Любовниковская начальная общеобразовательная школа-детский сад филиал МОУ «Елатомская СОШ»
\
Окружающий мир
Внеклассное мероприятие
Тема: «Будь природе другом»
1 класс
Маслова Мария Алексеевна
учитель начальных классов
2016 г.
Пояснительная записка.
«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека», - говорил Михаил Пришвин. Человек всегда пытался приспособить окружающую среду для своего безопасного и удобного существования.Такое потребительское отношение привело к серьезнейшему экологическому кризису, поразившему всю нашу планету. Перед человечеством остро встала проблема уничтожения всего живого на Земле. В связи с этим, стала оформляться новая наука- экология и, как следствие этого возникновения появилась экологическая культура. « Экологическая культура- это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» (В.А. Ясвин). От уровня экологического воспитания зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет неминуемая гибель. Поэтому необходимо учиться не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей необходимо отдать. Школа является организующим началом в массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей общества. Наблюдая за детьми своего класса, я сделала вывод, что, зная правила поведения в природе, они не стремятся их выполнять. Считаю, что наряду с уроками необходимо проводить дополнительные внеклассные мероприятия по расширению знаний, полученных на уроке окружающего мира. Данная методическая разработка позволяет организовать работу, направленную на формирование уважительного отношения к природе, желания бережно, внимательно относится к окружающей среде, расширить познания учащихся о многообразии животного и растительного мира. В разработке внеклассного занятия я стремилась подобрать задания таким образом, чтобы они соответствовали физическим возможностям учащихся, ставя их в позицию активных участников. Для активизации познавательной деятельности и повышения качества полученных знаний на внеклассном занятии используется информационные компьютерные технологии, сочетание индивидуальной и групповой деятельности. А для лучшего усвоения знаний и работоспособности предусмотрена система регулирования активности и отдыха.
Цель данной методической разработки: закрепить знания, полученные на уроках окружающего мира и формировать ответственное отношение к природе и ее обитателям.
Задачи:
1.Расширить знания учащихся о природе.
2.Способствовать формированию интереса к окружающей среде и ее обитателям. 3.Способствовать выполнению детьми правил поведения в природе.
4.Формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, я использовала различные формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую. В методической разработке применяются следующие методы:
- наглядный (иллюстрации, учебная демонстрация);
- практический ( игровые задания, практические упражнения);
- словесный (беседа, рассказ).
Образовательное учреждение | Любовниковскаяначальная общеобразовательная школа-детский сад филиал МОУ «Елатомская СОШ» |
Учитель | Маслова Мария Алексеевна учитель начальных классов 8-951-103-61-32 |
Предмет | Окружающий мир |
Тема внеклассного мероприятия | «Будь природе другом» |
Класс | 1 |
Цель занятия | Развивать познавательные способности учащихся и коммуникативные навыки общения в ходе закрепления знаний, полученных на уроке окружающего мира. |
Задачи | 1)Образовательные: а) Дать понятие термина « экология»; б) Познакомить с царствами природы; в) Формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать, обобщать, делать вывод, давать свое мнение. 2) Развивающие: а) расширить кругозор детей о природе; б) развивать логическое мышление; в) развивать познавательный интерес к предмету. Воспитывающие: а) воспитывать навыки индивидуальной работы, уважительное отношение и любовь к природе. |
Оборудование | ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, фотографии грибов, видео с вопросами детей о природе, съедобные и несъедобные грибы (рисунки), карточки с ребусами, карточки « Кто спрятался на картинке ?», жетончики, медальки для победителей, карточки с названием рубрик, три разноцветные дорожки, детские рисунки, эмблемы «Правила поведения в лесу». |
Планируемые УУД | Личностные: Ценить и понимать базовые ценности: «добро», «уважение» , «природа». Формировать интерес к учению. Стремиться к получению новых знаний. Проявлять активность на занятиях. Соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: Определять цель выполнения заданий на внеклассном занятии под руководством учителя. 2.Следовать режиму организации внеклассного занятия. Коммуникативные: Слушать и слышать учителя; Уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; Участвовать в диалоге на уроке Познавательные: 1.Отвечать на вопросы учителя .Сравнивать, находить общее и различия 3.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. |
Хронометраж внеклассного занятия
Этапы урока | Время |
1.Оргмомент | 2-3 мин |
2.Вводная беседа | 8-10 мин |
3. Основная часть | 18-20 мин |
4. Заключительная часть | 5-7 мин |
Ход занятия
1.Оргмомент.
