чижа в природе.

Урок дружбы  Жили два воробья: Чик и Чирик.  Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.  «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.  - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.  - Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты ешь!  - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?  - Ты, наверное, прав. – ответил Чик.  Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:  - Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки и за урок…дружбы!

Урок дружбы

Жили два воробья: Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

- Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты ешь!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав. – ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки и за урок…дружбы!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ Что решил сделать Чик, получив посылку от бабушки? Назовите героев этого произведения. О чем Чик не сказал своему приятелю? Как звали героев сказки? Найдите в тексте, кем был Чику Чирик? Найдите и подчеркните в тексте, за что стало стыдно Чику?

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

Что решил сделать Чик, получив посылку от бабушки?

Назовите героев этого произведения.

О чем Чик не сказал своему приятелю?

Как звали героев сказки?

Найдите в тексте, кем был Чику Чирик?

Найдите и подчеркните в тексте, за что стало стыдно Чику?

 Восстановите последовательность событий в сказке: Как Чирик поступил с зернышками, которые нашел? Чик получил посылку. Друзья должны все делить пополам. Почему Чик решил не делиться пшеном? Какие из пословиц подходят к сказке? Спасибо за зернышки и за урок дружбы. Чирик нашел зернышки. Человек без друзей, что дерево без корней. Если я пшено раздавать буду, себе ничего не останется. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Чику стало стыдно. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Ты нашел, ты ешь. Дружба дороже денег. ПОНИМАНИЕ

Восстановите последовательность событий в сказке:

Как Чирик поступил с зернышками, которые нашел?

Чик получил посылку.

Друзья должны все делить пополам.

Почему Чик решил не делиться пшеном?

Какие из пословиц подходят к сказке?

Спасибо за зернышки и за урок дружбы.

Чирик нашел зернышки.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Если я пшено раздавать буду, себе ничего не останется.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Чику стало стыдно.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Ты нашел, ты ешь.

Дружба дороже денег.

ПОНИМАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ Нарисуйте иллюстрацию к этой сказке. Составьте вопросы к этому произведению. Сравните поступки Чика и Чирика, а затем объясните кто, по вашему мнению, поступил правильно.

ПРИМЕНЕНИЕ

Нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.

Составьте вопросы к этому произведению.

Сравните поступки Чика и Чирика, а затем объясните кто, по вашему мнению, поступил правильно.

АНАЛИЗ Какие чувства испытывает Чик в конце рассказа? Понял ли Чик свою ошибку? Докажите словами из текста. К какому жанру можно отнести произведение? Докажите. Объясните, почему Чик поблагодарил Чирика за урок дружбы? Объясните, почему Чик стал отмахиваться крылышками от предложения Чирика разделить зернышки поровну?  Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть. Составьте план сказки.

АНАЛИЗ

Какие чувства испытывает Чик в конце рассказа?

Понял ли Чик свою ошибку? Докажите словами из текста.

К какому жанру можно отнести произведение? Докажите.

Объясните, почему Чик поблагодарил Чирика за урок дружбы?

Объясните, почему Чик стал отмахиваться крылышками от предложения Чирика разделить зернышки поровну?

Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть.

Составьте план сказки.

СИНТЕЗ Сформулируйте главную мысль произведения. Оформите эскиз обложки книги, где будет напечатана эта сказка. В какой раздел учебника можно было бы поместить это произведение? Сказки Сформулируйте вопросы к тексту : Кто….. Я и мои друзья  Почему…… Напишите возможный вариант развития событий в том случае, если Чик отказался бы от зернышек Чирика. Рассказы о животных  Когда…..  Представьте себя бабушкой Чика и предположите, о чем могла написать она в письме ему и как могли бы развиваться события в сказке. И в шутку, и в серьёз

СИНТЕЗ

Сформулируйте главную мысль произведения.

Оформите эскиз обложки книги, где будет напечатана эта сказка.

В какой раздел учебника можно было бы поместить это произведение?

Сказки

Сформулируйте вопросы к тексту : Кто…..

Я и мои друзья

Почему……

Напишите возможный вариант развития событий в том случае, если Чик отказался бы от зернышек Чирика.

Рассказы о животных

Когда…..

Представьте себя бабушкой Чика и предположите, о чем могла написать она в письме ему и как могли бы развиваться события в сказке.

И в шутку, и в серьёз

ОЦЕНКА Закончите предложение: Настоящий друг это…. На какого героя ты хотел бы быть похожим? Почему? Какие качества ты бы хотел воспитать в себе? Чему учит эта сказка? Можно ли назвать Чика жадным? Почему? Как ты понимаешь слова Чика «Спасибо тебе за зёрнышки и за урок…дружбы» Объясните, почему сказка называется «Урок дружбы»? Какие варианты названия вы бы могли предложить? Закончи предложение «Я рекомендую своим друзьям прочитать эту сказку, потому что…»

ОЦЕНКА

Закончите предложение: Настоящий друг это….