- Разные науки изучают природу. Это и ботаника- наука о растениях, и зоология- наука о животных и многие другие. Но есть особая наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их среде и как они на нее влияют. Наука- это ЭКОЛОГИЯ. Ее название произошло от древнегреческого слова «окос», что означает дом и «логос»- наука.
- Ребята, как вы думаете, о каком доме идет речь? (Ответы детей)
- Ведь природа- это общий дом для растений, животных и человека.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живешь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовется этот дом. ( Л. Дайнеко).
- Ребята, а если природа наш дом, как мы должны к ней относится? (бережно, заботливо, с уважением).
- Предлагаю вашему вниманию игру «Будь природе другом». Приглашаю вас посетить царства природы, поговорить о нашем отношении к окружающей среде, поиграть, поразмышлять и получить новые знания.
2.Вводная часть
- Ребята, сейчас я буду задавать вопросы, а вы, если знаете ответ, поднимайте руки. За каждый правильный ответ вы получите жетончик (Приложение). Тот, кто наберет три таких жетончика, становится участником игры и будет выбирать себе дорожку.
У нас есть три дорожки:
Зеленая- самая короткая, на ней нужно ответить всего на два вопроса и нельзя ошибаться.
Белая – на ней нужно ответить на три вопроса. Здесь допускается одна ошибка.
Розовая- самая длинная, на ней можно ошибаться два раза.
(Дети смотрят презентацию и отвечают на вопросы)
Вопросы:
Какая птица не летает? (страус, пингвин) СЛАЙД 2
Кого называют хозяином полярного края? ( белый медведь)СЛАЙД 3
Как называют детеныша овцы и барана? ( ягненок) СЛАЙД 4
Какие ноги у жирафа длиннее, задние или передние? (одинаковые) СЛАЙД 5
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? ( летучая мышь) СЛАЙД 6
Какие животные спят с открытыми глазами? ( рыбы) СЛАЙД 7
Какое животное считается самым пугливым? ( заяц) СЛАЙД 8
Колючее животное? ( еж) СЛАЙД 9
Гиппопотам по-другому? (бегемот) СЛАЙД 10
Царь зверей? ( лев) СЛАЙД 11
Как определить возраст спиленного дерева? ( по количеству колец на срезе) СЛАЙД 12
Как называется плод дуба? (Желудь) СЛАЙД 13
Как называется густой лес? (Чаща) СЛАЙД 14
Из чего вырастает колос? ( Из зерна) СЛАЙД 15
Растение, у которого вместо листьев колючки? (Кактус) СЛАЙД 16
Самое любимое русское дерево? (Кактус) СЛАЙД 17
Цветок, на котором гадают? (Ромашка) СЛАЙД 18
Разлинованная лошадка? (Зебра) СЛАЙД 19
Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах? (Рысь) СЛАЙД 20
Назовите любое растение, занесенное в Красную книгу?(Н-р:Ландыш и т.д) СЛАЙД 21
Самое древнее домашнее животное? ( Гусь) СЛАЙД 22
Животное, которое украшает российский герб? (Орел) СЛАЙД 23
Как называют листья можжевельника? (хвоя) СЛАЙД 24
Растения, от которых плачут? (лук, хрен) СЛАЙД 25
Как называют земляной орех? (арахис) СЛАЙД 26
Какая ягода самая большая? ( арбуз) СЛАЙД 27
Что образуется из бутона ? (цветок) СЛАЙД 28
Самый страшный враг леса ? (пожар) СЛАЙД 29
Какое растение жжется? (крапива) СЛАЙД 30
Как называется сушеный виноград? (изюм) СЛАЙД 31.
3.Основная часть
- Итак, у нас определилась первая тройка игроков.
- Ребята, мы с вами поговорим о царствах природы. Их всего пять, но сегодня на занятии мы познакомимся с тремя такими царствами. Чтобы узнать, о каком царстве природы мы будем говорить, с первой тройкой, я попрошу игроков выполнить групповое задание. У меня в руках конверт, в нем находятся буквы, из которых вам нужно сложить слово (Приложение).
- Ребята, какое слово у вас получилось?
(ответы детей)
- Правильно! Мы поговорим о Царстве Животных. А сейчас я спрошу у наших зрителей, знают ли они, кто такие животные? (ответы детей)
- А какие группы животных мы уже знаем?
(птицы, звери (млекопитающие), рыбы, насекомые)
- Уважаемые участники, перед вами три рубрики:«Доскажи словечко», «Кто спрятался на картинке?», «Дети о природе». (Приложение)
(участники выбирают рубрику и выполняют задания)
- Кто первый пройдет дорожку- побеждает.
«Дети о природе» (Видео)
«Доскажи словечко»
1)Трусливый , как… (заяц)
Злой, как…(собака)
Упрямый, как… (осел)
2)Тихий, как… (мышь)
Голодный, как…(волк)
Смелый, как..(лев)
3)Немой, как…(рыба)
Хитрый, как…(лиса)
Вольный,как…(птица)
« Кто спрятался на картинке?» (Приложение)
- Итак, победитель первой тройки игроков определен. Он получает медаль «Знаток Царства Животных» (Приложение).
- А сейчас мы все вместе отдохнем и поиграем в игру «Кто как говорит?». Я буду показывать вам картинку, а вы как говорит животное. (Фото)
- Настало время определить вторую тройку. Продолжаем смотреть презентацию и отвечать на вопросы. (Презентация )
- У нас определилась вторая тройка участников игры.
- Попробуйте, отгадать, о каком царстве мы с вами поговорим? Я каждому из вас даю конверты (Приложение ). В каждом конверте разные слова. Ваша задача: прочитать слово из своего конверта, а затем вместе подумать, как назвать это все одним словом.
(Ребятам даются конверты, в них слова: «трава», «дерево», «кустарник»)
- Правильно, ребята, все это растения.
(Участники выбирают рубрики)
А у нас снова три рубрики:
«Экоребусы» (Приложение)
«Растения в сказках»
«Четвертый лишний»
Назовите лишнее, объясните - почему?
«Растения в сказках»
Вокруг какого дерева ходил кот-сказочник из Лукоморья? ( Вокруг дуба, А.С. Пушкин)
В какой сказке младшая дочка попросила у отца привезти цветочек, которого бы краше не было на свете. ( «Аленький цветочек» С. Аксаков)
Из какого растения Фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы, Ш. Перро)
«Четвертый лишний»
Клен, береза, тюльпан, ель. Так как....
Груша, слива, тополь, вишня. Так как…
Осина, липа, дуб, ель. Так как…
- Победитель второй тройки игроков определен и получает медаль «Знаток Царства Растений». (Приложение)
- Ребята, а можно ли человеку обойтись без растений? (ответы детей)
- А животные смогут существовать без растений? (нет)
Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны.
И не станет красоты.
-Для чего человеку нужны растения? Что же мы можем сделать для растений? (Ответы детей)
- Ребята, скажите вы любите природу?
- Вы заботитесь о ней?
- Что делают друзья природы?
(они заботятся о природе, охраняют ее)
А можете ли вы назвать себя друзьями природы? (Ответы детей)
-А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Потопаем-похлопаем».