На какого героя ты хотел бы быть похожим? Почему?

Какие качества ты бы хотел воспитать в себе?

Чему учит эта сказка?

Можно ли назвать Чика жадным? Почему?

Как ты понимаешь слова Чика «Спасибо тебе за зёрнышки и за урок…дружбы»

Объясните, почему сказка называется «Урок дружбы»? Какие варианты названия вы бы могли предложить?

Закончи предложение «Я рекомендую своим друзьям прочитать эту сказку, потому что…»

Понимание текста: зачем, чему и как учить?

Понимание текста: зачем, чему и как учить?

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СИСТЕМУ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.). Основная образовательная программа НОО образовательной организации. Программа формирования универсальных учебных действий «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)». Программы УМК по учебным предметам. Рабочая программа педагога по учебному предмету.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СИСТЕМУ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Протокол № 1/15 от 08 апреля 2015 г.).
  • Основная образовательная программа НОО образовательной организации.
  • Программа формирования универсальных учебных действий «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)».
  • Программы УМК по учебным предметам.
  • Рабочая программа педагога по учебному предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения ; различать на практическом уровне виды текстов ( художественный, учебный, справочный ), опираясь на особенности каждого вида текста; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); определять тему, главную мысль и героев произведения;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения ;
  • различать на практическом уровне виды текстов ( художественный, учебный, справочный ), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • определять тему, главную мысль и героев произведения;

определять главную мысль и героев произведения; оценивать поступки персонажей , формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; составлять характеристику персонажа ; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую , например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов).
  • определять главную мысль и героев произведения;
  • оценивать поступки персонажей , формировать свое отношение к героям произведения;
  • определять основные события и устанавливать их последовательность;
  • озаглавливать текст;
  • задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
  • составлять характеристику персонажа ;
  • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую , например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов).
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ) РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста ; делить тексты на смысловые части, составлять план текста ; вычленять содержащиеся в тексте основные события и  устанавливать их последовательность; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; понимать информацию, представленную разными способами : словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста ; использовать различные виды чтения : ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста ;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста ;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
  • понимать информацию, представленную разными способами : словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста ;
  • использовать различные виды чтения : ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ  Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод ; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

РАБОТА С ТЕКСТОМ:

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
  • находить аргументы, подтверждающие вывод ;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ  Выпускник научится: высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте ; подвергать сомнению достоверность прочитанного , обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • определять место и роль иллюстративного ряда в тексте ;
  • подвергать сомнению достоверность прочитанного , обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Этапы работы с текстом Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение). Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение). Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение). Виды и приёмы чтения Просмотровое Ознакомительное анализ заголовка, просмотр текста и рисунков, знакомство с оглавлением и аннотацией чтение по абзацам, по главам, Изучающее по частям, выделение значимой информации, расстановка условных графических знаков Рефлексивное выделение смысловых частей, поиск ключевых (опорных) слов, выявление деталей, подтекстовой информации, составление вопросов, составление плана, графической схемы  анализ заголовка (почему так называется?), обобщающая беседа и творческие задания

Этапы работы с текстом

  • Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение).
  • Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение).
  • Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение).

Виды и приёмы чтения

Просмотровое

Ознакомительное

анализ заголовка, просмотр текста и рисунков, знакомство с оглавлением и аннотацией

чтение по абзацам, по главам,

Изучающее

по частям, выделение значимой информации, расстановка условных графических знаков

Рефлексивное

выделение смысловых частей, поиск ключевых (опорных) слов, выявление деталей, подтекстовой информации, составление вопросов, составление плана, графической схемы

анализ заголовка (почему так называется?), обобщающая беседа и творческие задания

СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: описание (художественное и техническое); повествование (рассказ, отчѐт, репортаж); объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); аргументация (научный комментарий, обоснование); инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы). НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ: формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); таблицы и графики; диаграммы; таблицы и матрицы; списки;  карты.

СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ:

  • описание (художественное и техническое);
  • повествование (рассказ, отчѐт, репортаж);
  • объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
  • аргументация (научный комментарий, обоснование);
  • инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ:

  • формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
  • информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
  • расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
  • сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
  • призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
  • таблицы и графики;
  • диаграммы;
  • таблицы и матрицы;
  • списки;
  • карты.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).  Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  • Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.  Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.  Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

  • Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  • Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  • Выразительное чтение.
УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОС К ТЕКСТУ Прочитай стихотворение. Подчеркни вопросы в тексте. И.Токмакова Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам её спросить?  Как ты думаешь, что могла бы ответить ива? Запиши. Я плачу, потому что ________________________________ ____________________________________________________

УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОС К ТЕКСТУ

Прочитай стихотворение. Подчеркни вопросы в тексте.

И.Токмакова

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам её спросить?

Как ты думаешь, что могла бы ответить ива? Запиши.

Я плачу, потому что ________________________________

____________________________________________________

Для чего люди задают вопросы? Продолжи предложение. Запиши. Люди задают вопросы, чтобы________________________ ___________________________________________________  На какие вопросы ты хотел бы получить ответ? Выбери и запиши. Кто ____________________? Что ____________________? Где _____________________? Когда ___________________? Зачем ___________________? Что будет, если______________________________________? Правда ли, что _____________________________________? Что лучше _________________________________________?

Для чего люди задают вопросы? Продолжи предложение. Запиши.

Люди задают вопросы, чтобы________________________

___________________________________________________

На какие вопросы ты хотел бы получить ответ? Выбери и запиши.

Кто ____________________?

Что ____________________?

Где _____________________?

Когда ___________________?

Зачем ___________________?

Что будет, если______________________________________?

Правда ли, что _____________________________________?

Что лучше _________________________________________?

ОПУСТЕЛ СКВОРЕЧНИК И.Токмакова Опустел скворечник-  Улетели птицы,  Листьям на деревьях  Тоже не сидится.  Целый день сегодня  Всё летят, летят...  Видно, тоже в Африку  Улететь хотят.  Составь и запиши вопросы к тексту по опорным словам. Что ______________________________________________? Кто ______________________________________________? Кому ____________________________________________? Когда ____________________________________________? Куда _____________________________________________? Почему __________________________________________? В чем различие между _____________________________? Что будет, если ____________________________________?  

ОПУСТЕЛ СКВОРЕЧНИК

И.Токмакова

Опустел скворечник- Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Всё летят, летят... Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

Составь и запиши вопросы к тексту по опорным словам.

Что ______________________________________________?

Кто ______________________________________________?

Кому ____________________________________________?

Когда ____________________________________________?

Куда _____________________________________________?

Почему __________________________________________?

В чем различие между _____________________________?

Что будет, если ____________________________________?

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.  Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
УЧИМСЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ГЕРОЯ РАССКАЗА

УЧИМСЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ГЕРОЯ РАССКАЗА

Какие учебные пособия издательства «Просвещение» («Учлит») можно использовать для обучения смысловому чтению в начальной школе?

Какие учебные пособия издательства «Просвещение» («Учлит») можно использовать для обучения смысловому чтению в начальной школе?

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Цель работы с пособием — сформировать у обучающихся умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном.  Система заданий, предлагаемая в данном пособии ( работа со словом, предложением, текстом ), последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Цель работы с пособием — сформировать у обучающихся умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном.

Система заданий, предлагаемая в данном пособии ( работа со словом, предложением, текстом ), последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Смысловое чтение. 1 класс Концепт Книга Тема Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Сказка Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Весна Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Смех Учимся работать с текстом   Учимся работать со словом Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Друг, дружба Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Доброта Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом

Смысловое чтение. 1 класс

Концепт

Книга

Тема

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Сказка

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Весна

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Смех

Учимся работать с текстом

 

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Друг, дружба

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Доброта

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Смысловое чтение. 2 класс Концепт Тема Библиотека   Учимся работать со словом Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Пословица Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Осень Учимся работать с текстом Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Забота   Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Зима   Учимся работать со словом Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Писатель   Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением Учимся работать с текстом Совесть Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом

Смысловое чтение. 2 класс

Концепт

Тема

Библиотека

 

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Пословица

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Осень

Учимся работать с текстом

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Забота

 

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Зима

 

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Писатель

 

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

Учимся работать с текстом

Совесть

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Смысловое чтение. 3 класс Концепт Фольклор Тема Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Поступок Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Мама Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Быль Учимся работать с текстом   Учимся работать со словом Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Слово Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Автор Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом

Смысловое чтение. 3 класс

Концепт

Фольклор

Тема

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Поступок

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Мама

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Быль

Учимся работать с текстом

 

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Слово

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Автор

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Смысловое чтение. 4 класс Концепт Красота Тема Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Счастье Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Детство Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Верность Учимся работать с текстом   Учимся работать со словом Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Родина Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом Фантазия Учимся работать со словом   Учимся работать с предложением   Учимся работать с текстом

Смысловое чтение. 4 класс

Концепт

Красота

Тема

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Счастье

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Детство

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Верность

Учимся работать с текстом

 

Учимся работать со словом

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Родина

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Фантазия

Учимся работать со словом

 

Учимся работать с предложением

 

Учимся работать с текстом

Учимся работать с текстом М.Зощенко Золотые слова

Учимся работать с текстом

М.Зощенко

Золотые слова

 Папа, улыбнувшись, сказал: — Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось — у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара — вам надо крикнуть. И вместо наказания вы получили бы благодарность. Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд…  Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова.  И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.  И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым.

Папа, улыбнувшись, сказал:

— Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось — у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара — вам надо крикнуть. И вместо наказания вы получили бы благодарность. Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд…

Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова.

И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.

И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым.

"А что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение прежде всего сотворчество… ".

Марина Цветаева

Благодарю за внимание!  E-mail: inna-bybnova@yandex.ru

Благодарю

за внимание!

E-mail: inna-bybnova@yandex.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!