- Сейчас я буду называть фразы, а вы, если нужно сказать «да»- хлопайте в ладоши, если «нет»- топайте ногами.
«Друзья природы…
подкармливают птиц зимой.
вырывают растения с корнем.
разоряют птичьи гнезда.
делают скворечники.
рвут охапками цветы.
сажают деревья.
уничтожают муравейники.
ломают ветки деревьев.
- Сейчас мы узнаем, кто станет третьей тройкой. Сейчас я снова буду задавать вопросы, а вы руки поднимайте и смелее отвечайте (Презентация). ( Учащиеся отвечают, получают жетончики и становятся участниками игры).
- Уважаемые участники, в какое царство мы с вами отправимся? Чтобы ответить на этот вопрос, я снова даю каждому по конверту. (Приложение) Нужно из частей содержимого каждого конверта собрать картинку.
- Что это такое? (ГРИБ)
- Молодцы! Мы поговорим с вами о Царстве Грибов. Ребята в природе все взаимосвязано. Грибы являются неотделимой частью всего живого на Земле.
Загадка.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идем,
Если место попадется,
То лукошко наберем (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы - ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень красивое и увлекательное занятие. Отправляемся в Царство Природы!
(игроки выбирают рубрики) (Приложение)
1.«Угадай грибочек»
1) Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.(Подберезовик)
2)Царь грибов живет в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый)
3)Очень дружные ребята
У пенька живут ….(Маслята).
2.«Найди пять отличий» (Приложение)
3.«Узнай по картинке» (Фотография)
- У нас определился победитель третьей тройки игроков. Он получает медаль «Знаток Царства Грибов (Приложение). А теперь поиграем со зрителями. Игра «Собери грибочки». (Участвуют по три игрока. На полу разложены съедобные и несъедобные грибы (нарисованные) (Приложение). Необходимо собрать в корзиночки только съедобные грибы. Кто больше соберет – побеждает. Игра повторяется несколько раз с разными участниками).
-Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
-Ребята, а можно назвать лес домом?Почему?(Ответы детей)
-А для кого лес является домом?(Ответы детей)
- Правильно, ребята, лес –это дом для диких животных, растений, грибов.
-Давайте послушаем, какие правила нужно соблюдать в лесу.
(Заранее подготовленные дети рассказывают правила, используя эмблемы «Правила поведения в лесу»)
Лесные правила
1-й ученик: Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
2-й ученик: Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
3-й ученик: Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
4-й ученик: Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
5-й ученик: Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин дуб и лось.
6-й ученик: Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Муравейник не топчи,
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
7-й ученик: И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба-
Скажет: « Ты мой друг!
Тебе - спасибо!»
4.Заключительная часть
-Ребята, мы начали наше занятие с разговора о науке экология. Что же изучает данная наука? (Ответы детей) - Послушайте стихотворение С. Михалкова о горе-туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхаю, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли-
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
-Эй, ребята! - крикнул Дима,-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер.
В футбол играли-
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули - и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки-
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
-Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
-Как бы вы поступили на месте этих туристов?
-Какой вред наносят люди таким поведением?
-Ребята, вы рисовали рисунки на тему «Экология в опасности». Давайте рассмотрим их (Приложение).
(Несколько учеников кратко рассказывают, что изображено и как нужно относиться к окружающей среде)
- Ребята, вспомните правила друзей природы.
(Называют правила по очереди)
-Ребята, надеюсь, что вы всегда будете помнить, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
-На этом наше увлекательное путешествие в удивительный мир природы подошло к концу. Берегите и любите природу!
Список литературы
Аргунова М.В. На пути к устойчивому будущему: проблемы экологического образования и просвещения. Экологическое образование:
Эко-культурные традиции и инновации. Сборник материалов научно-практической конференции.- М.:МИОО- 2006г. С.23.
Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок . - Ярославль: «Академия развития», 1997г.
Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа.- 1989, №5, С.25-27.
Пелле Янсен. Всё о грибах. Издательство «Кристалл», 2004г.